Северо-Восточный... как вариант, Северо-Западный

Сергей Калиниченко
     Полярные плавания английских моряков XVI-XIX вв. Версия известных событий
    
     Не знаю, как сейчас, но весной 1992 года в залах ожидания северных аэропортов еще лежали романы. Затрепанные, часто без обложек, книги кочевали из кресла в кресло, помогая людям скрашивать долгие часы (иногда — сутки) ожидания погоды у северных морей, гор, рек. В том аэропорту, где сложилась тема этой статьи, оказалось сразу две книги: «Водители фрегатов» Н. К. Чуковского и «По Уссурийскому краю» В. К. Арсеньева. Их читали два мрачных невыспавшихся человека рядом со мной. Я заглядывал то в одну, то в другую.
     «После второго путешествия Кук решил отдохнуть. Ему шел уже сорок девятый год, он довольно поплавал по морям. И вот, пожертвовав почти все свои деньги, полученные из Адмиралтейства, на постройку общежития для престарелых моряков, он поселился в маленьком городке Гринвиче и занялся астрономией. Но он недолго оставался в бездействии. Весной 1776 года его вызвал к себе граф Сэндвич, первый лорд Адмиралтейства. «Кук, — сказал он, — вам придется еще раз совершить кругосветное путешествие. Адмиралтейство решило послать вас в новое плавание. Вы должны попробовать отыскать Северо-Западный проход со стороны Тихого океана». О существовании Северо-Западного прохода европейские ученые тех времен спорили так же много, как о существовании Южного материка. Защитники существования Северо-Западного прохода утверждали, что это пролив, который проходит через Северную Америку и соединяет Атлантический океан с Тихим. Предполагаемый пролив называли Северо-Западным потому, что надеялись найти его на северо-западе. Никто никогда этого пролива не видел, и тем не менее многие верили в его существование...  «Надо попытать счастья со стороны Тихого океана, — сказал граф Сэндвич Куку. — Вам придется проплыть вдоль всего западного побережья Северной Америки. Это совсем неисследованная область. Там еще не был ни один путешественник. В Плимутской гавани вас уже ждут два корабля. Ну что ж, согласны?»» [1]
     — Дался мистеру Куку холодный Северо-Запад! Плавал бы на Таити! Почему они так упорно бились об эти полярные льды? Джон Кабот в пятнадцатом веке, Френсис Дрейк в шестнадцатом, Генри Гудзон в семнадцатом… а в восемнадцатом Кук аж до Аляски добрался!.. — проворчал я, зевнул и перевел взгляд в другую сторону.
     «Вдруг сердце мое упало, — читал мой сосед, мусоля страницы пухлого тома, на корешке которого еще виднелись буквы «…рсеньев». — Я увидел промышленника. По опыту  прежних лет я знал, как опасны встречи с этими людьми. В тайге Уссурийского края надо всегда рассчитывать на возможность встречи с дикими зверями. Но самое неприятное  —  это  встреча  с  человеком… Человек,  завидевший  другого  человека, прежде всего должен спрятаться и приготовить винтовку… Но надо отличать зверопромышленника от промышленника. Насколько первый  в большинстве  случаев  отличается  порядочностью,  настолько  надо  опасаться встречи со вторым. Промышленник идет в тайгу не  для  охоты,  а  вообще  «на промысел». Кроме ружья, он имеет  при  себе  саперную  лопату  и  сумочку  с кислотами. Он ищет золото, но при случае не прочь поохотиться за  «косачами» (китайцами) и за «лебедями» (корейцами), не прочь угнать чужую лодку… Передо мной был именно промышленник. Одет  он  был  в  какой-то  странный костюм, наполовину китайский, наполовину русский. Он шел наискось мимо меня, сгорбившись, и все время оглядывался  по  сторонам.  Вдруг  он  остановился, проворно сдернул с плеча свою винтовку и тоже спрятался за дерево. Я  понял, что он меня увидел. В таком положении мы пробыли несколько минут. Наконец, я решил отступать. Тихонько я пополз по кустам назад и через  минуту  добрался до другого большого дерева. Промышленник тоже отходил и прятался в кустах… Чуть-чуть между деревьями мелькала его  синяя  одежда»… [2]
     Скрежет огромных матерчатых баулов, волочимых по бетонному полу, отвлек меня от соседской книги. Народное название таких сумок: «мечта оккупанта». Сердце почему-то вздрогнуло: а самолет не упадет, когда эти баулы проследуют вместе с их хозяином на посадку?.. Когда я поднял глаза, настало время вздрогнуть еще раз. Передо мной оказался наяву арсеньевский промышленник. Без ружья, правда. Остальное было налицо. Полукитайская-полурусская одежда (синяя куртка, привезенная «челноками», летчицкие унты, теплые штаны от какой-то униформы и здоровенная меховая шапка). Сгорбленная волчья фигура.  Но главное — особый ощупывающий взгляд. На посадку он проследовал впереди всех нас задолго до того, как посадку объявили по радио. Без досмотра. Билет с причитающимися штампами дала ему обширная тетя в аэрофлотовских погонах. В салоне один баул разорвался. Высунулись мятые сальные шкурки каких-то пушных зверей. Детина матернулся. Пожилая пассажирка с лицом школьной учительницы тихо попросила его быть чуток аккуратнее. Он молча глянул на нее. Один раз. И пассажиры старались не смотреть в его сторону до самого конца полета.
