ЕЩЁ О СЕБЕ

Фрида Дроздова
Как вызревает наша душа
Возможно ль понять, рассказать?
Какая часть от природы дана,
А что вложили отец мой и мать?

Что дало окруженье моё,
Школа, друзья и семья?
И, главное, что для моей души
Сделала именно я?

С детства училась таить в себе
Боли, обиды, тревогу.
Но часто слышала, как в молитвах своих
Бабушка всё поверяла Б-гу.

Вот и росла я с Б-гом в душе,
Внешне - отличница и атеистка,
Зная по опыту, что о себе
Лучше молчать даже с самыми близкими.

Отклик скрытым чувствам своим
Я находила в стихах и именно
В то время Лермонтова мятежный дух
Был мне ближе ясности Пушкина.

Книги учили меня тому,
Что значит достойно жить.
Там же искала я главный ответ:
Что значит счастливой быть.

Я рано узнала, что наша семья
Чуть-чуть не такая, как все соседи.
Евреи мы - и очень по-разному
Относились к этому люди.

Папа и бабушка соблюдали дома
Еврейские праздники и обычаи.
Но нас учили, что вне дома
Об этом лучше молчать, на всякий случай.

И родители же внушали нам,
Что не важно, по каким обычаям жить,
Куда важнее помнить о том,
Что главное - каким человеком быть.

Честность, порядочность, доброта -
Издавна основой наших обычаев были.
И соблюдение их всегда
Лёгкость и радость душе приносили.

Твёрдо верю, что о проблемах своих
Другим не обязательно говорить.
Лучше нуждающимся помогать
Их проблемы решить.

С уходом из жизни папы и бабушки
Еврейский дух в доме притих.
И только в душе и сердце осталась
Навсегда светлая память о них.

А жизнь катилась - школа, ВУЗ,
Друзья, учёба, веселье, заботы,
Так получалось, что об еврействе своём
Часто я забывала при этом.

Но вот ВУЗ закончен -
Любовь, семья, сын и, конечно, работа.
О национальности некогда думать -
Одолевают другие заботы.

Когда ж оставалась наедине с собой,
Читала, мечтала, думала не спеша,
То чувствовала, как при слове "Израиль" -
То трепещет, то замирает душа.

Годы шли, и настало время,
Что до Израиля, кажется, рукой подать,
Появилось множество возможностей у евреев
Свой язык и обычаи изучать.

И я узнала, как это прекрасно
Мелодию иврита понимать,
Тору читать, чтобы всё стало ясно,
И вместе еврейские праздники отмечать.

За жизнь свою я хорошо узнала,
Каково еврейкою в диаспоре жить.
Но только сейчас понимать я стала,
Что значит по-настоящему еврейкою быть.

Это - не просто запись в паспорте,
Это - особый жизненный стиль,
Когда учение и заповеди Торы
Ты из слов превращаешь в быль.

Я очень еврейкою быть желаю,
И Тору изучаю не спеша,
А полностью ею быть мне обстоятельства мешают,
И от того тоскует и рвётся на части душа.

Но с детства болезнь меня научила
Главное от неглавного отделять.
К осознанию счастья приобщила,
И ценность мига жизни понимать.

И потому беру от жизни, что могу,
И ей отдать спешу всё, что умею,
Люблю, работаю, мечтаю и дышу,
И жаловаться на судьбу - не смею.