Дельталет

Андрей Зуев
        Началось последнее десятилетие двадцатого века.     Предгорья Кавказа.
 Станица Солдатская,  уютно устроилась на берегу реки Малка. Мой дом был самым крайним на нашей улице, сразу за забором начинался просторный выгон, по которому, изредка прогуливались колхозные стада. И, который до сих пор имеет на себе шрамы войны.  Выгон пересекала малозаметная полоса старых окопов. Так, неглубокая, зигзагообразная ямка. Но, это «эхо» войны на мне в этот день аукнется. И на выгон открывались двери моего гаража. И вот, в один прекрасный солнечный день, я распахнул двери гаража и выкатил из него тележку дельталета. Это такая  штуковина из алюминиевых труб, на трех маленьких  колесах, с мотором от мотоцикла ИЖ-Планета Спорт. И, конечно, с деревянным винтом. Брезентовое кресло могло поместить только одного пилота.
 Тележку  дельталета я поставил на ровное место и пошел в гараж за дельтапланом. Вынес на ровное место пакет с трубами и лавсаном обшивки. Вытащил из пакета трубы и стал собирать дельтаплан. Пока собирается дельтаплан, а он собирается довольно долго, я расскажу, как он попал ко мне.
 Построил его, своими руками Виктор Ключников. Он был опытный пилот-дельтапланерист и уже несколько лет летал на своем «Атласе», так он его назвал. Но, когда организовался клуб дельтапланерного спорта при заводе Кавказкабель, он его продал нашему клубу. И вот сегодня, летом 1990 года, он должен подъехать ко мне в станицу и проинструктировать меня перед первым полетом. Перед его приездом, я и решил собрать аппарат и полностью  приготовить к полету.
  Вот и готов дельтаплан. Он стоит, опираясь трапецией в землю, уткнув свой носовой узел в зеленую травку. А я, обойдя еще раз   дельтаплан и проверив крепление растяжек и лат в куполе, подошел к тележке, что бы заправить мотор бензином.         Вот и в его
небольшом  бензобаке теперь есть топливо. И последний штрих. Ставлю дельтаплан на тележку. Приподняв дельтаплан за трапецию, я подошел к тележке и совместил кронштейны крепления. Тщательно зафиксировал. Все. Теперь это Дельталет!
 Итак, аппарат готов к полету, а где же инструктор-конструктор? Что-то его нет. Меня уже начал бить пред стартовый мандраж.  (Но не очень сильно бил, так, легкий тремор рук.)
- А что мне инструктор, - подумал я, - на дельтаплане налетано уже много часов,  справлюсь и сам, как ни будь.
Сам подумал и сам же принял решение. Лечу. Мотошлем на голову, ручку газа – на самый малый, тормоз зафиксирован в нажатом состоянии. Подхожу к винту и наматываю веревку стартера на шкив, рывок, и …. Мотор не отреагировал на мои усилия.  Но меня не проведешь, я знаком с советской техникой. Через несколько попыток мотор, чихнув, заурчал на малых оборотах. Быстро в кресло и пристегнутся ремнями.  Снять с тормозов и упереться ногами в землю.  У дельталета два акселератора (газ), ручной и ножной. Ну, ручной, это понятно, когда летишь – зачем менять обороты? Зафиксировал и лети. А ножной для чего? Наверное, для взлета.
Так я размышлял сидя в кресле. И не правильно я размышлял, очень скоро я в этом убедился. Еще раз посмотрел на дорогу, не едет ли Виктор? Нет, не видно. Ну, с Богом. Я надавил педаль газа до отказа и Дельталет, подняв тучу пыли, с ускорением покатился по полю. Десять метров и переднее колесо оторвалось от земли, и  я под ногами потерял опору.  (Ноги пилота дельталета управляют передним колесом при рулежках на земле, там и педаль газа.)
