Тарханы

Леонид Николаевич Маслов
    Тёплым солнечным утром 2 августа 1985 года мы с моим тринадцатилетним сыном Игорем оказались в Пензе. Собственно, направлялись мы во Владимир, в гости к родственникам, которых я не видел много лет. В Пензе предстояла пересадка на другой поезд, и мы решили здесь задержаться, чтобы посмотреть город.

     Сошли с поезда и направились к вокзалу. У первой попавшейся навстречу нам женщины я поинтересовался, какие достопримечательности есть в городе, что можно посмотреть? Разговорчивая тётя удивилась:
     — Как?! Вы не знаете, что недалеко отсюда находятся Тарханы? Это же лермонтовские места! У нас есть и город Белинский, раньше он назывался Чембаром, там в детстве жил и учился Белинский.

     Апломб местной тётки меня развеселил, я съёрничал:
     — Мы не местные, откуда нам знать.
     Тётка юмора не поняла, насупилась и посоветовала:
     — Не хотите знать — тогда идите загорать на Суру.
     Когда женщина отошла, я у Игоря спросил:
     — Ну, что? Куда поедем?
     — Давай в Тарханы.
     — К Лермонтову?
     — Ну.

     Автовокзал находился рядом, и вскоре «Икарус» вёз нас в сторону родового гнезда предков Михаила Юрьевича. Ехали почти три часа, преодолев расстояние около сотни километров. А тётя на вокзале говорила, что «недалеко»... Наконец автобус остановился у столба, на котором висела дощечка с надписью: «с. Лермонтово 0,6 км».

     Вышли три человека — я, Игорь и какая-то симпатичная девушка. Прямо скажу, для такого известного места негусто. Вокруг довольно пышная трава, вдали виднелось поселение, к нему вела хорошо протоптанная дорожка. Надо идти пешком. Пока шли, познакомились с девушкой. Татьяна, учится в пединституте, приехала на экскурсию из Кустаная.

     У самого села мы увидели бабушку, которая на небольшом участке косила траву. Одета бедно, по-деревенски. Девушка пошла дальше, а мы с Игорем решили поговорить со старушкой. Не прошло и десяти минут, как эта словоохотливая «святая простота», почувствовав в нас заинтересованных слушателей, рассказала нам о Тарханах всё то, о чём мы, в принципе, знали со школы, правда, о некоторых фактах слышали впервые.

     Она рассказала, что Мишеньку (это о Лермонтове) привезли сюда из Москвы, когда тому было несколько месяцев отроду. Здесь он воспитывался у своей бабушки — Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Елизавета слыла женщиной красивой, по характеру взбалмошной, жестокой и к тому же «гулёной». Крепостных наказывала за малейшую провинность. Часто устраивала шумные «гулянки-вечеринки», муж Михаил страшно её ревновал, оттого и рано сошёл в могилу. Мать Лермонтова, Мария, с мужем Юрием Петровичем жила не в ладах, часто болела и умерла в 23-х летнем возрасте, когда мальчику было три годика. Елизавета Алексеевна стала обвинять зятя «во всех смертных грехах», не давала ему покоя, и тогда он навсегда уехал из имения в Москву, после этого с сыном «почитай» не виделся.

     Наша собеседница рассказывала о некоторых подробностях из личной жизни помещиков с таким знанием дела, словно сама жила в то время. Я уж подумал, что эта жительница, возможно, когда-то была экскурсоводом, и спросил её об этом, но Мария Александровна — так звали старушку — сказала:
     — Родилась я тута, и всю жизнь прожила, почему же мне чего-то не знать? Вон киношники сейчас понаехали, кино будут снимать — всё сразу известно.

     Сфотографировав на память старушку (фото я выслал ей этой же осенью), мы собрались уж было продолжить путь в село, но остановились и на всякий случай спросили, не скажет ли она нам, где можно переночевать?
     — Отчего ж не сказать. Только остановиться можно и у меня, место есть, не впервой привечать, — любезно ответила старушка и объяснила, как найти её домик.

