Мой друг Лерик

Андрей Щуров
Лерик позвонил как всегда неожиданно:
- Димон, давай ко мне!
- Здравствуйте,  Валерий Игоревич!
- Димон, не время для пошлости, приходи с пивом, там и поздороваемся! С меня закуска.
- Лерик, у меня сессия на носу, я к зачету готовлюсь, - Идти за пивом и тащиться на другой конец города мне было реально влом, - А что за закусь?
- Послушайте, Дмитрий, - Лерик изобразил Ильиничну, нашу физичку, с которой он не поделил взгляды на фундаментальную науку и благодаря которой был изгнан из университета, - настоящая наука делается гениальными одиночками, такими, как Валерий Потапов!
- Ню-ню. Я говорю, что за закусь? Я с утра не жрамши, мне про закусь расскажи лучше.
- Закусь самая понтовая. Мать приезжала в гости, копчёностей домашних привезла. За один только запах можно Родину продать!
- Лерик, а делать-то что будем?
- Ты будешь смотреть, а я – опыт тебе один покажу.
Так. Опыт. Лерик в своём репертуаре. Потрясатель основ и ниспровергатель теорий из обтрёпанных учебников. Изгнанный из общежития физфака за электрическую катастрофу, когда он доказал, что можно взять из сети больше, чем позволяет предохранитель. Высоковольтный трансформатор чинили три дня, если бы не зимние каникулы – Лерику точно оторвали бы башку свои же факультетские. Ладно, посмотрим, что за опыт...
Я отложил учебник, оделся, и через пять минут уже мёрз на остановке трамвая с полторашкой пива под мышкой.
Лерик жил на пятом этаже хрущёвки, в угловой квартире. Дешевле – только в сказке. Хуже – только в бараке. В квартире обычно было холодно во все времена года и как-то странно воняло.  Но позволить себе снимать что-то лучшее Лерик не мог, не мог он и объединиться с кем-то и жить маленькой коммуной. Потому что Лерик ставил опыты. И опыты эти были никак не совместимы с санитарными нормами, мягко говоря. Мне всегда было непонятно, как с этим мирился хозяин квартиры. По объяснениям Лерика выходило так, что он что-то типа братка, из уголовников. И квартира эта досталась ему от старушки-матери, и вобщем ему мало дела что он тут творит, лишь бы платил исправно.
Подъём на пятый этаж немного компенсировал морозную неподвижность трамвайной поездки, я специально поднимался быстро, чтобы согреться после мороза. Звонок.  Тишина. Блин, ну что, на очке он застрял, что-ли? Наконец послышались шаги, лязгнул в дешёвой железной двери замок.
- Пива взял?
- Типа пароль что-ли? Тогда отзыв – «взял»!
- Пра-а-хади!
Лерик был одет в тёплый свитер и какие-то невероятно толстые шерстяные то ли носки, то ли вязаные тапки. Мне как-то сразу расхотелось раздеваться.
- Можешь не раздеваться, а тапки я тебе дам. Это типа спецодежда в моей лаборатории!
Напялив тапки, я прошёл в единственную комнату. Ё-маё!
- А где ты спишь?!
- На кухне, Димон. Наука требует жертв!
Вся комната была заставлена какими-то странными то ли металлическими банками, то ли пивными кегами.
- Это что такое?
- Суперконденсаторы. Большие, зато дёшево мне обошлись. Сам собирал!
- Сколько месяцев сидел на «Дошираке»?
- Димон, обижаешь! Бери выше! Я сидел на «Бизнес-ланче».
- Это тоже типа китайского дерьма?
- Ну, да. Только там настоящее мясо! – Лерик вытащил из холодильника кусок окорока и начал ловко его нарезать.
- Лерик, настоящее мясо – это то, что ты сейчас режешь! А в пластиковых банках – говно из соевых бобов!