     Так совместились для меня сугубая житейская реальность и мифический Северо-Восточный проход, легенда полярных капитанов. Или Северо-Западный. Смотря с какой стороны его искать. Он якобы издревле петляет в суровых краях, ныне именуемых Канадской Арктикой, и хоть на неделю в году освобождается ото льдов, становясь пригодным для судоходства. «Европейским купцам… для того чтобы попасть в Индию, в Китай, в Японию, приходилось обходить кругом либо всю Африку, либо всю Южную Америку. А это намного удлиняло путь и удорожало плавание. Открытие Северо-Западного прохода дало бы возможность кораблям проникать кратчайшим путем из Европы во все страны Дальнего Востока» [3]. А где можно проложить наикратчайший морской путь из Европы в Китай? Взгляните на глобус! Через Северный Ледовитый океан и тот самый полярный проход, к которому рвались многие, многие, многие.
     XV век. Джон (хотя вообще-то Джованни) Кабот переселяется из солнечной Генуи в туманный Лондон, получает королевский патент на право плавания под английским флагом с целью открытия и изучения новых земель и «в 1497 году отплывает из Бристоля на запад, намереваясь найти морской путь в Китай. В конце июня достиг холодной и пустынной «земли», очевидно, п-ова Лабрадор или о. Ньюфаундленд. Это было первое со времен норманнов достоверное посещение европейцами Североамериканского материка (сам Кабот считал, что обнаружил путь в Восточную Азию, но зашел слишком далеко на север)» [4]. В 1498 году — новая западная экспедиция. Возвращаясь в Англию, старина Джон  пропал без вести. Дело перешло к его сыну Себастьяну. Кабот-младший, послужив сначала испанской короне, почему-то решил таки вступить в английскую службу… и, став главным смотрителем морского ведомства, одним из основателей английского морского флота, продолжал посылать мореходов на поиски своей Северо-Западной фата-морганы. Вариант: Северо-Восточной. Ведь именно на северо-восток от Англии в следующем XVI веке ушла на корабле «Благое предприятие» одна из его команд во главе с Ричардом Ченслером, достигшая Северной Двины в районе Архангельска. Оттуда сэр Ричард — уже посуху — добрался до Москвы, где в 1553 году заключил знаменитый торговый договор между Англией и Русью. Просились «англицкие немцы» и дальше, упоминая какую-то крайне желанную для них реку Изленди, по которой можно якобы проплыть в Китай, да московский король Иоанн Ужасный (хотя вообще-то царь всея Руси Иван Грозный) им пути не дал, отговорившись: ходу к той реке «с две тыщи верст»…
     XVI век. 18 декабря 1577 года Френсис Дрейк, еще не сэр, но уже корсар, пылая желанием отомстить испанцам-работорговцам, которые во времена оны сильно помешали его собственному работорговому промыслу, во главе эскадры из пяти кораблей вышел на тропу войны против испанских тихоокеанских колоний. Правда, благородное чувство мести тут играло, похоже, предпоследнюю роль. На первую роль выдвигались королева Елизавета I и группа придворных, включая государственного казначея лорда Берли и министра внутренних дел Френсиса Уолсингема. Без них вряд ли были бы собраны необходимые средства для проведения экспедиции 1577-1580 годов. Основная официальная цель экспедиции — поиск предполагаемого Южного материка — как-то быстро забылась... но зато все участники получили, в итоге, «доход в 47 фунтов стерлингов на каждый вложенный фунт» [5]. Почему Дрейк решил подойти к испанским колониям «со стороны Тихого океана», а не с Атлантики, более близкой к Британским островам? Вопрос! «Чтобы застать испанцев врасплох» [6]! Ответ!.. 23 августа 1578 года вышли в пролив, позже названный проливом Дрейка. Сильнейший шторм продолжительностью пятьдесят два дня разметал корабли по океану, названному Тихим в предыдущем кругосветном плавании (плавании Магеллана и эль Кано). На сей раз океан оправдал свое второе имя: Великий. Из пяти кораблей остался один, знаменитая «Золотая лань». Она «повернула на север и двинулась вдоль побережья Южной Америки. Успех Дрейку принес фактор внезапности и быстроходность корабля. Дрейк захватил несколько испанских судов и разграбил порт Вальпараисо, погнался за кораблем Какафуэга, груженным золотом, который направлялся  в Панаму» [7]. А от Панамы двинулся еще дальше на север. Уже — не в смысле географического направления. В самом деле на север. К современной Канаде. Зачем? Там ходило еще больше золотых галеонов? Вопрос! Их там вообще не было. Ответ! Правда, хитрый корсар, «похоже, намеревался возвращаться через предполагаемый Северо-Западный проход» [8]. Хм… ладно, замнем для ясности, где уж нам, простецам, оценить чужую хитрость?.. «Примерно на широте Ванкувера (никаких судовых журналов не сохранилось) из-за плохой погоды Дрейк был вынужден повернуть на юг и стать на якорь несколько севернее современного Сан-Франциско. Место стоянки, названное им Нью-Альбионом, было установлено в 1936 году благодаря находке медной пластинки с датой 17 июня 1579 г. примерно в 50 км к северо-западу от пролива Голден-Гейт (теперь бухта Дрейка). На пластинке выбита надпись, объявлявшая данную территорию владением королевы Елизаветы. Затем Дрейк пересек Тихий океан и достиг Молуккских о-вов, после чего вернулся в Англию», совершив второе в мире кругосветное путешествие [9].
