Л. Н. Толстой - Неделание

(Глава XXI из книги Л.Н. Толстого "Путь жизни", 1911)

Люди портятъ свою жизнь не столько темъ, что не делают то, что должно делать, сколько темъ, что делаютъ то, чего не должно делать. И потому главное усилие, которое долженъ сделать надъ собою человекъ для доброй жизни, это—то, чтобы не делать того, чего не должно.

I.
ДЛЯ ДОБРОЙ ЖИЗНИ НУЖНЕЕ ВСЕГО ВОЗДЕРЖАНИЕ

1.
Есть одно самое важное дело для всехъ людей. Дело это въ томъ, чтобы жить хорошо. Жить же хорошо — значитъ не столько делать то хорошее, что мы можемъ делать, сколько не делать того дурного, которое можемъ не делать. Главное — не делать дурного.

2.      
Все люди нашего времени знаютъ, что жизнь наша дурная, и не только осуждаютъ устройство нашей жизни, но и делаютъ дела, которыя, по ихъ мнению, должны улучшить жизнь. Но жизнь отъ этого не улучшается, а становится все хуже и хуже. Отчего это? А оттого, что люди делаютъ самыя хитрыя и трудныя дела для улучшения жизни, а не делаютъ самого простого и легкаго: не воздерживаются отъ участия въ тех делахъ, которыя являютъ нашу жизнь дурною.

3.
Человекъ можетъ узнать, что ему нужно делать, только тогда, когда онъ ясно пойметъ, чего ему не нужно делать. Не делая же того, что ему не должно делать, онъ неизбежно будетъ делать то, что ему должно делать, хотя и не будетъ знать, для чего онъ делаетъ то, что делаетъ.

4.
Вопросъ: что лучше всего делать, когда спешишь? Ответ: ничего.

5.
Во времена упадка духа надо обращаться съ собой, какъ съ больнымъ; главное — ничего не предпринимать.

6.
Если ты не знаешь, какъ быть, сделать или не сделать, знай впередъ, что всегда лучше удержаться, чемъ сделать. Если бы ты не въ силахъ былъ удержаться и если бы ты наверное зналъ, что дело хорошее, то ты не спрашивалъ бы себя, сделать или не сделать; если же спрашиваешь, то, во-первыхъ, знаешь, что можешь удержаться, а во-вторыхъ, наверное знаешь, что дело не вполне хорошее. Если бы дело вполне было хорошее, ты бы не спрашивалъ.

7.
Если тебе чего-нибудь такъ хочется, что даже кажется, что ты не можешь воздержаться, не верь себе. Неправда, чтобы  человекъ  не  могъ  воздержаться  отъ  чего  бы  то ни было. Не можетъ воздержаться только тотъ, кто впередъ уверилъ себя, что онъ не можетъ.

8.
Вспомни каждый, хотя бы и молодой человекъ, свою жизнь. И если ты пожалеешь одинъ разъ о томъ, что ты не сделалъ того, что было должно и что было бы хорошо, то ты сотни разъ пожалеешь о томъ, что ты сделалъ то, что было нехорошо и чего не должно было делать.

II. ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВОЗДЕРЖАНИЯ

1.
Не столько вреда бываетъ отъ того, что мы делаемъ не то, что должно, сколько отъ того, что мы не удерживаемся отъ того, чего не должно делать.

2.    
Невоздержание въ одномъ поступке ослабляетъ силу воздержания и въ другомъ. Привычка невоздержания, это невидимый штокъ подъ домомъ. Такому дому не устоять.

3.
Хуже переделать, чемъ не доделать; хуже поспешить, чемъ опоздать.
Упреки совести всегда больнее за то, что сделалъ, чемъ за то, чего не сделалъ.

4.
Чемъ затруднительнее кажется положение, темъ меньше надо действовать. Действиями-то мы обыкновенно и портимъ то, что начинало уже поправляться.

