А. Максимов. Так было... 58. Липецк-2. Клава

Виктор Сорокин
Анатолий Максимов. ТАК БЫЛО... 58. Книга вторая. Франция–СССР. Часть X.

Липецк (2)

Монтажники

Я познакомился с руководителем монтажной организации – Андреем, с известной громкой дворянской фамилией. Он произвел на меня впечатление человека открытого, прямого. И мы подружились. Я ему подарил фирменную электронную зажигалку, из-за которой у него были крупные неприятности с милицией.

– Понимаешь, – сказал Андрей, – за последнее время наша милиция обнаглела. Один тип из этого ведомства ходит в ресторан и заставляет других за него расплачиваться. Нас было несколько человек – мы обедали. Недалеко от нас сидел этот тип. В какой-то момент я зажег сигарету. Подходит тип с сигаретой во рту и просит дать ему зажигалку. Что я и сделал. Он зажег сигарету и начал крутить и рассматривать зажигалку со всех сторон.
– Хорошая зажигалка, откуда она у тебя?
– Французские коллеги подарили.
– Почему они тебе ее подарили?
– Это не твое дело.
– Ладно, ты оплати мой счет, и все будет в порядке. Иначе…
– Ничего я платить не буду. Теперь времена уже не те – Сталина больше нет, плати сам!

Прошло несколько дней после этого рассказа. Андрей подошел ко мне и сказал:
– Слушай, Анатолий, завтра день монтажников – мы не работаем. Приходи, мы сыграем в настольный теннис, купим билеты на послеобеденный сеанс в кино и вместе пообедаем.

Я пришел в назначенный час. Познакомился с Сашей, которого многократно видел на стройке, но никогда с ним не разговаривал. Чуть выше среднего роста. Назвать его худым нельзя, но и полным его не назовешь. Выбритый, с гладко зачесанными волосами и с тонкими усиками под американского киноактера Гэбл. Внешне он казался человеком холодным, неподступным.

Мы сыграли несколько партий в настольный теннис, потом пошли
всей гурьбой за билетами в кино и вернулись в ресторан пообедать. Было одиннадцать ночи, когда мы встали из-за стола. Конечно, были «в форме» и нас тянуло скорее на сон, чем в кино.

Монтажники жили в общежитии рядом с рестораном.
– Ты куда собрался? – спросил меня Саша. – Никуда ты не пойдешь, а останешься с нами. Вот твоя койка, ложись и спи!
– А как хозяин этой койки?
– Он устроится. Ложись!
Я лег и моментально заснул.

Меня разбудил яркий луч утреннего солнца. Вокруг меня все спало. Посмотрел на часы и решил, что успею сходить к себе, привести себя в порядок и вовремя быть на работе. Так я и сделал.

Обхожу строительную площадку, а монтажников не нахожу! Пришло время обеда. В наш барак врывается Саша.
– Ты что сделал? Где ты был все утро? Мы все углы облазили, даже в милицию обратились «по нашему каналу». Ты понимаешь, где ты находишься? Ты в Советском Союзе, а не под десницей Парижской Богоматери!

Саша отошел и обнял меня, сказав, что могло кончиться по-иному.
– Толя, наш праздник будет через год. Если ты будешь на празднике, то не забудь нас предупредить, что ты уходишь! – подхватил один из компаньонов, и все рассмеялись. Бригада состояла из десяти человек, не считая Сашу и Андрея.

Как у Дюма: один за всех и все за одного!
Ребята, я вас не забыл!


Нахальный шахматист

Как полагается, при гостинице «Липецк» был ресторан «Липецк». В этот вечер я пошел ужинать без французских коллег. Народу много, почти все столики заняты. Обращаюсь к девушке (ее звали Машей) и прошу ее найти мне место. Она указала на «столик на четверых» – за столиком сидели два офицера.
– Разрешите сесть за ваш столик, если эти места не заняты?
– Нет, они свободны – садитесь.

Я сел. Подошла Маша, и я заказал, не помню уже что. Разговорились. Оказалось, что офицеры-летчики провели несколько дней в Крыму и завтра должны явиться в часть. В какую – я не спрашивал, я знал, о какой части шла речь.

На столе стояла бутылка крымского вина.
– Вы знакомы с крымским вином?
– Нет, не приходилось.
– Так познакомьтесь.
И мне налили стакан этого вина.

К нашему столику подошел мужчина и, обращаясь к Маше, сказал: «Принеси мне что-нибудь поесть на этот столик, я быстро вернусь». Мужчина исчез.
– Это ваш приятель или ваш знакомый? – спросили офицеры.
– Нет. Я его никогда не встречал и не видел, – ответил я.

Незнакомец вернулся и буквально «плюхнулся» на стул.
– Послушайте, товарищ, – обратился один из офицеров к незнакомому гостю, – вы сели за наш столик, не спросив, есть ли свободное место. Вот наш гость (показывая на меня) попросил разрешения, а вы…
– А я? Я этого товарища знаю, он каждую субботу играет в шахматы в городском саду. Вот я и пришел сразиться с ним. Я для этого снял номер в этой гостинице. Мы поужинаем и поднимемся в номер.
– Я с вами не знаком, никуда я подниматься не собираюсь и ни в какие шахматы играть мы не будем, – сказал я.
– Ну, как так? А я забронировал номер на третьем этаже. Сыграем – посмотрим кто кого.
– Я вам сказал, что я играть в шахматы не собираюсь.