     XVII век. В 1607 году Генри Гудзон (или Хадсон) «уходит в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений» [10]. По другим сведениям, «ему было поручено возглавить экспедицию для поиска прохода в Китай через Северный полюс. Средства были предоставлены английской Московской компанией, основанной в 1555 году Себастьяном Каботом и еще одним Генри Гудзоном (вероятно, однофамильцем)» [11]. У восточных берегов Гренландии, наткнувшись на ледяной барьер, он повернул на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (ныне Шпицберген), продвинулся до 80° северной широты. В 1608 году — второе путешествие в Арктику. Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Почему уже не Московской? «Похоже, две неудачные попытки отбили у Московской компании желание найти более короткий торговый путь в Китай» [12]. Логично. У меня бы тоже отбили. Вышел он из Амстердама в апреле 1609 года. «Ему была предоставлена свобода выбора между Северо-Восточным и Северо-Западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали корабль. Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным неким капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса… В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и оттуда попытался сыскать несуществующую дорогу в Китай» [13]. По крайней мере, до реки Гудзона старый добрый Генри добрался. На обратном пути был захвачен британскими властями, задержан в пределах Туманного Альбиона, выслушал суровое напоминание о том, что англичане, желающие заниматься какими-нибудь открытиями, «должны их делать в пользу своего собственного отечества» [14]... и третью экспедицию осуществил уже как  служащий другой Ост-Индской компании: английской. Согласно другой формулировке, более обтекаемой, «последнее плавание Гудзона было предпринято в интересах группы лондонских предпринимателей» [15]. Маленькое судно «Дисковери» («Открытие») с командой 23 человека вышло на штурм Северо-Западного прохода 17 апреля 1610 года. В устье Темзы ссадили на берег навязанного им чужого офицера — представителя компании, которого они до начала плавания знать не знали. Однако свои люди тоже повели себя странным образом. Исход известен. Запись в бортовом журнале — «3 августа 1610 года мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор, я назвал мыс у входа из пролива с южной стороны: Вулстенхолм» — была последней, сделанной рукой самого Гудзона. Другие пишут следующее: «В августе он открыл залив своего имени, где в течение многих недель безуспешно пытался найти проход в Тихий океан. В конце концов корабль вмерз в лед. Команда организовала заговор. В июне 1611 года, через три дня после освобождения судна из ледового плена, мятежники посадили Гудзона с сыном Джоном и семью верными членами команды в небольшую шлюпку. «Дискавери» вернулся в Англию через два месяца, Гудзон и его спутники погибли» [16].
     Наконец... век XVIII, просвещенный век сэра Кука (хотя сэром Кук стал далеко не сразу)…
     Хорошая штука Интернет! Информации — масса. Чуть тряхни, сыплется ссылка за ссылкой. Но, увы, и там в поисках ответа на вопрос — почему Кук истратил столько своих сил и государственных средств на штурм северных полярных морей? — придется изрядно попотеть, продираясь через дебри обтекаемых формулировок. 
     «Через год после возвращения в Англию Кук снова возглавил экспедицию на кораблях «Резольюшен» и «Дисковери» к северо-западному побережью Америки. Во время этого плавания были открыты Гавайские острова, несколько неизвестных до того островов в Полинезии. Пройдя Беринговым проливом в Северный Ледовитый океан, Кук попытался идти на восток вдоль побережья Аляски, но путь его кораблям преградили сплошные льды. Неудачей окончилась и его попытка пройти из Тихого в Атлантический океан вдоль побережья Евразии» [17]…
     «Кук задался целью найти Северо-Западный проход из Европы к странам Востока. Эта экспедиция отправилась в плавание в июле 1776 на судах «Резольюшен» и «Дискавери» (последнее — под командой капитана Ч. Клерка)» [18]… Да зачем же он ему был нужен, тот проход? С чего ради сэр Кук, испытав фиаско в южных, антарктических полярных льдах, на склоне лет возмечтал о столь же неуютных северных, арктических?
      «Экспедиция 1776-80 на двух судах «Резольюшен» и шлюп «Дисковери» была направлена на поиски Северо-Западного прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль берегов Северной Америки и захвата новых земель» [19]… Вот это, как говорится, — теплее! Только зачем же понадобились английской короне северные стылые земли, когда над ее гораздо более комфортными южными владениями уже и так переставало заходить солнце?
      «Во время следующей экспедиции Кук задался целью найти Северо-Западный проход из Европы к странам Востока» [20]… Почти горячо! Вновь богатый Восток… шелка, пряности. Вновь кто-то, крутанув глобус, справедливо заметил: кратчайший путь от Англии до тихоокеанских портов Китая проходит через Северный полюс. Хорошо!
     А у Карла Маркса сказано еще лучше. Не модно сейчас цитировать Маркса, да как удержаться… хотя он сам цитировал высказывание некоего журнала «Куотерли ревьюэр», говоря: если можно получить прибыль в 300%, для капитала нет такой авантюры, «нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» [21]. В годы моего студенчества эту фразу старательно заучивали по книгам, в обыденной российской жизни она ничем не подтверждалась. Сейчас достаточно, оторвавшись от книг, элементарно глянуть по сторонам, чтобы убедиться, насколько хорошо умел дедушка Карл делать долговременные выводы из чужих статей в журналах XIX века… хотя нас интересует XVIII-й.
     Открываем следующие ссылки.
