Клавирные упражнения

Янс
В прошлую  субботу был на концерте органной музыки в Римско-католическом соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Само по себе событие для кого-то и заурядное, но не для меня. Причин такой оценки у меня несколько. 
Во-первых,  впервые слушал органную музыку «вживую». Раньше как-то не приходилось. Еще больше потрясло, что в соборе был полный аншлаг. Даже не мог предположить, что у нас столько любителей этого инструмента. Значит, не все так плохо в датском королевстве – тянутся люди к прекрасному.
Во-вторых,  впервые побывал (хорошо звучит «во-вторых впервые») в российском католическом соборе. Концерту предшествовала служба. Спокойная такая и красивая. Наблюдая за ней, даже впал в ересь.  Подумалось, что нам обывателям – православным и католикам делить? Веруем в одного Бога. 
На следующий день задал этот вопрос своему приятелю-однокурснику, который служит уже двадцать лет в одном из  храмов в центре Москвы. Он со мной согласился, что на обывательском уровне это вроде так, но есть серьезные разногласия на самом высшем уровне – кто «первее», патриарх или папа? К тому же есть ряд церковно-идеологических  противоречий, которые в обозримом будущем вряд ли будут разрешимы. Мы с ним не  виделись лет пятнадцать, поэтому был потрясен, когда он предложил мне курить в квартире. Не осудил за вредную привычку, а просто сказал: «Кури здесь». Но я отвлекся от музыки.
По  окончании службы католиков сменили ценители музыки. «Смена» прошла тихо и без суеты. Не знаю, как обстоят дела в других католических храмах, но в этом соборе порядки очень демократические. Сужу хотя бы по тому, что можно было везде фотографировать.
В-третьих,  это, пожалуй, самое главное. Сама музыка. Произведение Баха  с очень длинным названием, которое списал из программки «Третья часть клавирных упражнений (Органная месса) исполнял один из самых известных органистов в мире. «Несомненно, Бах придавал особое значение этому произведению. Не случайно среди всех органных опусов это сочинение стало первым, опубликованным при жизни».
Это  тоже оттуда же списал. Я дилетант, и всей красоты органной музыки, наверняка, не уловил. Но полтора часа пролетели незаметно. Орган звучал потрясающе. Правда,  только после концерта обнаружил, где располагался орган. Там же после концерта услышал впечатления зрителей: «Это было гениальное исполнение», «я просто улетел от такого мастерского исполнения».
Я даже не предполагал, что исполнитель так известен (заслуженный, профессор, президент…). Но и я того, не самый последний парень на деревне. Более года назад  опубликовал очерк «Фисейская обитель», который читали даже в Саратове. В очерке я попытался рассказать о своих родственниках по материнской линии. Сведения  о Фисейских были очень скудные. Знал точно, что мой прадед священник Константин Фисейский был убит (скажу деликатно) представителями советской власти. Практически и все сведения. В общем, «родословное следствие» зашло в тупик, и я к этой теме больше не возвращался.
За несколько часов до Рождества, которое я встречал в Рязани в этом году, раздался звонок. Звонил историк из Саратова, который пишет историю местного духовенства, в том числе и о священнослужителях Фисейских.  Он тот самый читатель из Саратова. Этот звонок дал импульс уже совместным поискам по истории рода Фисейских.  Пока удалось докопаться  до прапрадеда Макария, который служил в храме Иоана Воина в селе Ивановка Саратовской губернии (ныне Пензенская область). Умер он своей смертью в 1909 году. От Макария я уже обнаружил четыре линии рода Фисейских.
Мой прадед Константин служил в том же храме, что и его отец. В ходе коллективизации храм был взорван, а священник Константин убит. Случилось  это примерно в 1929 году. Это обалденно интереснейшее расследование, которое вскрывает самые невероятные пласты человеческой жизни и истории. Еще один Фисейский, Анатолий был тоже священнослужителем. Цитирую: «Арест. Сердобским РО УНКВД Саратовской области 26 ноября 1937 г.
Приговорен: тройка при УНКВД Саратовской области 16 декабря 1937 г., обв.: 58-10 # вел а/с агитацию против колхозного строительства, распространял провокационные слухи о голоде.
Приговор: ВМН - расстрел Реабилитирован 27 сентября 2002 г. прокуратурой Пензенской области».
Когда-нибудь я напишу о своем родословном деле. Даже не статью, а роман… Правда, не знаю, когда это будет. А пока… Пока пишу эти заметки.
Всемирно известного органиста зовут Александром Фисейским, который месяц назад стал вновь обретенным братом (наши прадеды – родные братья). Правда, троюродный брат. Но так ли это важно, если есть возможность послушать Третью часть Клавирных упражнений в исполнении всемирно известного органиста..
Георгий ЯНС