5.
Большинство людей, которыхъ называютъ злыми, сделались такими только отъ того, что они принимали свое дурное расположение духа за свое законное состояние и отдавались ему и не делали усилий, чтобы воздерживаться отъ него.

6.
Если ты чувствуешь себя не въ силахъ воздержаться отъ телеснаго желания, то причина наверное въ томъ, что ты не воздержался, когда ты еще могъ воздержаться, и желание сделалось уже въ тебе привычкой.

III. НЕ ВСЯКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСТОЙНА УВАЖЕНИЯ

1.
Очень ошибочно думать, что деятельность, просто какъ деятельность, безъ соображения о томъ, въ чемъ она состоитъ, есть дело почтенное, заслуживающее уважения. Вопросъ въ томъ, въ чемъ деятельность и при какихъ условияхъ человекъ ничего не делаетъ.

2.
Часто люди съ гордостью отказываются отъ невинныхъ увеселений, говоря, что имъ некогда, потому что у нихъ есть дело. А между темъ, не говоря уже о томъ, что добродушная, веселая игра нужнее и важнее многихъ делъ, то самое дело, ради котораго занятые люди отказываются отъ удовольствия, часто бываетъ такое, что лучше бы его никогда не делать.

3.
Для истиннаго движения жизни не только не нужна, но вредна внешняя суетливая деятельность. Ничегонеделание безъ увеселений, доставляемыхъ трудами другихъ людей, есть самое тяжелое состояние, если оно не наполнено внутренней работой, и потому, если человекъ живетъ вне условий роскоши, доставляемой чужимъ трудомъ, то человъкъ этотъ не будетъ празденъ. Вредъ человечеству главный не отъ праздности, а отъ делания того, что не нужно и вредно.

IV.
ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ДУРНЫХ ПРИВЫЧЕК МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ОН СОЗНАЕТ СЕБЯ ДУХОВНЫМ СУЩЕСТВОМ

1.
Для того, чтобы научиться воздерживаться, надо научиться раздваиваться на телеснаго и духовнаго человека и заставлять телеснаго человека делать не то, что онъ хочетъ, а то, что хочетъ человекъ духовный.

2.
Когда душа спитъ, бездействуетъ, тело неудержимо подчиняется темъ проявлениямъ чувствъ, которыя вызываютъ въ немъ поступки людей, окружающихъ человека. Люди зеваютъ, и онъ зеваетъ; люди горячатся, и онъ горячится; люди гневаются, и онъ гневается; люди умиляются, плачутъ, и у него выступаютъ слезы.
Такое невольное подчинение внешнимъ воздействиямъ бываетъ причиною дурныхъ, несогласныхъ съ требованиями совести, поступковъ. Будь настороже противъ такихъ внешнихъ воздействий и не подчиняйся имъ.

3.
Только когда съ молодыхъ летъ приучишь телеснаго человека слушаться духовнаго, только тогда станетъ легко воздерживаться отъ своихъ желаний. А человеку, который приучилъ себя воздерживаться отъ своихъ желаний, бываетъ легко и радостно жить на свете.
ЧЪмъ больше бороться съ невоздержаниемъ, тем легче борьба.

4.
Между разумомъ и страстями идетъ въ человеке междоусобная война. Человекъ могъ бы иметь хоть какое-нибудь спокойствие, если бы въ немъ былъ только разумъ безъ страстей или только страсти безъ разума. Но такъ какъ въ немъ и то и другое, то онъ не можетъ избежать борьбы, не можетъ быть въ мире съ однимъ иначе, какъ воюя съ другимъ.
Онъ всегда борется самъ въ себъ. И борьба эта необходима, в ней жизнь. - Паскаль.

2.
Для того, чтобы уважать другихъ, какъ самого себя, и поступать съ ними такъ, какъ мы желаемъ, чтобы съ нами поступали,—а въ этомъ главное дело жизни,—нужно владетъ собой, а чтобы владеть собой, надо приучать себя къ этому.

3.
Всякий разъ, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе такъ очень хочется.