     «19 июня [1778 года. — К. С.] на «Резолюшн» слышат сигнал тревоги «Дискавери», идущая в двух милях позади, дала пару пушечных залпов Скоро выясняется, что на ее борту гости — эскимосы Они приплыли на байдарках и привезли с собой записку бережно уложенную в старинную деревянную шкатулку. Прочитать письмо англичане не смогли, Кук предположил что оно написано кириллицей. Но ему нет до этого дела, он поплывет дальше. Офицеры решительно протестуют: ведь возможно, что записку прислали моряки, которые потерпели кораблекрушение у одного из скрытых в тумане островов Примерно через неделю эскимосы привозят на «Резолюшн» еще одно послание Кук отправляет их обратно, снабдив запиской (по-английски и по-латински) с именами своих кораблей, их командиров и датой. Еще через несколько месяцев береговая линия поворачивает на северо-восток. Несмотря на туман и шторм, 28 июня Кук огибает западную оконечность Аляски и выходит в Берингово море… Надежда найти вожделенный проход из Тихого океана в Атлантику, обогнув Америку с севера, окончательно угаснет 17 августа: дозорный замечает впереди сплошные ледяные поля, а на следующий день кораблям приходится лечь в дрейф перед ледяной стеной, достигающей четырех метров в высоту 70 градусов 44 минуты северной широты Дальше Кук не пойдет… Между береговыми скалами и льдами не видно просвета ни со стороны Аляски, ни на севере, со стороны Сибири. 29 августа 1778 года Кук, сдавшись, приказывает взять курс на юг… Второго сентября барки огибают Восточный мыс (ныне мыс Дежнева) — самую восточную точку Азии, а еще через месяц бросают якорь возле Уналашки, одного из Алеутских островов. Здесь они встречают русских охотников на пушного зверя. Начальник артели берется отослать по русской почте письмо Кука в лондонское Адмиралтейство. В нм капитан рассказывает о проделанном путешествии и о своих планах снова плыть в Арктику следующим летом, так как пока не желает признать себя побежденным. Это было последнее письмо Кука» [22]. (орфография и пунктуация не мои. — К. С.).
     А вот еще: «В октябре 1778 года на острове Уналашка Кук встретился с русским мореходом Герасимом Измайловым, передавшим Куку все, что он знал о северной части Тихого океана. Кое-где он исправил карты, составленные Куком, и дал скопировать свои… Кук тоже пользовался российскими картами, которые попали к нему, потому что секретные материалы экспедиции английским шпионам удалось раздобыть через лейб-медика Екатерины II» [23], но карты, которые были у скромного штурмана Измайлова, служившего на скромном промысловом судне капитана Якова Ивановича Сапожникова, оказались гораздо точнее.
     Вам не вспомнилась колоритная личность, которая везла собольков и лисиц из северного поселка в 1992 году? Времена… нравы… как там в пословице? Хотя, по-моему, изменилась только материальная база.
     Китай — Китаем, пряности — пряностями, но пока в северных широтах водятся ценные пушные звери, торговля мехами будет приносить вышеупомянутые триста процентов. И не меньше. И больше. И виселица давно отменена. И обыкновенный тюремный срок по обыкновенной статье закона, примененной после долгого следствия (в том исчезающее редком случае, когда следствие закончится и суд состоится), не пугает «промышленников» даже сейчас. Чего они боялись раньше? До бога-де высоко, до царя-де далеко…
     Нет добра без худа. Нет и худа без добра. Студеная Аляска, которую Кук посетил, была задолго до Кука освоена русскими промышленниками. Притом освоена всерьез. «Полный цикл освоения русскими промышленниками Алеутских островов состоялся в период с 1743 по 1783 гг. — от первой промысловой экспедиции Е. Басова и А. Серебренникова до основания в 1784 г. первого постоянного русского поселения в Америке Г. И. Шелиховым и началом «правительственного» этапа в освоении Русской Америки», справедливо указывает Михаил Тарасов в своей работе «Промысловое освоение Алеутских островов русскими промышленниками (1743-1783): взаимоотношения с алеутами и эскимосами» [24]. А освоена всерьез — это значит: состоялся не простой грабеж природных богатств (пока было что грабить). Это значит: состоялось приведение местных жителей в ясак и в российское подданство. В предыдущем семнадцатом веке в Сибири первое знаменовало собою второе. Приводили «сибирских иноземцев» в ясак не только служилые государевы люди — официальные лица, но и лица частные, которые служили царю, как тогда говорилось, «своими головами». В переводе это выраженьице, «своими головами», означало — по своей инициативе, на свой риск (и чаще всего за свои деньги). А еще означало: царю служить да себя блажить, риск оправдывать. Вся сибирская история полна таких примеров. Ну да ладно, служили ведь! Ясак взят, — стало, ясачные плательщики признали над собою руку царя. Никаких вопросов ни у кого никогда не возникало. Вопросы начались потом. В конце ХХ века некоторые даже засомневались: а вообще, привел ли Сибирь-матушку под российскую юрисдикцию Ермак Тимофеевич, посланный в поход не царем, а торговыми людьми Строгановыми? Может, Сибирь, она — тово — до сих пор и не российская вовсе, раз бумаги по форме не составлены [25]?.. Однако вернемся в XVIII век.
