Л. Н. Толстой - Жизнь - благо

Виктор Постников
ЖИЗНЬ—БЛАГО.


I. Жизнь есть высшее, доступное человеку, благо.

1.
Жизнь, какая бы она ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то мы говорим это только в сравнении с другой, воображаемой, лучшей жизнью, но ведь мы никакой другой лучшей жизни не знаем и не можем знать, и потому жизнь, какая бы она ни была, есть высшее для нас благо.

2.
Мы часто пренебрегаем благом этой жизни, разсчитывая где-то получить большее благо. Но такое большее благо нигде никогда не может быть, потому что нам в жизни нашей дано такое великое благо — благо жизни, выше которого ничего нет и не может быть.

3.
Этот мир не шутка, не юдоль испытания и перехода в мир лучший, вечный, а этот мир, тот, в котором мы сейчас живем, это одинъ изъ вечныхъ миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны нашими усилиями сделать прекраснее и радостнее для живущихъ съ нами и для всех, которые после нас будутъ жить в нем.

4.
Сделать возможно лучшимъ каждое мгновение жизни, изъ какой бы руки судьбы, благоприятной или неблагоприятной, оно намъ ни выпадало на долю, это и есть искусство жизни и истинное преимущество разумного существа.     - Лихтенбергъ.

5.
Человекъ несчастлив потому, что не знает, что он счастлив. -Достоевский.

6.
Нельзя сказать, чтобы служение Богу составляло назначение жизни. Назначение жизни человека всегда есть и будетъ его благо. Но такъ какъ Богъ хотелъ дать благо людямъ, то люди, достигая своего блага, делаютъ то, что хочетъ отъ нихъ Богъ, исполняютъ Его волю.

II.
Истинное благо въ настоящей, а не въ «загробной» жизни.

1.
По ложному учению, жизнь въ этомъ миръ — зло, благо же достигается только въ будущей жизни.
По истинному христианскому учению, цель жизни — благо, и благо это получается здесь.
Истинное благо всегда въ нашихъ рукахъ. Оно, какъ тень, следуетъ за доброй жизнью.

2.
Если рай не въ тебе самомъ,  то ты  никогда  не войдешь в него.   - Ангелусъ.

3.
Не верь, что жизнь эта только переходъ въ другой миръ и что хорошо намъ можетъ быть только тамъ. Это неправда. Намъ должно быть хорошо здесь, въ этомъ мире. И для того, чтобы намъ было хорошо здесь, въ этомъ мире, намъ нужно только жить такъ, какъ хочетъ Тотъ, Кто послалъ насъ въ него. И не говори, что для того, чтобы тебе хорошо было жить, надо, чтобы все хорошо жили, жили по-Божьи. Это неправда. Живи самъ по-Божьи, самъ делай усилие, и самому тебе наверное будетъ хорошо и другимъ также отъ этого будетъ наверное не хуже, но лучше.

4.
Самое обычное и вредное заблуждение людей — думать, что они не могутъ получить въ этой жизни все то благо, какого они желаютъ.

5.
Те, которые утверждаютъ, что здешний миръ юдоль плача, место испытания и т. п., а тотъ миръ есть  миръ  блаженства, какъ будто утверждаютъ, что весь безконечный мир Божий прекрасенъ, или во всемъ мире Божиемъ жизнь прекрасна, кроме какъ только въ одномъ месте и времени, а именно въ томъ, въ которомъ мы живемъ теперь. Странная была бы случайность. Разве это не очевидное непонимание смысла и назначения своей жизни?

6.
Живи истинной жизнью — и много будешь иметь противниковъ, но и противники твои будутъ любить тебя. Много несчастия принесетъ тебе жизнь, но ими-то ты и счастливъ
будешь и жизнь благословишь, и другихъ благословить заставишь. -  По Достоевскому.

7.
Какъ странно и смешно просить Бога! Не просить надо, а исполнять Его законъ, быть Имъ. Одно разумное отношение къ Богу, это—то, чтобы быть благодарнымъ Ему за то благо, которое Онъ далъ мне, одухотворивъ меня Собою.
Хозяинъ поставилъ своихъ работниковъ въ такое положение, что, исполняя то, что онъ показалъ имъ, они получаютъ высшее, доступное ихъ воображению, благо (благо душевной радости), а они просят Его о чемъ-то. Если они просятъ, это значитъ только то, что они не делаютъ того, что имъ предназначено.

