Окружающая среда

Иван Мельник
В среду на последнем уроке Нина Сергеевна рассказала второклассникам о морях, реках, о самом большом на планете водопаде Виктория и о том, что без воды жизнь на Земле невозможна. Потом велела сдать для проверки тетради и объявила:
- На следующем уроке мы поговорим с вами об окружающей среде.
Маша вышла из класса вместе с Катей Синицыной, и по дороге в раздевалку они вспоминали о том, как хорошо было летом купаться и загорать, и как плохо теперь, осенью, когда холодно, и нужно надевать пальто или тёплую куртку. Они начали придумывать, что каждая из них сделала бы, если бы была волшебницей, но не успели придумать до конца, потому что на скамейке у раздевалки сидела светловолосая девочка и горько плакала. Рядом с ней стоял ранец розового цвета с нарисованными феями, лежала такая же розовая куртка и шапочка.
- Ты что плачешь? – спросила Катя.
Девочка, явно первоклашка, хлюпнула носом и ничего не ответила. Маша достала из кармана носовой платок и подала девочке.
- Вот, возьми, он чистый.
Девочка взяла платок, вытерла глаза, нос.
- Что с тобой случилось? – допытывалась Катя. – Тебя кто-то обидел?
- За мной не приехали, - продолжая всхлипывать, ответила, наконец, девочка. – Мама не приехала, - уточнила она. - Всех наших забрали, а моей мамы всё нет и нет.
- Ну, это пустяки, - сказала Маша, - твоя мама, наверно, в пробке застряла. Когда я в первом классе училась, мой дедушка однажды тоже опоздал, потому что на машине в пробке застрял. И я тоже плакала… почти.
- Моя мама на автобусе приезжает, - сказала девочка.
- Ну и что, - возразила Катя, - моя бабушка тоже на автобусе приезжает. Автобусы ещё хуже могут застрянуть где-нибудь, они ведь большие, а ещё – ломаются, и тогда всех пассажиров просят выйти.
Подошли Саша Гусаров с фингалом под глазом, и Наташа Пчёлкина с пирожком в руке и встали рядом. Пирожки у Наташи были в запасе всегда, а фингал Саше достался вчера, когда Лев Ямской двинул ему по лицу локтем в тесном коридоре, как он уверял, совершенно случайно.
- Хочешь конфету? – спросила Маша первоклашку.
Не дожидаясь ответа, она достала из ранца припасённую с вечера конфету и подала её девочке. Наташа Пчёлкина с сожалением взглянула на пирожок, который уже собиралась надкусить, и тоже протянула девочке. Девочка взяла Машину конфету, а от пирожка отказалась:
- Спасибо, не надо, - и снова всхлипнула.
- Эх вы, - вмешался Саша, - успокаивать не умеете!
Полез в свой ранец, достал пенал, а из пенала магнитик – мышонка.
- Возьми и не плачь!
Подошли ещё ребята из Машиного второго «а», потом их бабушки и родители и стали успокаивать первоклашку и наперебой предлагать ей, кто что мог.
Маша не заметила, как появился её дедушка. Узнав в чём дело, он попросил у девочки дневник.
- Алина Кисунькина, правильно? – уточнил он. – А маму твою зовут Антонина Петровна?
Алина кивнула.
- В твоём дневнике записан номер мобильного телефона твоей мамы, - продолжил дедушка, - и сейчас я ей позвоню.
Он достал свой мобильник и набрал номер.
- Антонина Петровна? Здравствуйте! Тут такое дело, Алина ждёт вас в школе и немного расстроена, потому что вас нет…
Дедушка замолчал и стал слушать маму Алины, которая что-то ему объясняла.
- Сколько у вас сегодня было уроков? - обратился дедушка к Алине.
- Четыре, только я оставалась ещё на хореографию, а занятия отменили…
- Всё понятно, - сказал дедушка в трубку. – У них отменили хореографию… Не беспокойтесь, я побуду с вашей дочкой, пока вы доберётесь до школы.
Дедушка помог Алине одеться. Девочка совсем успокоилась, и в этот момент появилась её запыхавшаяся мама. Она принялась обнимать дочь и благодарить Машиного дедушку.
- Вообще-то, я всего лишь догадался вам позвонить, - сказал дедушка, - а успокаивал её весь второй класс.
- Да, мама, - подтвердила Алина, - вот смотри, что мне подарили!
И она стала выкладывать на скамейку конфеты, наклейки, магнитики…

В пятницу на уроке, как обещала, Нина Сергеевна повела рассказ об окружающей среде.
- Очень давно на Земле жили первобытные люди, которые не умели строить жилья и добывать огонь. Они охотились на птиц и зверей, чтобы добыть себе пищу, сделать одежду из звериных шкур.  Ночью эти дикие люди укрывались в пещерах от опасных хищников.  А хищные звери охотились на людей, и те часто погибали. И так продолжалось из года в год многие столетия. Окружающая среда у людей была враждебная… Ты что-то хочешь сказать? – спросила учительница, заметив, что Маша подняла руку.
- А у нас на этой неделе среда была не враждебной, а дружелюбной…
- Да, да! – закричала Катя, - можно я расскажу?
Она тянула вверх руку и даже вскочила с места.
Наташа Пчёлкина не стала дожидаться, когда Катя начнёт рассказывать.
- Мы девочке из первого класса помогли, – сказала она. - Девочка плакала, и я ей свой пирожок хотела отдать.
- А я подарила наклейку!
- А я – конфету!..
- Вы все молодцы, - остановила ребят Нина Сергеевна, - но я ещё не закончила рассказ.
Когда урок подошёл к концу, и оставалось ещё немного времени, Кате удалось-таки рассказать, как было дело.
А Саша Гусаров потрогал свой фингал и произнёс задумчиво:
- А окружающий вторник у меня был враждебным…