Он работал в какой-то фирме, что-то по наладке промышленного оборудования. Не столько ради нищенской зарплаты, сколько ради доступа к оборудованию. Я про себя думал так: «Когда у меня будет своя фирма – ни за что не буду брать на работу фанатиков!». Мало того что Лерик постоянно пытается урвать время для своих проделок, так ещё и прибьёт его когда-нибудь!  И ведь никто даже не поймёт – что именно его убило. А как вы хотите? Передний край науки!
 Мы выпили половину пива, когда я наконец спросил:
- И что за опыт?
- Я на глазах изумлённой публики, - он качнул кружкой в мою сторону, - проломлю дыру в материи, через четвёртое измерение!
- И кто полезет в эту дыру, ты не подумал?
- Димон, ты американских фильмов насмотрелся. От них рак мозгов бывает и заворот кишок! Я уже включал, вчера вечером. Никто не полезет, не ссы! Пошли уже!
Мы прошли в комнату. Только теперь я заметил, что на стене, выходившей на улицу, и являвшейся источником арктического холода в квартирке – закреплено что-то типа электрической катушки. Тёмно-жёлтый провод, как на двигателях или трансформаторах, был уложен сотнями витков по контуру стены, и закреплён пластиковыми стяжками, прибитыми к рейкам. Рейки были грубо прикручены к стене здоровыми  саморезами. Кабель от этой катушки шёл к установке в дырчатом железном корпусе, напоминавшей сварочный аппарат. Лерик щёлкнул тумблером, установка угрожающе загудела.
- Эй, погодь, Валер, я под стол залезу!
- Да говорю тебе, не боись ничего! Я уже запускал вчера, видишь – дом стоит, стены целы.
- А что будет?
- А закрой глаза!
Я послушно закрыл глаза, мучаясь догадками. Что-то громко электрически щёлкнуло, пахнуло озоном…
- Открывай!
В комнате не изменилось ничего и изменилось всё! Комната стала больше в три раза! Вместо стены с катушкой было продолжение комнаты! Точнее, катушка осталась на месте,  но в её проёме была уже не холоднющая стена, а пустое место. Комната продолжилась в направлении стены, как будто к ней снаружи пристроили коробку с голыми бетонными стенами. Я осторожно подошёл с краю, потрогал катушку. Тёплая. Просунул руку в образовавшееся пространство. Ничего. Воздух как воздух. Обернулся. Лерик смотрел на меня, чуть улыбаясь, молча. Потом сказал:
- А ты смелый чувак, Димон! Вроде и выпили немного. Я вот вчера минут пятнадцать не решался потрогать портал. Кидал бумажки смятые туда. Потом даже зашёл на пару секунд.
- Это как, Лерик? Это ты чё такое сделал? А снаружи – что?
- А ничего. Стена как стена. Думаю, намотай я контуры вокруг окна – была бы та же серая комната.
- И надолго это? Там чё, жить можно?
- Можно, но накладно. Контуры жрут энергию, где-то пять киловатт примерно. И ватт пятьсот когда идёт зарядка конденсаторов. Конденсаторы заряжаются шесть-семь часов, потом щёлк – можно открыть портал. И держать, пока жаба не задушит платить за энергию.
- Лерик, а что при открытии? Зачем сказал глаза закрыть? – мне стало как-то немного обидно.
- Да в том-то и дело, что ничего. И вспышки, ни свечения. Была стена и нет её.
В дверь позвонили, а потом сразу открыли.  Похоже, Лерик не потрудился задвинуть засов. Очень на него похоже. Мы ещё удивлённо смотрели друг на друга, когда в комнату зашёл упитанный бритый наголо мужичок лет сорока, в пуховике, в руке напоказ болтался ключ от автомобиля. Брелок из жёлтого металла (золото или понты?) недвусмысленно намекал на мерседесистость ключа и его  владельца. Я хоть ни разу не видел Валериного квартирного хозяина, но почему-то сразу понял, что это он и есть. Мужичок уставился на банки.
- Валера, итить твою, это ты что тут устроил?
- Дядь Миш, это я опыт делал, я Вам говорил, я потом всё приберу, всё будет в порядке…
- Ё!!!!