III.
Истинное  благо найдешь только въ себе самомъ.

1.
Богъ вошелъ въ меня и черезъ меня ищетъ Своего блага. Какое же может быть благо Бога? Только  то, чтобы быть собою. - Ангелусъ.

2.
Мудрецъ говорилъ: я обошелъ всю землю, отыскивая благо. Я днемъ и ночью безъ устали искалъ его. Одинъ разъ, когда я уже совсем отчаялся найти это благо, голосъ внутри меня сказалъ мне: благо это въ тебе самомъ. Я послушался этого голоса и нашелъ истинное, неизменное благо.

3. Какого же тебе еще блага,  когда  въ  тебе - Богъ  и  весь мир? - Ангелусъ.

4.
Счастливы люди, если они ничего, кроме души своей, не называютъ своимъ. Счастливы они, если живутъ и среди корыстныхъ, и злыхъ, и ненавидящихъ ихъ людей, — счастье ихъ никто не можетъ отнять отъ нихъ.  - Буддийское  учение.

5.
Чем лучше живутъ люди, тем они меньше жалуются на людей. А чемъ хуже живетъ человъкъ, тем больше онъ недоволенъ не  собой, но другими.

6.
Мудрецъ ищетъ всего въ себе, безумецъ — всего въ другомъ. - Конфуций.

IV.
Жизнь истинная — жизнь духовная.

1.
То, что мы называемъ счастьемъ и несчастьемъ нашего животнаго  «я»,  вне нашей воли;   но   благо   нашего   духовнаго «я» зависитъ только отъ насъ: отъ покорности или непокорности воле Бога.

2.
Все, что люди считаютъ несчастьемъ, зломъ, происходитъ отъ того, что человекъ считаетъ действительно существующей свою телесную личность: Ивана, Петра, Мавру, Наталью, тогда какъ телесная личность есть только пределы, въ которыхъ проявилось действительно существующее вечное Все. Это обманъ въ роде тех картинокъ, въ которыхъ фигура образуется изъ пустоты, ограниченной ветвями дерева. Человекъ можетъ сознавать собою то, что ограничено теломъ, и можетъ сознавать собою то Все, что въ немъ не ограничено теломъ. Въ первомъ случай он рабъ, безсиленъ и подверженъ всякимъ бедствиямъ; во второмъ случае онъ свободенъ, всемогущъ и не знаетъ зла.

3.
Тотъ, кто положилъ свою жизнь въ освобождении своего духовнаго я отъ тела, не можетъ быть недоволенъ, потому что то, чего онъ желаетъ, всегда совершается.

4.
Жизнь человеческая, полная телесныхъ страданий, всякую секунду могущая быть оборванной, жизнь эта, для того, чтобы не быть самой грубой насмешкой, должна иметь смыслъ, такой, при которомъ значение жизни не нарушалось бы ни ея страданиями, ни ея продолжительностью или кратковременностью.
И такой смыслъ есть въ человеческой жизни. Смыслъ этотъ—во все болыпемъ и большемъ   сознании въ себе Бога.

5.
«Иго Мое благо». Люди надеваютъ на себя ярмо, не по нимъ сделанное, и впрягаются   въ   возъ не по ихъ силамъ.
Ярмо не по себе и возъ не по силамъ — это жизнь для блага своего тела или для телеснаго блага другихъ людей. Благо только во все большемъ и большемъ сознании въ себе Бога. Только это ярмо сделано какъ разъ по силамъ людей, и ему-то учитъ и Иисусъ. Попробуйте и узнаете, какъ ладно и легко. Кто захочетъ узнать, правду ли Я говорю, пусть попытаетъ делать то, что Я  говорю, — сказалъ Иисусъ.