От неожиданности я отпустил педаль газа и Дельталет, как будто споткнулся, стал заваливаться на бок и, мне пришлось трапецией выправлять его крен. Переднее колесо обрело опору, и я снова стал управлять аппаратом, но скорость еще была большая, а впереди показалась старая траншея. Возникла угроза свалится в эту траншею и сломать тележку. Я  нажал газ и отдал трапецию от себя, переднее колесо перелетело траншею, но задние колеса сильно стукнулись о противоположную кромку. Прокатившись еще несколько метров, Дельталет остановился. Ругая себя последними словами, я выбрался из кресла и кинулся к задним шасси, посмотреть, не сломал ли я чего?  Отлегло от сердца, нет повреждений.  Я покатил аппарат на исходные рубежи.
 А вот и инструктор, принесла его нелегкая.   Мог бы и пораньше подъехать, а теперь я и сам знаю, что взлетать надо на полных оборотах и при ручном управлении.  Виктор тут же подтвердил мой вывод, для убедительности постучав пальцем по моему шлему.
- Все хорошо, что хорошо кончается, давай разворачивай аппарат и готовься к полету, - сказал Виктор. Мы еще раз осмотрели задние шасси и не обнаружили никаких повреждений. Я уперся ногами в землю, и Виктор рванул шнур стартера.  Потянув на себя ручку ручного газа, я почувствовал, как взревел и завибрировал двигатель дельталета. Удержать было его уже трудно, и я убрал ноги на передние упоры. Дельталет быстро побежал по дороге, и тут же приподнялось переднее колесо, но я это уже ожидал и не испугался. Трапецию немного прибрал на себя и почувствовал, что оторвались от земли и задние колеса. Я был в воздухе. Перестал притягивать трапецию на себя и Дельталет, почувствовав волю, круто полез в высоту. Я осмотрелся, горизонт чист, ни облаков, ни летательных аппаратов.   Внизу расстилались колхозные поля.  Они были разбиты на квадраты лесополосами и изрезаны дорогами. Справа змеилась река Малка, а слева, разрезал станицу канал имени Ленина. Его так, конечно, никто не называл, только на картах он имел такое напыщенное имя. А в народе его звали просто Неволька.  В память о тех заключенных, что его строили в те далекие годы.
   Вдали, за Малкой, вставал Великий Кавказский хребет. Из станицы горы были видны только в ясные дни, чаще их застилали тучи, которые кружились у подножья хребта. А теперь я поднялся выше этих  робких туч и видел всю грандиозную картину.  И меня так распирало от эмоций, что я запел во весь голос. Банальную, совковую песню, но именно она пришла мне в голову, глядя на просторы, открывшиеся моему взору.
-Широка страна моя родная,
-Много в ней лесов, полей и рек.
Так и летел и пел, безбожно перевирая слова и не задумываясь, что подумают люди внизу, если услышат мой сиплый голос.

 Я плавно развернулся и направил Дельталет в сторону станицы. Вижу впереди и на двести метров внизу, стоит Виктор, рядом со своим мотоциклом. Я немного сбросил обороты мотора, и он зарокотал уже спокойно, без надрыва. Хватит лезть вверх. Вот и станица проплывает внизу. Видны одни крыши, все дворы утонули в зелени. Вглубь станицы не полетел, на случай отказа двигателя, подстраховаться местом для посадки. Еще вираж и направился к своему дому.
(на снимке запечатлен именно этот момент)
Рука легла на рычаг дроссельной заслонки. Носовой узел дельталета перестал смотреть в небо и коснулся линии горизонта, высота стала заметно падать. Моя правая нога легла на педаль «газа»,  ногой выбрал слабину тросика и полностью убрал ручной «газ». Теперь мотор легко изменял свои обороты, повинуясь моей воле. Прицеливаюсь на дорогу, с которой недавно взлетал, вижу, что посадке ничего не мешает. Еще сбросил «газ», мотор заработал совсем неслышно. Я  щелкнул тумблером.  Свист ветра в растяжках дельталета, оповестил меня, что двигатель встал. Вот и земля,  я слегка отдал трапецию от себя, и тележка коснулась земли сразу тремя колесами. Всё, первый полет закончен.  Лето подходило к концу и мне предстояло перегонять дельталет в город Прохладный. Но это уже другой рассказ.