     1749 год: передовщик промысловиков А. Толстых уговорил первых пятерых жителей острова Атту принять российское подданство и уплатить ясак. В 1755-1757 годах промышленники с шитика «Святой Николай» собрали ясак с шестидесяти алеутов на Ближних островах. На острове Танага в центральной части Алеутских островов, где В 1756 году побывал корабль «Св. Петр и Павел», сбор ясака был сорван по вине самих промышленников: были случаи грабежа и насилия в отношении алеутов. На Ближних Алеутских островах, где занимался промыслом экипаж корабля «Св. Андреян и Наталья» под командой А. Толстых, отношения вполне сложились и ясак за 1758-1759 годы был беспрепятственно собран. В 1759 году на острове Умнак из группы Лисьих островов бот «Св. Иулиан» установил с алеутами дружественные связи — шла торговля, начался обмен подарками. Аборигены признали себя подданными Российской империи и уплатили ясак. На острове Кыска из группы Крысьих островов в 1758 году отношения не сложились по вине алеутов, которые напали на промышленников, потерпевших крушение. Указ об утверждении местного «тоена»-вождя в российском подданстве, врученный на острове Атту командой судна «Св. Иоанн Предтеча» в 1758 году, тоже не смог сразу наладить отношения между русскими промышленниками и алеутами. Алеуты убили двенадцать человек из команды судна «Св. Владимир» в 1759 году на острове Амля из группы Андреяновских островов, остальных спас экипаж бота «Св. Гавриил», подошедшего к острову. «Св. Гавриил» под командой Г. Пушкарева в 1760-1761 годах зимовал на острове Атха, однако оставил его из-за опасности от аборигенов. Но Пушкарев взял с собой около 30 алеутов, отправился на восток и первым из русских достиг Аляски, где остался на вторую зимовку. Отношения с местными племенами, первоначально мирные, скоро ухудшились и там: после того как в 1762 году Пушкарев вместе с партией промышленников «учинил насилие женщинам Унги» (остров из группы Шумагинских островов) алеуты нападают на русских, убивают 8 человек и сжигают лагерь. В ответ промышленники убивают 7 аманатов. Последующие нападения вынуждают русских оставить Аляску. Летом 1761 года на островах Булдырь и Кыска из числа Крысьих островов команда «Св. Иоанна Устюжского» под водительством В. Шошина уничтожила все местное население, чтобы обезопасить промышленников. Другую политику в отношении туземцев проводил А. Толстых. Его судно «Св. Андреян и Наталья» в 1761 году пришло на остров Атту. Здесь Толстых вручил местным тоенам подарки. Прибыв на остров Канага, Толстых так же вручает местным алеутам дары. Благодаря этому удалось опять же собрать ясак с алеутов главных островов Андреяновской гряды, где жило около трех тысяч человек, а также добыть большое количество пушнины. В 1763-1764 годах на Лисьих островах — новый конфликт между промышленниками и аборигенами, самый острый из всех. Насилия, убийства и грабежи со стороны промышленников вызвали массовое восстание алеутов, в ходе которого было уничтожено четыре корабля: «Св. Иоанн», «Св. Троица», «Св. Захарий и Елизавета» и «Св. Николай» вместе с экипажами (всего 162 человека; удалось спастись только 13 промышленникам). В 1763 г. судно «Св. Андреян и Наталья» достигло острова Кадьяк у побережья Аляски, население которого состояло из эскимосов. (Это была первая встреча русских с аляскинскими эскимосами). Попытки промышленников привести аборигенов в российское подданство, взять аманатов и собрать ясак привели к конфликтам. Только в течение зимовки 1763-1764 годов были постепенно восстановлены терпимые отношения. Началась торговля, удалось взять ясак с двух кадьякцев. В 1764 году экипаж судна «Св. Андреян и Наталья», по приходе на остров Умнак, обнаружил следы убийства русских промышленников. Совместно со спасшимися промысловиками экипаж корабля устраивает карательную экспедицию в ходе которой «истребил без остатка все селения бывшие на южной стороне Умнака». 1764 год, остров Уналашка. Экипаж бота «Св. Петр и Св. Павел» также обнаружил останки русских артельщиков. Но, несмотря на начавшиеся нападения алеутов, от каких-либо действий против аборигенов воздержались. Только после зимовки, когда к промышленникам присоединились спасшиеся входе резни члены экипажа «Св. Троицы», был устроен карательный рейд против туземцев в ходе которого было уничтожено от трех до пяти тысяч аборигенов. В 1766 году алеутам опять удалось уничтожить большую группу русских промышленников на острове Умнак. Погибло пятнадцать человек из экипажа бота «Св. Павел». А в 1765-1767 годах экипажу судна «Св. Владимир» удалось беспрепятственно собрать ясак с алеутов острова Атту. В 1767-1770 годах ведший промысел на Андреяновских островах экипаж бота «Св. Петр и Св. Павел» также не встретил осложнений в контактах с алеутами. В 1775-1778 годах капитану корабля «Св. Владимир» П. Зайкову удалось привести в русское подданство 89 алеутов с острова Унимак и собрать с них ясак.