6.
Жизнь человеческая есть неперестающее возсоединение отделеннаго теломъ духовнаго существа съ теломъ, съ чемъ оно сознаетъ себя единымъ. Понимаетъ или не понимаетъ это человекъ, хочетъ онъ или не хочетъ, возсоединение это неудержимо совершается темъ состояниемъ, которое мы называемъ жизнью человеческой. Разница между людьми, не понимающими своего назначения и не хотящими его исполнять, и понимающими его и желающими жить сообразно ему, въ томъ, что жизнь не понимающихъ этого есть не перестающее стра-дание, жизнь же понимающихъ и исполняющихъ назначение — неперастающее, увеличивающееся благо.

Первые подобны упрямымъ животнымъ, которыхъ хозяинъ тащитъ веревкою за шею въ тотъ приют, где животное найдетъ и защиту и кормъ. Животпое напрасно мучитъ, душитъ себя, стараясь противиться хозяину. Оно будетъ приведено туда, куда должны прийти все.
Вторые же подобны тому животному, которое, понявъ волю хозяина, идетъ свободно и радостно, куда его ведетъ хозяинъ, зная, что отъ исполнения воли хозяина ничего, кроме добра, быть не можетъ.

7.
Ничто такъ очевидно не подтверждаетъ того, что дело жизни есть совершенствование, какъ то, что чего бы ты ни желалъ вне своего совершенствовать, какъ бы полно ни удовлетворилось твое желание, какъ скоро оно удовлетворено, такъ тот-часъ же уничтожается прелесть желания.
Не теряетъ своего радостнаго значения одно: сознание своего движения къ совершенству.
Только это неперестающее совершенствование даетъ истинную, не перестающую, а растущую радость. Всякий шагъ впередъ на этомъ пути несетъ за собой свою награду, и награда эта получается сейчасъ же. И ничто не можетъ отнять ее.

8.
Тотъ, кто положилъ жизнь свою въ  духовномъ  совершенствовании, не можетъ быть недоволенъ, потому  что то, чего онъ желаетъ, всегда въ его власти.    - Паскаль.

9.
Быть счастливымъ, иметь жизнь вечную, быть въ Боге, быть спасеннымъ — все это одно и то же: это — решение задачи жизни. И благо это растетъ, человекъ чувствуетъ все более сильное и глубокое овладевание небесной радостью. И благу этому нетъ границъ, потому что благо это есть свобода, всемогущество, полное удовлетворение всехъ желаний. -  Амиель.

V. Въ чемъ истинное благо.

1.
Настоящихъ благъ немного. То только истинное благо и добро, что благо и добро для всехъ.
Поэтому желать надо только того, что согласно с общимъ благомъ. Кто направитъ свою деятельность на такую цель — приобрететъ себе благо. - Маркъ Аврелий.

2.
Въ положенияхъ людей есть соединение злого и добраго, но въ стремленияхъ людей нетъ такого смешения: стремление бываетъ или злое — въ исполнении воли своего животнаго существа, или доброе — въ исполнении воли Бога. Отдайся человекъ первому стремление, и онъ не можетъ не быть несчастенъ; отдайся второму, и для него не можетъ быть несчастья,— все благо.

3.
Настоящаго добра никто не можетъ сделать одинъ другому. Истинное добро можетъ сделать человекъ только самъ себе Истинное добро это въ одномъ: въ жизни для души, а не для тела.

4.
Делать добро, это — одно дело, про которое наверное можно сказать, что оно намъ наверное на пользу.
Человекъ проситъ, чтобы ему помогли люди или Богъ; а помочь ему никто не можетъ, кроме его самого, потому что помочь ему можетъ только его добрая жизнь. А это можетъ сделать только онъ самъ.

6.
Говорятъ, для того, кто делаетъ добро, не нужно награды. Это правда, если думать, что награда будетъ не въ тебе и не сейчасъ, а въ будущемъ. Но безъ награды, безъ того, чтобы добро не давало радости человеку, не могъ бы человекъ делать добро. Дело только въ томъ, чтобы понимать, въ чемъ истинная награда. Истинная награда не во внешнемъ и будущемъ, а во внутреннемъ и настоящемъ: въ улучшении своей души. Въ этомъ и награда и побуждение къ деланию добра.

7.
Одинъ святой жизни человекъ молился такъ Богу о людяхъ: «О, Боже! Будь милостивъ къ злымъ, потому что къ добрымъ Ты уже былъ милостивъ: имъ  хорошо, потому что
ОНИ  добрые». - Саади.