4.
Для того, чтобы не делать злыхъ делъ, мало того, чтобы удерживаться отъ самыхъ дел, надо научиться удерживаться отъ злыхъ разговоровъ, а главное — удерживаться отъ злыхъ мыслей. Какъ  только  вспомнилъ, что  разговоръ  недобрый — осмеиваешь, осуждаешь, бранишь другого,—остановись, замолчи и не слушай. То же делай и тогда, когда придутъ недобрыя мысли: думаешь худое о ближнемъ, — все равно, стоитъ или не стоитъ такихъ суждений этотъ ближний, — остановись и старайся думать о другомъ. Только если научишься воздер¬живаться отъ злыхъ словъ и злыхъ мыслей, будешь въ силахъ воздерживаться и отъ злыхъ делъ.

5.
Сколько бы разъ ни пришлось тебе падать, не достигнувъ победы надъ своими страстями, — не унывай. Всякое усилие борьбы уменьшаетъ силу страсти и облегчаетъ победу надъ ней.

6.
Возница не бросаетъ вожжей отъ того, что не сразу остановитъ коней, но продолжаетъ тянуть, и кони останавливаются. Такъ и ты со страстями: не удержался одинъ разъ, продолжай бороться, и въ конце концовъ победишь ты, а не страсти.
Всякая страсть въ сердце человека — вначале, какъ проситель, потомъ какъ гость и, наконецъ, какъ хозяинъ дома. Постарайся отказать такому просителю, не отворяй ему двери дома своего сердца.

VI.
ЗНАЧЕНИЕ ВОЗДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1.
Хочешь быть свободенъ — приучай себя воздерживаться  въ своихъ желанияхъ.

2.
Кто мудръ? —У всехъ чему-нибудь научающийся. Кто богатъ?—Довольствующейся своею участью.  Кто силен?—Себя обуздывающий. - Талмудъ.

3.
Говорятъ, что христианство есть учение слабости, потому что оно предписываетъ не поступки, а преимущественно воздержание отъ нихъ. Христианство — учение слабости! Хорошо учение слабости, Основатель котораго погибъ мученикомъ на кресте, не изменяя Себе, и последователями котораго насчитываютъ тысячи мучениковъ, единственныхъ людей, смело смотревшихъ въ глаза злу и возстававшихъ противъ него. И тогдашние насильники, казнившие Христа, и теперешние насильники знаютъ, какое это учение слабости, и боятся более всего этого самаго учения. Они чутьемъ видятъ, что это учение одно подъ корень и верно разрушаетъ все то устройство, на которомъ они держатся. Гораздо больше силы нужно для воздержания отъ зла, чемъ для делания самой трудной вещи, которую мы считаемъ добромъ.

4.
Все различия нашихъ положений въ мире ничто въ сравнении съ властью человека надъ самимъ собою. Если человекъ упалъ въ море, то совершенно все равно, откуда онъ упалъ въ море и какое это море. Важно только то, умееть ли этотъ человекъ плавать или нетъ. Сила не во внешнихъ условияхъ, а въ умеении владеть собой.

5.
Настоящая сила не въ томъ, кто побеждаетъ другихъ, а въ томъ, кто побеждаетъ себя, не позволяетъ животному властвовать надъ душой.

6.
Кто отдается страстнымъ желаниямъ, кто ищетъ наслаждений, у того страсть становится все сильнее и сильнее и такого человека она заковываетъ въ  цепи.
Кто успелъ победить страсть, тотъ разорвалъ цепи.  - Буддийская мудрость.

7.
Молодой человекъ! Отказывай себъ въ удовлетворении твоихъ желаний (въ увеселенияхъ, въ роскоши и т. п.), если и не изъ намерения совсем отказаться отъ всего этого, то изъ желания иметь передъ собой неперестающую возможность наслаждения. Такая бережливость по отношению къ твоему жизненному чувству сделаетъ тебя, благодаря отсрочке наслаждения, въ действительности богаче. Сознание того, что наслаждение находится въ твоей власти, плодотворнее и обширнее, какъ и все идеальное, чемъ удо влетворенное посредствомъ этого наслаждения чувство, потому что вместе съ удовлетворениемъ уничтожается и самое чувство наслаждения. - Кантъ.