«Дядь Миш» молча смотрел на проём между комнатой квартиры, которую он сдавал, и комнатой «виртуальной», с её ровными серыми стенами без окон, серым полом, потолком, и глухой серой же стеной  напротив портала.
- Это как? – дядя Миша начал пробираться между банок конденсаторов к порталу. Мы молча наблюдали за его продвижением, не в силах что-то сказать… Он встал перед контуром, осматривая катушки бессмысленным взглядом.
- Это ж ты не мог пристроить! Я же ТАМ сейчас был, - он как-то бессильно ткнул в сторону улицы, на которую выходил портал – ТАМ, снаружи, ничего такого нет! А?
- Дядь Миш, это портал, я вытянул пространство. Наверное… Вобщем, стена в порядке, я могу выключить, и она вернётся!
- Э, постой! Я те выключу! – Дядь Миш положил ключ на подоконник и проворно заскочил внутрь комнаты, Лерик сделал было предупреждающее движение, но опустил руку. Он был просто не способен что-то возразить этому напористому типу. Браток он там или по жизни нахал, неважно. Лерик наш не той породы.
- Зачем же «выключу»?! – Обладатель лысины и мерседеса жадно ощупывал ровные серые стены, – Тут даже штукатурить не надо! Можно обои сразу клеить, а можно эмульсионкой красить! А на пол – линолеум, - Он наклонился с несвойственной толстякам ловкостью и пощупал пол – Ага, сразу линолеум, пол уже тёплый, в такую-то зиму!
Дядь Миш огляделся, что-то прикидывая, шепча толстыми губами. Наконец выдал результат.
- Да тут квадратов сорок пять, не меньше! Сколько твоя эта хрень стоит?
- Ну, она ещё электричество жрёт…
- Ты ж говорил, что воровать его умеешь?
- Поймать могут, дядь Миш!
- Нас не пойма…
Щёлк! На месте портала была пустая холодная стена с дешёвыми обоями…
Мы очнулись минут через пять.
- Лерик… А включить?
- Я же сказал – шесть часов минимум на заряд конденсаторов.
Голос у него был просто мёртвый. Надо было что-то делать. Я пошёл на негнущихся ногах на кухню, выплеснул остатки пива в кружку. Вернулся. Лерик стоял неподвижно, глядя в стену.
- На, выпей!
Он взял кружку, выпил, снова уставился на стену. Гадство! Надо ж такому случиться!
- А что случилось-то?
- Наверное, трансформатор. Я починю, он заработает! – Он наклонился над кожухом «сварочного аппарата». Мне не понравилась эта его интонация.
- Валер, успокойся. Что было с бумагой, которую ты кидал?
- Не знаю, сегодня её там не было, - он поднял ко мне бледное лицо с округлившимися глазами, - А ты как думаешь? Может, он ещё жив?
- Ты это, чини давай свою байду! – Я читал, что привычная работа успокаивает, - Заряжай конденсаторы, а потом я к тебе приду, когда они зарядятся и мы снова вместе включим, окей?
Я понимал, что Лерик в одиночку ни за что не включит установку. Хотя и со мной что толку? Не великий я боец, прямо скажем. А намерения дядь Миша ещё неизвестно какие будут.
- Слушай, Лерик, а может, там время вообще не идёт? Может, он ничего не почувствует?
- Твои бы слова да Богу в уши, - он уже снял кожух и осматривал какую-то почерневшую деталь.
И тут заиграла музыка. Сотка на столе поехала на виброприводе в суицидальное путешествие к краю столешницы. Я взял трубку, глянул на экран. Сердце остановилось. Контакт был отмечен одним словом. «Дядямиша».
- Кто это? – Валера посмотрел на меня и всё понял.  Я держал в руках мелко трясущийся кусок пластика, и трясся почти так же как он, - Сейчас переадресует на домашний…
Музыка прекратилась, и через секунду затренькал Панасоник, спрятавшийся в невероятной куче хлама на столе. Три трели, и пискнул, включившись автоответчик.