VI. Благо — въ любви.

1.
Для того, чтобы наверное быть счастливымъ, надо только одно: люби, люби всехъ—и добрыхъ и злыхъ. Люби не переставая, и не переставая будешь счастливъ.

2.
Мы не знаемъ и не можемъ знать, для чего мы живемъ. И потому нельзя бы было намъ знать, что намъ делать и чего не делать, если бы у насъ не было желания блага. Это желанио верно указываетъ намъ, что намъ делать, если только мы понимаемъ свою жизнь не какъ животное, а какъ душу въ теле. И это самое благо, какого желаетъ наша душа,   и   дано   намъ   въ   любви.

3.
Никто никогда не уставалъ делать себе добро. Но ведь самое большое добро, это—то, чтобы делать то, чего душа хо-четъ, а душа всегда хочетъ одного: любви отъ себя и къ себе. Положи жизнь свою въ этомъ увеличении любви, и ты увидишь, что благо твое всегда въ твоей власти.

4.
Если есть добрый Богъ и Онъ сотворилъ мир, то Онъ наверное сотворилъ его такъ, чтобы всемъ, — стало-быть, и намъ, людямъ,— было хорошо.
Если же нетъ Бога, то давайте сами жить такъ, чтобы намъ было хорошо. Для того же, чтобы намъ было хорошо, намъ надо любить другъ друга, надо, чтобы была любовь. А Богъ и есть любовь, такъ что мы опять придемъ къ Богу.

5.
Жизнь моя — не моя, и потому и целью ея не можетъ быть только мое благо: целыо ея можетъ быть только то, чего хочетъ Тотъ, Кто послалъ меня въ жизнь. Хочетъ же Онъ любви ВСЕХЪ ко ВСЕМЪ, того самаго, въ чемъ и мое и общее благо.

6.
Человекъ отъ рождения и до смерти хочетъ себе добра, и то, чего онъ хочетъ, то и дано ему, если онъ его ищетъ тамъ, где оно есть:  въ любви къ Богу и людямъ.

7.
Говорятъ: «Любить людей неприятныхъ намъ — зачемъ?» А затемъ, что въ этомъ радость. Испытай это, и ты узнаешь, правда ли это.

8.
Ничего, кроме смерти впереди, и ничего, кроме исполнения должнаго сейчасъ! Какъ это кажется безрадостно и страшно! А, между темъ, положи свою жизнь только въ этомъ: во все большемъ и большемъ сейчасъ соединены любовью съ людьми и Богомъ, и то, что казалось страшнымъ, сделается лучшимъ, ненарушимымъ благомъ.

VII.
Чъмъ больше  живетъ  человекъ  для  тела,   темъ больше онъ лишается истиннаго блага.

1.
Одни люди ищутъ блага во власти, другие—въ любознатель¬ности, въ наукахъ, третьи—въ наслажденияхъ. Эти три рода вожделений образовали три различныя школы, и все философы
всегда следовали какой-либо изъ трехъ. Те же, которые бо-лее другихъ приблизились къ истинной философии, поняли, что всеобщее благо — предметъ стремления всехъ людей—не должно заключаться ни въ одной изъ частныхъ вещей, которыми могутъ владеть только одни, и которыя, будучи разделены, скорее огорчаютъ ихъ обладателя отсутствиемъ недостающей части, чемъ доставляютъ наслаждение той частью, которая ему принадлежитъ. Онп поняли, что истинное благо должно быть таково, чтобы имъ могли обладать все сразу, безъ убыли его и безъ зависти, и чтобы никто  не  могъ  потерять  его   помимо   своей  воли.   И благо это есть:   благо это в любви.  - Паскаль.

2.
Что ты мечешься, несчастный? Ты ищешь блага, бежишь куда - то, а благо въ тебе. Нечего искать его у другихъ дверей. Если благо не въ тебе, то его нигде- нетъ. Благо въ тебе, въ томъ, что ты можешь любить всехъ,—любить всехъ не за что-нибудь, не для чего-нибудь, а для того, чтобы жить не своей одной жизнью, а жизнью всехъ людей. Искать блага въ мире, а не пользоваться темъ благомъ, какое въ душе нашей, все равно, что итти за водой въ далекую мут¬ную лужу, когда рядомъ съ горы бьетъ чистый ключъ. - По   А н г е л у су.
 