8.
Надо не столько стараться делать добро, сколько стараться быть добрымъ; не столько стараться светить, сколько стараться быть чистымъ. Душа человека живетъ какъ будто въ стеклянномъ сосуде, и сосудъ этотъ человекъ можетъ загрязнить и можетъ держать чистымъ. Насколько чисто стекло сосуда, настолько светитъ черезъ него светь истины, — светитъ и для самого человека и для другихъ. И потому главное дело человека—внутреннее, въ содержании въ чистоте своего сосуда. Только не загрязняй себя, и тебе будетъ светло, будешь светить и людямъ.

9.
Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь все то, что должно.

10.
Часто для того, чтобы сделалось то, чего, мы желаемъ, нужно только перестать делать то, что мы делаемъ.

11.
Только посмотреть на жизнь, ведомую людьми въ нашемъ мире, посмотреть на Чикаго, Парижъ, Лондонъ, все города, все заводы, железныя дороги, машины, вооружения, пушки, крепости, книгопечатание, музеи, 30-этажные дома и т. п., и задать себе вопросъ, что надо сделать прежде всего для того, чтобы люди могли жить хорошо? Ответить можно наверное одно: прежде всего перестать делать все то лишнее, что теперь делаютъ люди. А лишнее въ нашемъ европейскомъ мире, это — 0,99 всей деятельности людей.

12.
Какъ ни тонка и прозрачна стала ложь, вытекающая изъ противоречия нашей жизни и нашего сознания, она утончается и растягивается, но не обрывается. И, утончаясь и растягиваясь, ложь эта связываетъ существующий порядокъ вещей и препятствует проявлению новаго.
Большинство людей христианскаго мира уже не верить более въ языческия основы, руководящие ихъ жизнью, а веритъ въ христианския основы, признаваемые ими въ своемъ сознании, но жизнь продолжаетъ итти попрежнему. Для того, чтобы исчезли все те бедствия и противоречия, которыя физически и нравственно мучаютъ теперь людей, для того, чтобы наступило то Царствие Божие, которое 1900 летъ тому назадъ предсказано человечеству, людямъ нашего времени нужно одно: нравственное усилие. Какъ для того, чтобы застуженная ниже точки замерзания жидкость пришла въ свойственную ей форму кристалловъ, нуженъ толчокъ, такъ для перехода человечества къ той форме жизни, которая ему свойственна, нужно нравственное усилие, то усилие, которымъ берется Царство Божие.

Усилие это не есть усилие движения, усилие открытия новаго миросозерцания, новыхъ мыслей и совершения особенныхъ новыхъ поступковъ. Усилие, которое нужно для вступления въ Царство Божие или въ новую форму жизни, есть усилие отрицательное, усилие неследования за потокомъ, усилие неделания поступковъ, не согласныхъ съ внутреннимъ сознаниемъ.
И вотъ къ необходимости этого-то усилия и приведены теперь люди и жестокостью жизни, и ясностью, и распространенностью христианскаго учения.

13.
Малейшее движение вещества важно для всей природы. Все море изменяется отъ одного камня. Точно такъ же и въ духовной жизни малейшее движение производитъ безконечныя последствия. Все важно. - Паскаль.



*  *  *

[Если бы только они послушались Толстого, скольких несчастий можно было избежать!]

["Неделание" Толстого очень близко к древнекитайскому (буддийскому) принципу wu-wei, и отнюдь не означает отсутствие всякой деятельности. Это отказ от деятельности, не согласующейся с порядком вещей во Вселенной (или Дао). Сегодня можно говорить о "неделании" как отказе от бездумного разрушения природы во имя жадности и погони за профитом. Gonnae noa dae that !  Just Don't Do That!  - ВП] 


Рецензии