     Михаил Тарасов указывает: «Необходимо… заметить, что часто в конфликтах были виновны алеуты, нападавшие на промышленников с целью грабежа» [26]. От себя добавим: увы, на что иное тогда нельзя было всерьез рассчитывать. Народ, живущий исключительно охотой, рыбной ловлей и собирательством, на все и на всех смотрел чересчур по-своему — как на добычу, улов или находку.  И н о е  надо было  с о з д а т ь.  Упорным целенаправленным   с о в м е с т н ы м   трудом, в ходе какового труда нужно было осуществлять   в з а и м н о е   положительное влияние друг на друга. Этот труд имело место быть. «Принимались меры и к мирной инкорпорации алеутов в русскую жизнь. Широко была распространена практика вывоза последних на Камчатку, где их обычно крестили и обучали русскому языку с тем чтобы впоследствии сделать из них переводчиков и проводников русской политики на островах. Часто такие люди возвращались на родину в звании тоенов, утвержденных камчатской администрацией» [27]. Правда, сэр Кук оценил подобную практику не весьма положительно: «По его наблюдениям, алеуты были уже полностью подчинены русским, причем «некоторые из них жили с промышленниками в качестве слуг или рабов». <…> Описал Кук и детей алеутов, живших вместе с промышленниками, — очевидно аманатов» [28]. Ну что ж, по-куковски оценил. С точки зрения своих соотечественников своего века, который пышно процветал цветами плантационного рабовладения в английских колониях, где подчинение было не только воистину полным, но и — в отличие от российской практики всех веков и тысячелетий — воистину крупномасштабным. В своем-то глазу бревно не так заметно, как соринка в чужом… хотя это другой поворот темы.
     Возвращаясь к нашей теме, повторим еще раз тот вопрос, который уже задан. Что было нужно ему, сэру Куку, в арктических и субарктических водах? Почему он, как пишут исследователи, «задался целью найти Северо-Западный проход из Европы к странам Востока»? Зачем понадобились ему сначала побережье современного Орегона, а затем и Берингов пролив (который он же и назвал Беринговым) [29]? Для чего рвались к Полярной звезде Джон и Себастьян Кабот, гроза испанских галеонов Френсис Дрейк, Генри Гудзон, Уильям Баффин и многие, многие другие?
     Русским поморам, а от них сибирякам сдревле известно такое психическое заболевание: мерячка. В разгар полярной ночи вполне здравомыслящий дотоле человек, умевший никогда и нигде не упускать выгоду (а на промысел идут ради выгоды, знамое дело!), вдруг без всякой цели выскакивает из зимовья — вариант: соскакивает с зимующего судна — и мчится по сугробам точнехонько к северному магнитному полюсу. Лови, не лови, во второй раз сорвется-сбежит… в третий… в десятый… и все-таки замерзнет на бегу!.. Может, Северо-Западная — вариант: Северо-Восточная — роман­тическая фата-моргана джентльменов в европейских капитанских кафтанах всех времен как раз и есть такая вот облагороженная, джентльменизированная мерячка?
     Или, может быть, все проще? Во всяком случае, пока действует упомянутая нами закономерность «трехсот процентов». Либо не трехсот. Сколько их было у сэра Френсиса Дрейка, если «доход в 47 фунтов стерлингов на каждый вложенный фунт»? Знатоки тогдашней сложной недесятеричной системы счёта денег, подсчитайте-ка!
     Сверхстремленье к сверхприбылям — это род психического расстройства. Но экономический интерес (который часто переплетается с политическим) — это экономический интерес, а приоритеты — это приоритеты. И не стану больше интриговать читателя. Походы Кабота-старшего пришлись на последние трудные годы великого князя всея Руси Ивана Третьего: то обострение, то временное улучшение, то вновь долговременное обострение отношений с Литвой, проблемы на других рубежах, проблемы внутренние… Плавания Кабота-Младшего с его послан­цами — на середину 1550-х годов, когда царь-государь всея Руси Иван Четвертый сворачивал свою реформаторскую деятельность и постепенно становился Грозным. Походы Генри Гудзона —1607-1612 годы, злая российская Смута: династия Рюриковичей пресеклась и стало вообще не ясно, существует ли на Руси хоть какое-то государство. Третье кругосветное путешествие сэра Кука началось в 1776 году, когда вся Россия вздрагивала при слове «Пугачев». Вот вам и закономерность. Вот вам все экономические интересы вкупе с приоритетами!
     Российское государство (как всякое другое) время от времени переживает тяжкие периоды. А другие государства этим пользуются. Пользуется и старая добрая Англия, у которой (по словам одного современного политика) все варианты отношения к России за все века наших контактов сводились к скромному диапазону: от скрыто-враждебных до открыто-враждебных.
     Сходится?
     Проверим еще раз. Плавание англичанина Джеймса Росса в составе полярной экспедиции по отысканию Северо-Западного прохода началось летом 1831 года. Что происходило с Россией и с государством Российским? Государство Российское и император Николай I в частности напуганы революциями 1830 года. Особенно — не той, которая возвела на трон Луи-Филиппа во Франции, хотя с Францией начинает опасно сближаться Англия, а той, которая в маленькой Бельгии задела личные интересы родной сестры государя, вышедшей замуж за нидерландского принца. «При получении известия об отложении Бельгии от Нидерландов Николай привел на военное положение значительную часть своей армии, несмотря на возражения министра финансов Канкрина  и великого князя Константина Павловича. Армии этой не пришлось, однако, выступать в поход к берегам Рейна, так как 17 ноября 1830 г. вспыхнуло восстание в Варшаве, разросшееся, вследствие нерешительности великого князя Константина Павловича и затем фельдмаршала Дибича, в длительную 9-месячную войну, окончить которую пришлось уже вытребованному с Кавказа Паскевичу. Временное польское правительство пыталось сначала вести с Николаем переговоры, причем выставило требование присоединения к Царству Польскому остальных частей прежнего польского государства, присоединенных к России при Первых трех его разделах. Когда Николай отказался вести переговоры и предложил восставшим добровольно положить оружие к назначенному им сроку, обещая за это амнистию, то сейм, собранный в Варшаве, объявил династию Романовых  лишенной польского престола» [30]. Государь по-военному прямо заявил: так или этак, но дисциплина во вверенной ему империи будет. И не просто заявил. Разве Чаадаев с его проанглийскими «Фило­софическими письмами» (1836 г.) был единственный, кто убедился в том на собственном опыте? Хотя досталось, как всегда, не тем, кто больше всех виноват, а тем, кому досталось… но ладно уж, это — опять XIX век. Вернемся к XVIII-му. Зададим себе вопрос, которого до сих пор не задавали.