3.
Если ты хочешь настоящаго счастия, то не ищи его въ далекихъ странахъ, въ богатстве, въ почете, не выпрашивай его у людей, не кланяйся и не борись съ ними изъ-за счастия. Такими средствами можно добыть имя, важный чинъ и всякия ненужныя вещи, а настоящее счастие, нужное каждому, добывается не отъ людей, не покупается и не выпрашивается, а дается даромъ. Знай, что все то, чего ты не можешь взять самъ, все то не твое и не нужно тебе. То же, что нужно тебе, ты всегда можешь взять самъ — своей доброй жизнью.
Да, счастье не зависитъ ни отъ неба, ни отъ земли — только отъ насъ самихъ.
Одно только есть въ мире благо, одно только оно нужно намъ. Какое же это благо? Жизнь въ любви. И добыть это счастье  легко. - По   Сковороде.

4.
Благодаренье Богу за то, что Онъ сделалъ нужное людямъ нетруднымъ, а трудное—ненужнымъ. Нужнее всего для человека счастье, а счастливымъ быть легче всего. Благодаренье Богу!
Царствие Божье внутри насъ. Счастье — въ сердце, если въ немъ любовь.
Что было бы, если бы счастье, нужное каждому человеку, давалось бы местомъ, временемъ, состолньемъ, здоровьемъ, силою тела? Что было бы, если бы счастье было или въ одной Америке, или въ одномъ Иерусалиме, или во времена Соломона, или въ царскихъ чертогахъ, или въ богатстве, или въ чинахъ, или въ пустыняхъ, или в наукахъ, или въ здоровье, или в красоте?
Разве возможно ли было бы всем людям жить в одной Америке или Иерусалиме, или жить в одно и то же время? Если бы счастье было в богатстве, или в здоровье, или в красоте, то ведь тогда все бедные, все старики, все больные, все некрасивые были бы несчастны.  Неужели Бог лишил всех этих людей счастья?  Нет, благодарение Богу!  Он трудное сделал ненужным, сделал так, что нет счастия в богатстве, нет его ни в чинах, ни в красоте тела.  Счастие в одном – в доброй жизни, и это во власти каждого.

5.
Люди и молятъ Бога помочь имъ въ томъ, что не въ нихъ, а Онъ всегда готовъ помочь имъ томъ, что въ нихъ самихъ. А то они хотятъ, чтобы Онъ помогъ имъ, какъ они этого хотятъ, а не такъ, какъ Онъ этого хочетъ.

6.
Просить Бога о томъ, чтобы кто-то далъ намъ благо въ этой жизни, все равно, что человеку, сидя надъ источникомъ, просить источиикъ о томъ, чтобы онъ избавилъ человека отъ жажды. Нагнись и пей. Полное благо дано намъ. Надо только уметь пользоваться имъ.

7.
Если ты будешь считать благомъ то, что не въ твоей вла¬сти, ты будешь всегда несчастенъ. Пойми, что благо только то, что въ твоей власти, и твоего счастья никто не отниметъ у тебя.

VIII.
Человекъ   не    чувствуетъ   блага   жизни   только тогда, когда онъ не исполняетъ закона жизни.

1.
Если ты спрашиваешь, зачемъ зло? Я отвечаю вопросомъ: зачемъ жизнь? Зло затемъ, чтобы была жизнь. Жизнь проявляется въ освобождении отъ зла.

2.
Если жизнь не представляется тебе великой, незаслуженной радостью, то это только потому, что разумъ твой ложно направленъ.

3.
Если жизнь людей пе радостна, то это только отъ того, что они не делаютъ того, что нужно для того, чтобы жизнь была не перестающей радостью.

4.
Когда мы говоримъ, что жизнь наша не есть благо, то мы подъ этими словами неизбежно подразумеваем что мы знаемъ какое-то благо больше, чемъ жизнь. А, между темъ, мы не знаемъ и не можешь знать никакого болыпаго блага, чемъ жизнь. И потому, если жизнь кажется намъ не благомъ, то виновата никакъ не жизнь, а мы сами.

5.
Если кто говорить, что, делая добро, онъ чувствуетъ себя несчастнымъ, то это означаетъ только то, что то, что онъ счи¬тает добромъ, не есть добро.