     Уже наступила вторая половина дня. По тропинке мы направились к усадьбе помещицы Арсеньевой. Само село лежало справа, на возвышении, а имение — левее, в низине. Мы прошли через вращающуюся калитку. Территория ухоженная, газончики пострижены, у калитки, под сенью большого вяза, стояли две скамейки. Мы с Игорем присели, чтобы передохнуть. На одной из скамеек я заметил вырезанную рукой какого-то  поклонника надпись: «Мы уезжаем, чтоб вернуться, и расстаёмся, чтобы встретиться». Здесь же на небольшом стенде висело объявление:

«Сегодня, 2 августа 1985 г., в 18 ч.
в сельском клубе состоится встреча
с известными актёрами театра и кино,
принимающими участие в съёмках
фильма «Лермонтов».

     Фамилий на афише не было, поэтому мы не знали, о каких артистах идёт речь. Однако случая решили не упускать. А пока предстояла экскурсия по усадьбе.
     У одного из помещений мы заметили небольшую группу людей и сразу направились туда. Женщина-экскурсовод рассказывала им что-то о жизни и быте крестьян того времени. Мы пристроились позади группы и тоже стали слушать. В конце концов, мне стало ясно: самое красивое здание —  барский дом. Одно из помещений в стороне — здесь жила прислуга, следующее помещение — пристройка для хозяйственных нужд. Была ещё конюшня, но сгорела.

     В центре усадьбы находилась огромная клумба с цветами, там возвышался небольшой памятник Лермонтову. Вскоре мы все спустились к небольшой речке, которая называлась Милорайкой, и была больше похожей на заросший ряской пруд. Недалеко от берега рос огромный дуб, который посадил сам Миша Лермонтов. 150 лет — вполне приличный возраст для дерева. Мы с Игорем сорвали с этого дуба пару листьев и впоследствии их засушили.

     Ближе к вечеру мы направились в клуб. Да, сельский он и есть сельский. Маленькая сцена, на которой уже стояли стол и стулья. Зал не более чем на сто мест. Мы с сыном устроились поближе к сцене. Пришла на эту встречу и наша знакомая Татьяна. Вскоре «народ» занял все скамейки, это были в основном дети.

     И вот на сцену вышел худощавый стройный артист с очень знакомыми чертами. Слегка заикаясь, представился зрителям. Да, да... Я вспомнил, это — Николай Бурляев. Я давно его знал по фильму «Иваново детство». В новом фильме о Лермонтове Бурляев выступал как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Он рассказал, что съёмки ведутся в основном в Москве, Пятигорске и Тарханах. На будущий год планируется фильм закончить.

     После небольшого выступления Николай Бурляев пригласил на сцену других актёров, исполняющих ведущие роли: Наталью Бондарчук с Ваней Бурляевым и Дмитрия Золотухина (не путать с Валерием Золотухиным). Наталья Бондарчук была женой Николая Бурляева (позже разошлись), а в фильме исполняла роль мамы маленького Лермонтова — Марии Михайловны. На роль юного Лермонтова назначили их шестилетнего сына Ваню. Золотухин исполнял роль бабушкиного брата — Дмитрия Алексеевича Столыпина, жившего под Москвой. Этих актёров, кроме малыша, я тоже знал по разным известным фильмам. Наталью Бондарчук я помнил по картине «Солярис»,  а Золотухин прославился ролью Петра I в фильме «Юность Петра». После окончания встречи мы взяли у артистов автографы, даже Ваня поставил закорючку в нашей записной книжке.

     После встречи с актёрами мы ушли в село и без труда нашли бабушкин дом. Хозяйка только что подоила корову, и на её предложение угоститься парным молочком, мы охотно согласились, тем более что за день изрядно проголодались. Пока мы наслаждались густым молоком, баба Маша рассказывала нам о себе и своей жизни. О муже, которого давно похоронила, о двух уже взрослых сыновьях, один из которых живёт здесь, «но сегодня ночует у дивчины», а второй живёт в городе, но «должон вскорости вернуться».

     Наутро мы попрощались с гостеприимно приютившей нас пожилой женщиной, а её откровение позже вылилось у меня в небольшой рассказ «Вкус парного молока» http://www.proza.ru/2010/02/12/873 .

     *****

     На фото: усадьба Лермонтова - Тарханы.
 
     *****
    
     Очерк "Тарханы" 10 марта 2013 года представлен на конкурс "Алые Паруса Любви"  http://www.proza.ru/avtor/kalinvera6347 (Получен диплом 3 степени).


     *****

    (Кто желает, может дополнительно прочитать "Дом деда Каширина" http://www.proza.ru/2010/03/13/494 ).