     Могла ль злая, недружелюбная, завистливая, двуличная Англия поступать иначе?
     Представим ситуацию. Некая крупная компания в некоем славном городе на реке Темза (хотя вообще-то — Темз) торгует соболями. Продаёт их без проблем, зато с некими прибылями. Привыкает к прибылям. К хорошему быстро привыкаешь. А тут — р-р-раз — ситуация: соболей продавать некуда, все магазины Сити уже переполнены отличным мехом… без клейм данной крупной компании! От-ку-да?!! Вопр-р-ос! Хозяева магазинов молчат. Коммерческая тайна. Только ухмыляются. Нет ответа!!! Поди ты заставь их говорить!!! Личность в Англии — неприкосновенна, вздёрнуть конкурентов на дыбу в гараже и прижечь им пятки старой автодвигателегреечной лампой ну никак нельзя! Никак! От слова «совсем»! Джентльмены из пострадавшей крупной компании делают другое. Они поднимают по тревоге нужного лорда или депутата, нажимая на него, как на курок. Лорд зовёт к себе проверенных бывалых капитанов. Спокойным, тихим, очень решительным голосом ставит задачу: найти доселе не известный путь, по которому контрабандный меховой товар без клейм проделывает свой путь от заиндевелых лесов к мокрым от тумана мостовым. Информация — тоже ценный товар. Заказ будет хорошо оплачен. Мало? Заказ будет  о ч е н ь  хорошо оплачен! Найти! Перекрыть!.. Хотя последнего слова капитаны не услышат. Его услышат  другие узкие специалисты — специалисты в области прицельной мушкетно-пушечной стрельбы, когда Северо-Восточный (вариант: Северо-Западный) морской проход будет найден и идущий по нему груз соболей будет выслежен.
     Вот почему так часто и упорно штур­мовали ледяной припай английские мореходы! Они — совсем не романтики. Деловые люди.
     В пятнадцатом веке кратчайший (и безлюдный, конкуренты о нем знать не знали) путь от устья Темзы к устью Северной Двины, где еще водились соболя, шел опять-таки через полярные широты. Двинские куницы и собольки — по-тамошнему «динки» [31] — были, знать, неплохи, раз к ним рвался и, в конце концов, прорвался сэр Ченслер. Сибирь-то даже в следующем шестнадцатом веке оставалась не известной европейцам… Или не оставалась? Раз англичане так решительно подняли вопрос о реке Изленди, по которой можно проехать в Китай, а Иван Грозный так уверенно ответил им, что до нее — аж две тысячи верст. Раз уж торговые гости Строгановы при том же Иване Грозном так решительно послали вольного атамана Ермака в поход на Сибирское ханство. Знамо, не одним русским купцам прискучил тогдашний военно-политический беспредел, тупой и жадный, воистину азиатский, творимый сибирскими (хотя вообще-то бухарскими) авантюристами вроде Кучума. В восемнадцатом веке сэр Кук, надо полагать, тоже нашел себе делового заказчика, раз из мерзлых антарктических морей, едва отдохнув после второго своего плавания, устремился в третье — в моря арктические. Через Антарктику соболей  н и к о г д а  не возили. Сей географический объект представлял собою только научный интерес. Иного применения ему тогда не сыскалось. Как не сыскалось для планеты Венера, ради которой сэр Кук совершил первое плавание. А вот наикратчайший путь из Сибири в Англию  в с е г д а  проходил через арктические моря. Имеется практическая польза. И — затронуты реальные интересы.
     Каждое государство отстаивает свои собственные интересы. Имеет право отстаивать. Обязано драться за них всеми когтями, зубами, мушкетами и ракетами. Каждое — значит Россия в их числе. Конечно, лучше не драться. Отстаивать свои интересы в рамках международного права и христианской морали, без пошлого недружелюбия, без дикарской зависти, без средневекового двуличия. И хорошо, что современное мировое сообщество успешно учится решать вопросы именно так. Но у всех государств, всегда, везде союзники (буде таковые вообще есть) — временные, а интересы — постоянные. Между прочим, тоже аксиома. Почему о ней забывают те, кто исповедует «теорию антироссийских заговоров»? Политика — не тайный заговор, а явная объек­тив­ная реальность, данная нам в ощущениях.
     Но это не все. Общая картина — еще более сложна и интересна.