6.
Знай и помни, что если человекъ несчастенъ, то онъ самъ въ этомъ виноватъ. Несчастны бываютъ люди только тогда когда они желаютъ того, чего не могутъ иметь; счастливы же тогда, когда желают того, что могутъ имъть.
Чего же люди не могутъ всегда иметь, хотя желаютъ, и что могутъ всегда иметь, когда желаютъ этого?
Не всегда могутъ люди иметь то, что не находится въ ихъ власти, не принадлежит имъ, то, что другие могутъ отнять у нихъ,—все это не во власти людей. Во власти же людей только то, чему никто и ничто не  можетъ помешать.
Первое, это—все блага мирские: богатство, почести, здоровье. Второе, это—наша душа, наше духовное совершенствование. И въ нашей власти какъ разъ все то, что намъ нужнее всего для нашего блага, потому что ничто, никакие мирские блага не даютъ истиннаго блага, а всегда только обманываютъ. Истинное же благо даютъ только наши усилия приближаться къ духовному совершенству, а усилия эти всегда въ нашей власти.
Съ нами поступлено такъ, какъ поступилъ бы добрый отецъ съ своими детъми. Намъ не дано только то, что не можетъ дать намъ блага. Дано же все то, что нужно намъ.   -Эпиктетъ.

7.
Человекъ испортилъ себе желудокъ и жалуется на обед. То же и съ людьми, недовольными жизнью.
Мы не имемъ никакого права быть недовольными этой жизнью. Если намъ кажется, что мы недовольны ею, то это значитъ только то, что мы имеемъ оспование быть недовольными собой.

8.
Человекъ сошелъ съ дороги, пришелъ къ реке, заграждающей ему путь, и говорить, что тотъ, кто послалъ его итти, обманулъ его, и человекъ въ отчаянии ломаетъ руки, стоя надъ рекой и бросается въ реку, проклинаетъ пославшаго его и погибаетъ въ ней, а не хочетъ знать того, что на томъ пути, съ котораго онъ сбился, были везде мосты и все удобства для путешествия. То же бываетъ и съ людьми, сбивающимися съ единаго истиннаго пути жизни. Они недовольны жизнью, часто губятъ себя только потому, что сошли съ этого пути, и не хотятъ признаваться въ своей ошибки.

9.
Не думай, чтобы недоумение передъ смысломъ человеческой жизни и непонимание его представляло бы что-либо возвышенное или трагическое. Недоумение человека передъ смысломъ жизни подобно недоумение человека, попавшаго въ общество, занятое чтениемъ хорошей книги. Недоумение этого человека, не вслушивающагося или не понимающаго то, что читаютъ, и суетящагося среди занятыхъ людей, представляетъ не нечто возвышенное и трагическое, а нечто смешное, глупое и жалкое.

10.
Какъ человекъ, не привыкший къ роскоши, но случайно попавший въ нее, съ целью возвысить себя въ глазахъ людей делаетъ видъ, что роскошь такъ привычна ему, что онъ не только не удивляется ей, но пренебрегаетъ ею, такъ и нераз¬умный человекъ, считая признакомъ возвышеннаго мировоззрения пренебрежение къ радостямъ жиззни, делаетъ видъ, что жизнь ему надоела, что онъ можетъ представить себе нечто гораздо лучшее.

