Дед-отец

Елена Нева
               
   Я и не знала, что родители расстались, когда мне было только 2 года. Как  жила  я у бабушки с дедушкой в Ленинабаде не помню. Остались только фото с новогодней ёлки. Я там без волос, лысая такая в свитерочке. Еще фото во дворе, в Душанбе под маленьким турником, я как на сцене читаю  стихи, очевидно на каком-то утреннике.
 И уже потом помню – первый класс - Дедушка  ведёт  меня в школу.   
Фотографий с отцом всего две, с матерью тоже. С дедушкой только одна, но особенно дорогая.
             Он возвращался с работы, и я с криками –”   «папа идёт» бежала    навстречу, забросив все игры, и было забавно, что многие дети нашего двора стали      принимать его возвращение, как некую игру. Думаю, что не всем родителям нравилось, как  их дети бежали встречать моего дедушку, называя его папой.

А он и вправду, удивительно - уникальный человек. Сейчас ему было бы 108.
Помню его всегда за работой, за письменным столом или увлечённо занимающимся своей коллекцией открыток. Его каталог прочитанных книг, потряс меня своим объёмом.
Я закончила курсы машинисток, чтобы  когда-нибудь, что-то отпечатать ему. И я действительно что-то печатала ему.

Ну, конечно он, может быть, раздражался, но я не помню его злым или кричащим. Он мог, слегка повысив голос отругать, тактично, без грубых оскорблений.
Казалось, он всё знал и если ему было  некогда, научил обращаться к энциклопедии.
Его пример меня  всегда завораживал,  хотелось быть такой как дедушка и чтобы перхоти было столько же,  сколько у дедушки, вот она разлетается так красиво как снежинки и оседает на его плечах, когда я делаю ему причёску, а он терпеливо это выносит, поглощённый чтением.

 “Любимой “его газетой  была  газета “Известия”. К телевизору он садился с боку и слушал, а не смотрел новости – программу “ Время”. Эта и ещё” Клуб кинопутешествий” были “ его  “программами, больше он ничего не смотрел. Очевидно, и у меня,  поэтому осталось некое пренебрежение к ящику, да и кино я не очень жаловала, вот бабушка, та была любительницей индийских фильмов, но о ней отдельно.
Однажды говорят, оставили меня с дедушкой, а он и не заметил, как я вся в помаде выпачкалась,  читал что-то.

Помню уже потом, когда не стало бабушки, он один. Я звоню ,тревожусь, ест ли он и есть ли у него еда.  Oн. как всегда , просит не беспокоиться .Я всё-таки еду и нахожу прокисшую кашу в холодильнике ,  он её ест и говорит ,что всё в порядке.
Слёзы душили меня разве нужно быть таким благородным   в ущерб  себе. А он везде так – меньше себе – всё – другим.

Его доброта и порядочность поражают, его терпению и выдержке можно только позавидовать. На его 90-летие съехались все близкие ему люди. Я приехала в Москву с сыном, правнуком, которого дедушка никогда не видел, т.к. он родился в Америке. Дедушка был счастлив, горд и грустен. Горд оттого, что приехали гости со всех концов света. Грустен, что стар, счастлив, что отметили его юбилей. Пусть и не очень большой компанией, да и он не любитель чествований, всегда скромен, удивительно спокойный, добрый и отзывчивый. Будучи отчимом моей матери, он вырастил меня, как свою дочь.
И нет таких слов, чтобы высказать благодарность, за всё, что он дал мне, моей дочери и пусть совсем немного моему сыну, которому повезло познакомиться с его прадедушкой в Москве.