Базар

Екатерина Арслан
Впервые оказавшись на мармарисском  базаре, я пыталась поскорее улизнуть из лавочек добродушных хозяев, где меня поили чаем, забавляли историями и  угощали сладостями. Чувствовала себя обманщицей всякий раз, когда  после двух часов задушевной беседы уходила с пустыми руками, самозванкой, притворившейся нормальным покупателем …

Российская действительность была проста и понятна – улыбка и комплимент – тем, кто покупает. Тот же, кто тратит время на расспросы и проходит мимо, заслуживает каменный взгляд в спину. Чем больше задержал продавца – тем больший ты негодяй.

Турецкий базар испугал, а затем покорил меня своей неспособностью расстроить любого человека, вошедшего в этот храм товарно-денежных отношений. Даже не совершая покупки в первый день, возвращаешься  домой в отличном настроении и с полными карманами советов и визиток с подробными схемами поиска магазинов.

Что это было? – ошарашенно вспоминала я  стремительно пролетевшие 6 часов в Чаршах и старом городе, а также 8 стаканов яблочного чая, килограмм съеденного «для пробы» лукума и дружеские советы-разговоры с хозяевами лавочек.
Это был, как я позже поняла, кастинг.

В Мармарисе в магазин ходят не тот, где товары дешевле, а к конкретному продавцу… Он словно семейный доктор переходит по наследству и советуется друзьям. С туристами работает тот же пиар механизм, поэтому самое главное для турецкого дельца не продать, а подружиться… и в ход идут любые средства. 

Зазывалы, словно студенты-полиглоты,участвующие в телевикторине,  угадывают твою национальность. Впрочем, в отличие от стамбульских на Галатском мосту, за руки-ноги не хватают, а лишь пожимают плечами в ответ на нежелание общаться…
Комплименты придумываются каждый раз новые, с душой и смекалкой…

Если же неопытной туристке случилось заблудиться – ооо! да она может считать себя счастливейшей из смертных, ибо на ее глазах выстраивается очередь из рыцарей, готовых показать выход из сувенирно-продуктового лабиринта. Вообще если хоть в чем-то нужна помощь – лучшего места чем базар не найти. Просить не обязательно. По одному лишь растерянному взгляду местные шерлоки тут же начнут выдвигать версии постигшего вас несчастья и предлагать свою кандидатуру на место героя-спасителя.

Доброжелательное и открытое общение открывает удивительный мир на турецком базаре. Никогда не забуду художницу, продававшую свои работы в небольшом вручную раскрашенном помещении. Черная кудрявая копна волос и выразительные глаза, красивые длинные руки… Она была похожа на созданные ею же портреты  грустных девушек с огромными  глазами и бледными лицами. На стене за ее спиной на нарисованном дереве висела гитара. Настоящая. Мы разговорились о музыке, турчанка сняла музыкальный инструмент, достала тетрадь с нотами и ее голос наполнил небольшую красочную комнату светом:
«Olmaz, birtanem, olmaaz…»
Я  улыбалась солнечному дню и этому волшебному моменту в шкатулке моей памяти, который незнакомая девушка подарила мне совершенно бесплатно. А он был ценнее всего, что только можно купить на мармарисском базаре в старом городе.