Время собирать камни...

Владимир Берштейн
                Здравствуй,Сёма!
          Получил от тебя весточку,за которую несказанно тебе благодарен. Сколько лет мы с тобой знакомы? Лет 50, наверное? Да,ты единственный из всех моих родных и друзей,с кем я могу быть до конца откровенным.И не наша вина,что общаемся мы только через письма, поскольку живём друг от друга за тысячи километров.

         Знаешь,Семён,а последнее твоё письмо мне не понравилось.Что-то в нём много грусти.Не рано ли ты начал говорить о старости, о том, что пришло время собирать камни. В нашем возрасте много-то камней и не соберёшь.Помнишь моего соседа,Якова Соломоновича? Так вот он всю жизнь собирал камни. Насобирал каратов на 800.Ну пусть при обыске половину конфисковали,ну пусть отсидел 8лет, но на старость всё равно какие-то крохи остались.Недавно пригласил он меня в гости. Посидели, выпили,поскучали,снова выпили,я и спросил:
-Яша!Как же ты умудрился спрятать вторую половину камешков?
-Это не я, это Зина!
-Как Зина? А куда?
-Как куда? В подгузник.
-Ты меня извини,это каких же размеров должен быть подгузник?
-Посмотри на мою Зину.А тогда она была ещё полнее.Это сейчас, в разлуке со мной, она похудела килограммов на 30,а во время обыска,как говорится, была при теле.

          Эх,Сеня,Сеня, не затрагивал бы тему старости,может быть, и меня печаль так не одолевала. Как будто и не жили. Как будто вчера бегали в коротких штанишках.Не забыл наш пионерский лагерь имени Павлика Морозова? Как яблоки воровали в колхозном саду. А помнишь громадную арку перед входом в лагерь с большущими буквами "Добро пожаловать!"Так вот: пионерского лагеря там нет уже давным-давно. Деревянные домики разобрало близлежащее  население, а недавно, на месте лагеря,начало функционировать новое кладбище. А вся фишка,как говорят мои дети, в том, что всех новопреставленных провозят через лагерную арку с теми же буквами "Добро пожаловать!"

          Детство-детство...Ну скажи мне,кому помешала пионерская организация? С каким удовольствием я всегда носил пионерский галстук! А пионерские песни! Припоминаешь наш школьный хор? Нашу коронную "Взвейтесь кострами, синие ночи, мы-пионеры, дети рабочих!"И нашего солиста Толика Зеленского с голосом Робертино Лоретти. Ну и что с того, что у Толика папа был директорам мясокомбината, а мама маникюршей? Если разобраться, это тоже рабочие.

          А кому помешали демонстрации на 1 мая и 7 ноября? Как мы готовились! Обзаводились обновками, а потом хвастались друг перед другом: кто новыми штанами, кто новыми ботинками. Никогда не забуду парад на 7 ноября 1964 года. Я прибежал в школу,когда колонна уже выдвигалась. Учительница Валентина Николаевна дала мне ключ от склада, чтобы я взял какого-нибудь члена КПСС и догонял их.Все члены были разобраны, а мне так хотелось кого-нибудь понести. К моему счастью, в углу кто-то валялся. Счастливый,я не обратил внимания, что валялся Никита Сергеевич Хрущёв, смещённый со своей должности 2-3 недели назад. Откуда мне, пятикласснику,было знать,что на имя Никиты Сергеевича наложено табу. Догнав свою колонну, я встал в первый ряд. Школа входила на центральную площадь. "Развернуть транспаранты!"-раздался зычный голос учителя физкультуры. Я поднял своего члена.

          Что случилось дальше, я смутно помню. Помню, меня кто-то схватил за руки и сильно толкнул. В школе почему-то сидел мой отец с очень сердитым видом. Ничего мне не объясняя, батя взял меня за руку и повёл домой. Меня наказали, разлучив с улицей на все осенние каникулы. Вечером я подслушал в спальне разговор своих родителей. Отец рассказывал, что ему поведал его сослуживец, стоящий на трибуне во время парада.Мол, когда улыбающийся первый секретарь увидел в руках у одного из учеников портрет Хрущёва, так он (секретарь) чуть не свалился с трибуны, подумав перед этим, что теперь и его ждёт участь Никиты Сергеевича.