11.
Был такой благодетель, что хотел какъ можно больше добра сделать людям, и сталъ онъ думать, как бы такъ сделать, чтобы никого не обидеть и чтобы ВСЕМЪ было на пользу. Если раздавать добро прямо по рукамъ, то не сообра¬зишь, кому давать, кто больше того стоитъ, а потом всехъ не уравняешь,—те, кому не достанется, скажутъ: «Зачемъ тем далъ, а не нам?»
И вздумал благодетель устроить в такомъ месте, где много народу, постоялый двор и собрать въ этомъ дворе все, что только может быть на пользу и на удовольствие чело¬веку. И устроил благодетель во дворе теплыя горницы, и печи хорошия, и дрова, и освещение, и амбары, полные хлеба всякаго, и подвалы съ овощами, и запасы плодов, и всякие напитки, и кровати, и постели, и всякую одежде? и белье, и обувь, и всего столько, что на многихъ и многихъ достанетъ. Сделалъ так благодетель, а сам ушел и стал дожидаться, что будетъ.
И вот, стали заходить добрые люди, поедятъ, попьютъ, переночуютъ, а то и переднюютъ, и день и два, и неделю. Другой разъ и возьмут что-нибудь из обуви и одежды, кому нужда. Уберут все, как было до прихода, чтобы другим прохожим можно было также пользоваться, и уйдут и только знают благодарятъ неизвестнаго благодетеля.
Но вотъ разъ зашли во дворъ люди смелые, дерзкие и недобрые. Сейчасъ расхватали все, что было по себе, и поднялась у нихъ изъ-за добра ссора. Сначала побранились, дошло дело до драки, тогда стали другъ у дружки отнимать, стали назло портить добро, только чтобы другому, не доставалось. И когда довели дело до того, что перепортили все, что было, и стали сами зябнуть, и голодать, и терпеть другъ отъ дружки обиды, тогда стали бранить хозяина, зачемъ онъ плохо устроилъ, не приставилъ караулыциковъ, мало добра заготовилъ, и зачемъ всякихъ плохихъ людей пускаетъ. Другие же говорили, что и нетъ никакого хозяина, а постоялый дворъ самъ устроился.
И ушли эти люди изъ постоялаго двора голодные, холодные, сердитые, и только и делали, что всячески ругали другъ друга, и постоялый дворъ, и того, кто его устроилъ.
То же самое делаютъ въ мире люди, когда, живя не для души, а для тела, губятъ свою жизнь и жизнь другихъ людей, осуждаютъ не себя, а другъ друга или Бога, если при¬знаютъ Его, или самый мир, если не признаютъ Бога, а полагаютъ, что мир самъ устроился.

IX.
Только  исполнение  закона  жизни   даетъ   благо человеку.

1.
Надо быть всегда радостнымъ. Если радость кончается, ищи, въ чемъ ошибся.

2.
Если человекъ недоволенъ своимъ положениемъ, онъ можетъ
изменить его двумя средствами: или улучшить условия своей жизни или улучшить свое душевное состояние. Первое не всегда, второе всегда въ его власти. - Эмерсонъ.

3.
Мне кажется, что человек долженъ за первое правило себе поставить—быть счастливымъ и довольнымъ. Надо стыдиться, какъ дурного поступка, своего недовольства и знать, что если у меня или во мне что-нибудь не ладится, то мне не разсказывать надо объ этомъ другимъ и не жаловаться, а поскорее постараться поправить то, что не ладится.

4.
Исполнение закона Бога—закона любви, дающаго высшее благо, возможно во всякомъ положении.

5.
Мы все въ этой жизни какъ неуки-лошади, обратанныя, введенныя въ хомутъ и оглобли. Сначала бьешься, хочешь жить для себя, по своей воле», ломаешь оглобли, рвешь сбрую, но не уйдешь, умаешься. И только, когда умаешься, забу¬дешь о своей воле, подчинишься высшей воле и повезешь,— только тогда найдешь успокоение и благо.

6.
Воля Бога совершится во всякомъ случае, буду ли я или не буду исполнять ее; но отъ меня зависитъ быть противни-комъ этой воли и лишить себя блага участия въ ней, или быть проводникомъ ея, втянуть ее въ себя, насколько она можетъ вместиться во мне въ виде. любви, и жить ею и испытывать ненарушимое благо.

7.
«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою васъ. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко», ска¬зано въ учении Христа. Слова эти значатъ то, что какъ бы тяжело ни было человеку, какие бы горечи и беды ни напали на него, ему стоитъ только понять и принять въ сердце истин¬ное учете о томъ, что жизнь и ея благо въ соединены души съ темъ, отъ чего она отделена теломъ: съ душами другихъ людей и съ Богомъ, и сразу исчезаетъ все кажущееся зло. Стоитъ только человеку полагать свою жизнь въ соединении любовью со всемъ живущимъ и съ Богомъ, и жизнь его тот-часъ же вместо муки становится благомъ.

___________________________________________________
Глава ХXX. из книги Л.Н. Толстого "Путь жизни" (1911)