038 Седов Юрий Булгакова Матильда 1973-1977 МХУ

Артём Киракосов
Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ






038
О МОИХ ПЕДАГОГАХ: СЕДОВ Юрий Георгиевич, БУЛГАКОВА Матильда Михайловна               
К ЮБИЛЕЮ РОДНОГО УЧИЛИЩА
«Московскому Государственному Академическому Художественному Училищу имени-памяти 1905-го года» 85 лет!
 

Река времени относит нас всё дальше от тех мест, тех лет…

Я поступал ещё – четырнадцатилетним… Закончил в 1977-ом – декоративно-оформительское отделение, куда были `вытеснены` такие выдающиеся современные педагоги, как СЕДОВ Юрий Георгиевич, БУЛГАКОВА Матильда Михайловна, учёбу у которых и общение с которыми я ценю в своей жизни всё дороже с годами, что идут. Выучиться можно лишь у кого-то, имея перед глазами живых! Это: как в Церкви: святые нужны всегда.

И особый поклон – ауре, самой атмосфере ИСКУССТВА!! Неизменно высока была планка разговоров – и между нами, учащимися, и с педагогами, на занятиях, и вне их. Мы учились друг у друга, любили друг друга, относились предельно серьёзно.

В подвале репетировал ансамбль, я играл в студенческом театре, выступал в соревнованиях, экспериментировал – в живописи, рисунке, композиции. Получал свои: пятёрки, четвёрки, тройки, двойки! “А вы знаете, ваш сын – кубист?” – запомнили навсегда мои родители результат `профилактических` бесед с ними – в `Учительской`. Были и те, кого гнали, и – выгнали! – не заслуженно! Помним и это, и эту – атмосферу – совсем другого давленья!.. Всегда были те, кто защищал, протягивал руку, подбадривал: крепкий педагогический костяк `соседей` (Маленков, Дубинчик, Авсиян, многие другие, включая педагогов по вспомогательным, общеобразовательным  дисциплинам, но активно участвовавших в нашей судьбе, в наших работах, интересовавшихся ими, собиравших даже…). Навсегда остаюсь благодарным и помнящим напутственный добрый отзыв человека, никогда мне не преподававшего, но вставшего и вступившегося за меня, за мои работы, на Собрании при защите мною Диплома, когда мне была устроена травля, Валерия Александровича ВОЛКОВА, сына прославленного живописца: “Мне кажется, этот учащийся – талантливый – будет работать долго и плодотворно, пожелаем ему доброго пути ”. Седов говорил и учил – на Матиссе, Леже, Пикассо… Матильда Михайловна восторгалась великими возрожденцами, импрессионистами, Сезанном… Не всё было в их власти. Но – их верное присутствие – в нашей жизни – до самой их светлой кончины – ощущал, ощущаю…

Матильда Михайловна буквально молитвенно не отпускала всех своих выпускников – думала о них – и проговаривая события их жизни вслух с нами, перед нами, –  как бы делясь, –  рассуждая, СОпереживая! СОпереживая! им – о поворотах её, этой жизни, заметно взволнованно и боязно беседовала с нами, нервничала, предупреждая о… Дни, когда она ставила нам «постановки», – особые. Трепет, талант, личное переживание! – всё это напряжённо чувствовали мы, вскрикивая при удачных, как нам казалось, вариантах, выходящих из-под её руки. Руки рвались! Писать! Но писать можно было только – со следующего дня/сеанса – постановочный день – её по праву! Она всегда сидела с нами. Была чрезвычайно требовательной. Смотрела альбомы из библиотеки: Сандро БОТИЧЕЛЛИ, Паоло УЧЕЛЛО… Работали напряжённо и в полной тишине – вот что такое: молитвенное, заботливое, переживательное, личное, одухотворяющее присутствие ПЕДАГОГА – на занятиях, уроках по живописи! – можно, разве? – не стараться, когда твой любимый и любящий и верящий в тебя педагог – рядом! рядом! – в ожидании твоих! твоих! успехов!?

Юрий Георгиевич СЕДОВ – остряк! и шутник! крупный училищский баловник – не только подхихикивал над нашими проказами (а их было предостаточно!), явно – мысленно – подсоединяясь! но и (заметно) подбадривал всякие `антиначальские` выходки (думаю, он сам был – известным провокатором и инициатором – многих!), присоединяясь к дружному общему хохоту/смеху над… Рассказывал, смеясь, и о разных выпускниках, прославившихся своими чудачествами и экстравагантностями! То, что Юрий Георгиевич мне (и всем нам) дал на бесценных уроках по композиции и рисунку, я – лишь теперь – осознаю как совершенно уникальное, тогда, когда спустя десятилетия, – преподаю и учу – сам. Использую его опыт теперь, теперь, когда у меня уже есть свои – `дети` (так можно назвать наших – любовно! любовно! – наших студентов Московского Государственного Академического Художественного Института имени Василия Ивановича СУРИКОВА, кого я имею честь учить!).

Педагогика – странное искусство! искусство общения – как я его понимаю теперь. Я не видел ни одной работы своих великих учителей. Они любили меня, я знаю это, я чувствовал это всегда! Они не всегда могли защитить меня от… Что ж, должно пройти время, чтобы научиться прощать! – ещё одна наука.

Наряду со своими драгоценными учителями: ГАДАЕВЫМ Лазарем Тазеевичем, выдающимся современным скульптором, МАРЕННИКОВОЙ Натальей Андреевной, талантливейшим и старейшим художником-реставратором масляной живописи, сподвижницей Игоря Эммануиловича Грабаря, до сих пор успешно трудящейся отделе реставрации масляной живописи известного реставрационного центра его имени, и ЗАВАДСКОЙ Евгенией Владимировной, выдающимся культурологом, переводчиком, востоковедом, лектором, другими своими учителями… – Юрию  Георгиевичу СЕДОВУ и Матильде Михайловне БУЛГАКОВОЙ я написал и посвятил живописную выставку картин-икон «ПРАЗДНИКИ» (осень 2002 ~ ~ 2003 весна) в светлице Храма святых бессребреников КОСМЫ  и ДАМИАНА в Шубине (Москва, Столешников 2). Не хочется расставаться! Нет, не хочется… теперь уже – на молитвенном уровне!

Педагогика – это общение!         
               

начало июль 1973 ~ ~ 2010 февраль начало