          К счастью, всё обошлось. Нашли стрелочника, который (враг народа) не уничтожил портрет первого в мире строителя коммунизма. Досталось и мне: на демонстрации ко дню 1 мая мне не позволили осквернять портреты выдающихся политических деятелей эпохи развитого социализма: я нёс воздушный шарик.

          Вспоминаешь ли школьный выпускной вечер? Бутылка шампанского на восьмерых,от которой мы ходили до самого утра все пьяные и счастливые! Нынешние выпускники тоже ходят все пьяные и счастливые.Как-то в начале 21 века я спросил у своих учеников о том, по сколько они собирают на выпускной. Сумма мне показалась огромной. Я сказал об этом. Тут же, один из самых шустрых, выдал подробную калькуляцию: для мальчиков - по бутылке водки и коньяка, для девочек - по бутылке шампанского и вина. Моё лицо сделалось точно таким, как у того секретаря, который увидел портрет Хрущёва.

          А когда мы, Сеня, были, по-настоящему, счастливы? Правильно! Когда поступили в педагогический институт. Студент - это звучит гордо! Помнишь старый  анекдот? Разговаривают два друга:
-Ну вот, Василий! Мы поступили в университет! Теперь мы с тобой интеллигенты!
-Чё?
-Хрен через плечо! Интеллигенты,говорю...

          Однако, это не про нас! Мы пользовались авторитетом и у преподавателей, и у сокурсников, и, что примечательно, у слабого пола. А и вправду, учителя наши институтские были нормальными преподами. И предмет свой знали на "отлично", и взятки не брали. Правда, мы им и не предлагали, хотя декан наш на этом и залетел. Какой-то поц из столичной газеты под видом студента-заочника занёс ему триста рублей, и отправился наш благодетель аж на 4 года в места не столь отдалённые.

          Господи,боже мой! Триста рублей! Прошли какие-то 30 лет и хапают уже миллиардами! И всё нормально, всё в норме. Однако,о политике - ни слова. Мы с тобой, Сеня, давно договорились: политика - грязное дело! Политики - ненормальные люди! О чём это я? А, об институте. Многие наши преподаватели живы до сих пор, многие - до сих пор работают. Некоторые, правда, поменяли профиль. Те, кто нам вдалбливал гранит Истории КПСС,-нынче специалисты в истории Украины. Знатоки научного атеизма - спецы в истории религии. Ну ты понял, Сеня: это почти одно и то же.

          Как ты сказал?-"Время собирать камни". Может, ты и прав. Жаль, что древние не придумали что-то вроде "время забрасывать камнями разную сволочь". Опять меня понесло,опять я о политике. Уж я бы  забросал всех и вся.

          Это сколько же мы с тобой не виделись? Ровно 35 лет. Ты же сразу после института и свалил на свою историческую родину, в Гондурас, а я в течение 30 лет пытался что-то посеять из разумно-добро-вечных культур. И ты знаешь, даже что-то взошло. Может,и небольшой, но урожай был.

          Время собирать камни...Ну попробую. Как прожил? Что сделал? Сына вырастил, дерево посадил. Дом, к сожалению, не построил, хотя строителем был. Как это, каким строителем. С 1961 по 1981 строил коммунизм! Целых 20 лет! Сейчас вроде говорят, что построили не то, что надо, но профессиональный разряд по строительству я имею!

          Знаешь, Сеня, перечитал я своё письмо и пришёл к выводу, что грустно-печальное оно какое-то. То есть, какое ты мне прислал, такое я тебе и в ответ посылаю. А правильно ли я делаю? Разве нельзя эти камни собрать лет через 20? Как думаешь, Семён? Тем более, позвонила сегодня моя школьная директриса и напомнила, что ВЕСНА на носу! Какие, к чёрту,камни, когда надо давать пищу эмоциям! Ты согласен со мной, Сеня? А?