Мне очень захотелось рассказать ему сказку на «чи»:
«Чи вам сказать, чи вы поймете,
Чи вас послать, чи вы сами пойдете»…
Но воздержался!

– Что это вы к нашему гостю пристаете? – спросил офицер. – Он ведь вам четко ответил, что он вас не знает и что в шахматы играть не собирается.
Незнакомец встал из-за стола и сказал: «Я на несколько минут».
– Не теряйте золотое время, – сказал офицер, обращаясь ко мне, – уходите, пока его нет!
– Я расплачусь и пойду.
– Уходите, мы сами рассчитаемся с девушкой.

Я поблагодарил офицеров и вышел из ресторана. Было за полночь. На дворе была лютая зима. Улицы завалило глубоким снегом. По протоптанной дорожке не было места для двоих. Не успел я завернуть за угол, как меня догнал незнакомец. В моей голове закрутились странные мысли: «Кто этот незнакомец? Почему он привязался ко мне? С какой целью?»

Пока мы были в ресторане, мне показалось, что незнакомец был под градусом. «А сейчас, в пустынной улице, за полночь?!.. Кто его знает!»
Идет он почти рядом со мной. Я насторожился: «Малейшее подозрительное движение с его стороны, и я ударю ребром ладони по горлу – а потом разберемся», – решил я.
– Раз вы не хотели играть в гостинице, то будем играть у вас, – заявил незнакомец.

Мы подошли к «моему» дому. Дверь еще была открытой: Клава знала, что я еще не вернулся. Я нажал на кнопку звонка. На пороге появилась Клава.
– В чем дело, Анатолий?
– Вот тут незнакомый человек кого-то спрашивает, – ответил я.
Клава стала поперек входных дверей: «Вам кого нужно»?

Я быстро поднялся в комнату, задвинул щеколду и выжидаю, что будет дальше. А дальше был настойчивый стук в дверь, на который пришла Клава и пригрозила незнакомцу вызвать милицию, если он не уйдет из этого дома.
– Я его все равно найду, – были последние слова моего любителя играть в шахматы, – в любой час и в любом месте.


Клава

Клава, милая и любезная женщина, была «сторожем» в нашем подъезде. Кроме того, она не отказывалась от побочной работы: кому постирать, кому погладить, кому принести молоко для детей. Конечно, это ей приносило неплохую прибавку к ее скромной зарплате.

Не обходилось у нас и без неожиданностей. Я попросил Клаву постирать мои рабочие брюки и объяснил: «Это стиральный порошок; налейте немного воды в ванну, насыпьте «самую малость» этого порошка, дайте раствору немного постоять, после чего можете приступить к стирке». Прихожу вечером с работы и направляюсь в ванную. Открываю дверь и попадаю в облако пены, а дальше вижу какую-то фигуру, которая машет руками, как ветряная мельница. Клава мне рассказала всю историю.

Оказалось, что «самая малость» Клаву не удовлетворила, и она подсыпала «совсем немного». Когда начала стирать, то порошок превратился в пену. Клава растерялась и решила эту пену смыть. Открыла кран. Пена начала вываливаться из ванны и заполнила комнату. Только к утру она осела. Зато, как только открою кран, она снова появляется, и никак с ней не разделаться!

Клава согласилась постирать и погладить мое белье. «Клава, белье нейлоновое, его нельзя кипятить и нельзя гладить горячим утюгом». Дня через два Клава приходит с бельем и говорит: «Я разнесла стираные вещи, все совпало со списком. А вот у вас что-то не совпадает».

В руках Клавы был какой-то шарик. Она мне его показала и спросила: «Не ваши ли это трусы»? Это, действительно, были мои трусы, и нательник без одного рукава – тоже мой!


Плохая сварка

Я обратил внимание старшего инженера на некачественную сварку трубы.
– Смотри, в этой трубе будет давление 16 атм. и шов вряд ли выдержит.
– Если возникнет сомнение, я поставлю человека около этого шва.

Последние испытания были закончены, и установка вошла в эксплуатацию. Около злополучного шва стоял человек. Прошел день. Прошел второй. Наступила третья ночь. Человек у злополучного шва присел около столба и задремал. Тем временем вокруг шва появились капли аммиака. Потом образовалась лужа. Человек около столба превратился в труп. Под утро аммиачный туман проник в заводскую столовую. Медсестра схватила связку противогазов и побежала в диспетчерскую, но не добежала…

К заводу подъехал автобус с утренней сменой. Тут же подъехал и другой автобус. Оба автобуса попали в аммиачный туман. Возникла паника. Разворачиваясь, автобусы зацепились друг за друга. Люди начали выбивать окна и выпрыгивать из автобусов. Среди вырвавшихся из тумана были раненные…

На следующий день после этого происшествия в наш барак зашел сгорбленный, с ушедшей в плечи шеей, старший инженер.
– Ужасное происшествие! Погибло пять человек! Были серьезно раненные, – начал он. – Я, как старший инженер, ответствен за все, что происходит на строительной площадке. Но я не могу усмотреть за всем. Когда ты обратил мое внимание на некачественную сварку, я проверил сварщика. Оказалось, что он выполнил работу в соответствии с ТУ, на самом низком уровне, дозволенном этой инструкцией. Против инструкции я не могу пойти – она утверждена государственной инстанцией. В данном случае я абсолютно беспомощен!

Вечером друзья привезли старшего инженера домой в нетрезвом состоянии.


Продолжение следует.