     Российское государство, как любое другое, время от времени переживает тяжкие периоды. И пользуются этим отнюдь не только иностранцы. Свои тоже пользуются. Всяк по-своему. Мытники, дьяки, чиновники (век от века меняется не суть, а только форма) начинают брать на лапу все больше и больше. Кризис, однако! Такая хорошая новая возможность творить все, что захочешь, не отвечая за то, что натворил! Государевы служилые люди суются все меньше и меньше суются в суровую объективную реальность, данную всем нам в ощущениях. То ли не хотят соваться, то ли хотят, но страшно. Ограничивают свою активность получением государева жалования (его им, в отличие от других бюджетников, даже при самых лютых кризисах платят до последнего) и взятием текущих взяток (их им суют ежедень, ежечас, вне зависимости от кризисов). Конечно, вся экономика, которая находится «на свету» и которую они… хм, скажем так… регулируют по долгу своей службы, — очень быстро хиреет. Официальные товаропотоки сокращаются. Все. Товаропотоки мехов — тоже. Благо, Российское государство издавна являлось монополистом в торговле мехами. Значит, товарообмен прекращается?.. А вот и не значит! Товарообмен — продолжается. Уходит в «тень» и продолжается. За дополнительные деньги. Начинает бить ключом инициатива снизу. И сбоку. Из «тени», то есть. В Лондоне появляются собольки без клейм. Да только ли собольки? Только ли в Лондоне? И бросаются на новый штурм сумереч­ных проливов «теневой» экономки новые пылкие капитаны…
     История России шире и богаче, нежели история государства Российского. Я об этом писал давно [32]. С тех давних пор я только задал себе еще один вопрос, который дополняет и углубляет предыдущие. Насколько хороши представители потока неофициальной колонизации по сравнению с российским государством разных эпох, которое во все времена, осуществляя официальную колонизацию, было для них врагом номер один? Назови своего друга, — я скажу, кто ты. Назови своего врага, — я скажу то же самое, но ещё точней. В 1992 году близкие контакты с «промышлен­ником», везшим «на материк» добытые за зиму шкурки, были по меньшей мере мерзки. В дни Арсеньева — опасны. Надо ль о вре­менах более ранних? Те, кто называл свои корабли именами святых, были ой доколь не святы! Это — даже не лермонтовские контрабандисты (у которых «осьмнадцатилетняя девушка чуть не утопила, а слепой мальчишка обокрал» Печорина [33]). Государство может предоставить хотя бы какие-то гарантии. А там, где от государства все прячутся, тая и свои маршруты, и свои открытия, — не действует никакой страховой полис. Но очень возможен страховой случай. В «тени» вся мораль — «теневая». Была. Есть. Будет. Я предпочитаю иметь дела с государством. И с государственными людьми.
     А сказке о Северо-Восточном (вариант: Северо-Западном проходе) — не конец! Кто слушал, — молодец! Кто, дослушав, продолжит мои далеко не завершенные поиски там, где история смыкается с географией, — тем паче молодец! Ему — все карты в руки... хотя Северо-Восточного (вариант: Северо-Западного) прохода могло вообще не быть. Как конкретного географического объекта. Мало ли других проходов, проливов, морей! Кем-то пройденных, кем-то изученных. Много. И тема, делая ещё один поворот, продолжается.
     
    
     Примечания
    


[1] Чуковский Н. К. Водители фрегатов. Любое издание. Здесь цитируется по http://www.2lib.ru/getbook/12310.html.
[2] Арсеньев В. К. По Уссурийскому краю. Любое издание. Здесь цитируется по http://www.lib.ru/PROZA/ARSENTIEW/ussuri1.txt
[3] Чуковский Н. К. Указ. соч.
[4] См. http://www.peoples.ru/science/seafarers/cabot/index.html
[5] См. http://www.peoples.ru/state/criminal/adventurer/drake/
[6] См. http://www.ktoestkto.ru/avtor/2008/05/08/avtor_12782.html
[7] См. http://www.ktoestkto.ru/avtor/2008/05/08/avtor_12782.html
[8] См. http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002138/1002138a1.htm
[9] См. http://www.peoples.ru/state/criminal/adventurer/drake/
[10] См. http://www.peoples.ru/science/seafarers/gudzon/index.html
[11] См. http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002142/1002142a1.htm
[12] См. http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002142/1002142a1.htm
[13] См. http://www.peoples.ru/science/seafarers/gudzon/index.html
[14] См. http://www.peoples.ru/science/seafarers/gudzon/index.html
[15] См. http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002142/1002142a1.htm
[16] См. http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002142/1002142a1.htm
[17] См. http://www.dilet.narod.ru/days/bio/2/065.html
[18] См. http://www.peoples.ru/science/seafarers/cook/index.html
[19] См. http://persona.myfind.ru/people/6691.html
[20] См. [21] Цит. по http://www.univer.omsk.su/omsk/socstuds/histsoc/01.html
[22] См. http://www.yo-media.narod.ru/bios/putesh/cooc/starb.htm
[23] См. [24]  Текст доступен с [25] Подобные сомнения высказал в личной беседе с автором этих строк известный советский историк Борис Петрович Полевой на Чтениях имени Г. И. Невельского в Николаевске-на-Амуре в начале 1990-х годов.
[26] Текст доступен с Все приведенные даты и примеры взяты из его же работы.
[27] Там же.
[28] Там же.
[29]  См. http://www.peoples.ru/science/seafarers/cook/index.html
[30]  См. http://www.rulex.ru/01140174.htm
[31] Именно так называл соболей М. В. Ломоносов в своей работе «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показания возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию» (1762-63 гг.) (любое издание).
[32] Калиниченко С. В. Плавание М. С. Гвоздева к Аляске в 1732 г. Версия известных событий. — Пятые Гродековские чтения: Материалы Межрегион. науч.-практ. конф. «Амур — дорога тысячелетий / под ред. С. В. Гончаровой. — Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, 2006. — Ч. II. — С. 23-33.
[33] Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Любое издание.