- Привет тебе, незнакомец! Не сочти за труд, оставь свой мессадж, и я перезвоню! – Бодрый насмешливый голос Лерика звучал в тишине замёршей комнаты просто издевательски.
- Валера, - дядю Мишу было слышно просто идеально, без замираний и шума, - Валера, где я? Валера, сделай что-нибудь, я ничего тебе не сделаю, только вытащи меня отсюда! Валера, я тебе денег дам, я всё тебе отдам, правда, вытащи… А-а-а-а!
Мы услышали странный шелест, потом шум, похожий на хлопанье огромных тяжёлых крыльев, и хруст. Всё это время дядя Миша истошно кричал, потом его крик отдалился, раздался какой-то всплеск, и связь оборвалась… Автоответчик выключился.

Лерик позвонил в девять вечера. Я приехал, молча, не раздеваясь, зашёл в квартиру, дождался щелчка, убедился, что действительно нет никакого светового эффекта. Перед нами снова была серая комната. Пустая.
Потом мы дожидались, пока с улицы не исчезнут все прохожие. Потом – долго соображали, кто из нас лучше справится с вождением  мерседесовского джипа. Потом – прокладывали маршрут так, чтобы не напороться на гаишников. Где мы бросили машину – помню плохо, очень хотелось спать, наверное, оттого, что уже прошло возбуждение. Помню, что тщательно вытирали всё внутри – от отпечатков пальцев. На следующий день к Лерику пришёл мент (выловил на работе), опросил, вроде пытался надавить, но Лерик производит такое простецкое впечатление полного и законченного ботаника, что подозревать его в чём-то страшном просто нереально. Потом его ещё пару раз вызывали в райотдел, и осматривали квартиру. Но странное оборудование мало походило орудие убийства (Лерик втёр ментам что-то про самопальное производство сварочных аппаратов – они  поверили), никаких подозрительных следов в квартире не нашли. Жена пропавшего претензий к Валерию не имела, плату он вносил исправно, они договорились, что теперь он будет платить ей. Вроде всё. Через месяц мы вздохнули свободно.
Лерик позвонил как всегда неожиданно:
 - Димон, хай! Давай ко мне, есть одна мысль!
- Валера, хай, конечно, но ты это… Хорошо подумал?
- Никто не пострадает! Жду!
Прямо с порога Лерик начал сбивчиво объяснять:
- Ты понимаешь, если ОТТУДА приходят электромагнитные волны, значит, мы сможем поглядеть – что там творится!
- Э, блин! Я не полезу в твой серый саркофаг!
- Ну ты тупишь, что-ли в натуре? Смори сюда!
В руках у него оказался некий странный девайс – к ёлочной крестовине (ага, новогодней!) была примотана изолентой камера с антенной.
- Это веб-камера с сотовым модемом!
- А крестовина зачем?
 - Для устойчивости, вдруг оно там свалится с высоты?
- А на «Дошираке» сколько сидел?
- Обижаешь! На «Бизнес-ланче»! – Лерик просто светился от счастья, - Камера сливает данные на веб-сайт, мы через Инет видим что там.
- Там труп дяди Миши, полагаю. Ментов зовём на сеанс? – Но Лерик почти не смутился. Гений, что с него возьмёшь…  - Хорошо, заводи шарманку! Ты проверил – оно хоть работает?
- А ты глянь!
Он указал на монитор на захламлённом столе. Я увидел свою рожу, но сбоку. Картинка была чёрно-белой, движения рваными, но кое-что разглядеть было можно. Ну, пробуем!
Щелчок, серый коридор. Лерик осторожно ставит на серый пол крестовину с камерой, обращённой к дальней стене. Щелчок, перед нами обои. Бегом к монитору. Сначала ничего, серое поле на картинке. Потом индикатор связи с камерой на сайте позеленел и в окошке появилось изображение. Но о том, что мы там увидели – в следующий раз!