Не просто о дочери,

Елена Нева
               а о детях – размышления,находки,поиски с продолжением...................

Сначала было желание написать некий ответ собеседникам Ганы Слуцки о проблемах воспитания детей в Израиле, а только ли там?! Затем появилось  предложение поделиться с читателями о том,как растила дочь. Тут я думаю , у меня  будет немало оппонентов, а может быть и не плохих советчиков,т.к. начинала я в 22 года, а потому и приглашаю к разговору,обмену опытом и мнений....

  Итак, я читала,что в детей надо вложить как можно больше до 5 лет,пока идёт формирование личности. Потом ваша задача лишь направлять и дополнять. Если вы упустили этот этап,то всё становится значительно сложней. Ну, а если вам всё равно или у вас позиция созерцателя, то не удивляйтесь , что ваш ребёнок не оправдал ваших надежд. Или как выразилась одна моя знакомая – «тебе просто повезло,что у тебя такая дочь, а вот мне нет»

  Ещё в младенчестве моей дочери  я очень серьёзно относилась к общению с ней,прежде всего, как с личностью. Не придумывала  всякие сюсюкания,называя вещи своими именами. Помню, как это вызывало улыбки у соседей,которые говорили-«что ты ей там объясняешь , она же ничего не понимает»

  Разговарить дочь начала рано, и как она шутит теперь в свои 41(сама уже мама 6 летней дочери) ,до сих  пор не остановилась. Начала с предложений  с минимальными ошибками в произношении. Потихоньку к году стали брать её на выставки, в музеи, в путешествия по стране /бывшему Союзу/,безусловно много читали,слушали музыку,танцевали под пластинки,рисовали .

 В 3 года она пошла заниматься в т.н. эстетической  школе по немецкой системе:иностранный язык-немецкий,рисование,музыкальные занятия-хор. Увы, продлилось это недолго,но результаты сказались позже. Конечно сейчас,когда моему сыну уже 25 лет ,рос в двуязычной семье, многое происходит немного по-другому. Так ,я посещала семинар по обучению младенцев чтению и без особого труда сын уже читал отдельные слова к 2 годам. Эстетическую школу сыну здесь в Бостоне заменил  Детский музей с его музыкальными занятиями и другими мероприятиями.

  Дочь же старалась выводить в театры, помню как перед спектаклем в театре Маяковского в Москве гардеробщица предупреждала и  спрашивала:» а не испугается ваша дочь Бабы Яги, ведь она ещё маленькая? /Наташе было 3 года/ И она не испугалась, и вот уже теперь здесь в Америке ,старалась вытащить её на спектакли в театр, отвлечь от напряжённой учёбы.

В  5 лет она стала первоклассницей, так называемой английской школы. Моя мама- врач возмущалась, что у ребёнка отняли детство, а позже когда добавились уроки и в музыкальной школе, что ребёнок просто погибнет от такой нагрузки.


  Не скажу, что все начинания проходили гладко. Так, в 5 лет перед тем как я решила,что дочь готова к школе /  она уже умела  немного читать и решать несложные примеры по математике/  она заявила, «что не намерена идти в детский сад или школу, а предпочитает быть на пенсии,как прабабушка».


  В возрасте 12 лет дочь задала мне неожиданный вопрос, что бы я сказала,если бы она начала курить. Не знаю,что она собиралась услышать в ответ,но сказала я следущее: «ты  бы портила своё здоровье, в будущем ты будешь мамой, так что думай, а стоит ли?!» Мне кажется она была удивлена моим ответом.

 И потом позже она мне говорила,что и в школе и в колледже дети обсуждали кому и что  родители запрещают и не дождавшись ничего со стороны моей дочери вопрошали, «ну а тебе, что родители запрещают?» и моему ребёнку нечего было ответить, не было у нас запрещений , а были обсуждения и раздумья над  действиями и поступками,решения  дочь принимала сама.
   

Ещё с раннего детства я стала покупать ей книги о животных ,о природе. Прадедушка микробиолог брал её с собой в лабораторию,показывая жизнь под микроскопом,рассказывая о  своей любимой науке. С  6 класса дочь стала заниматься астрономией. Сейчас за спиной у неё не один университет,она  Доктор наук в нейробиологии с публикациями в престижных  научных журналах о своих исследованиях болезни Альцгеймера.

   Но так сложилось, и теперь с её 5 степенями –Бакалавра  и Магистра в науке,Магистра философии ,Магистра искусств и Доктората , знанием 6 языков-русский,английский,иврит,испанский,итальянский,китайский – она работала во всемирной компании  консультантом,много ездит по миру и внутри страны. Сейчас новый этап в её жизни.   
А будучи студенткой она добавила себе прослушать курс астрономии,надо сказать,что свой первый научый  доклад она сделала,когда ей было 9 лет в Институте астрофизики Таджикской Академии наук,филиале московского института.

      Как-то путешествуя с семьёй по западному побережью Америки,мы посетили знаменитую обсерваторию Палома в  Калифорнии. Это было желание дочери.

   В 1996 году ,когда дочери исполнилось 17 лет,газета «Новое русское слово» опубликовала о ней заметку , в рубрике «Нам есть кем гордиться»,где сообщалось,что за два года в Америке,моя дочь  добилась определённых успехов -заняла 3 место по штату- бронзовая медаль со своим научным проектом , участвовала в Национальных соревнованиях эрудитов в Вашингтоне.

Её  биографическая справка была занесена в справочник «Кто есть кто среди американских школьников-старшеклассников» 1995-1996 годов.

Следующая заметка «А в сутках всего 24 часа» была опубликована в той же газете в 1999 году
   Из всего уже известного добавились строки о её работе с НАСА,она летала на авиационно-космические базы в штатах  Мэрилэнд и Техас,где принимала участие в полете через  нулевую точку,т.е. невесомость,дома мы смотрели видео об этом полете.

Получая степень мастера и бакалавра одновременно за 4 года,она преподавала и студенты на её выпускном вечере говорили мне комплименты о её преподавании,что было очень приятно. 


   Позже о ней писали и местные английские газеты, и прежде всего как о молодом  студенте-докторанте, ей был только 21 год,когда она начинала свою научную карьеру. Она профессионально танцует фламенко,беспадобно вышивает/часто её вышивку путают с живописью/,играет на пианино,когда есть время,неплохо рисует .


А как готовит!!!

Вообщем ,как видите это тема без конца. Сейчас я ей только напоминаю,что сон это полезная вещь и работа всегда будет и надо находить время отдыхать.

   Кажется ей удалось уже посетить  20 стран,штаты посчитать не успели,думаю,что тоже около того.
Так что жизнь продолжается и мы по-прежнему остаемся родителями, какого бы возраста не были наши дети.