Неоконченное наставление режиссера актёру

Сергей Козлов 2
НЕОКОНЧЕННОЕ НАСТАВЛЕНИЕ РЕЖИССЕРА АКТЁРУ ПЕРЕД ПЕРВОЙ РЕПЕТИЦИЕЙ
                Архитектору Васильеву Геннадию

- Я вас не вызывал.
- Я сам пришел потому что…
- Я сам выбрал вас на роль этого великого человека.  Идите и работайте. Ибо вы должны прочувствовать все то что пришлось испытать этому человеку
 - Я молод для этой роли.
- Я никуда не тороплюсь. Терпение – высшая добродетель мужчины.  И подыхать не собираюсь. Я вас ждал  Раз  уж вы пришли, сразу и начнём.  Взгляните на эту фотографию. Здесь  он в такой же парке, которую носил и я.  Вам тоже придётся к ней привыкнуть. Когда это произойдёт, вы как раз будете в нужном    возрасте.  А сейчас работайте над собой.  Для начала прочтите  “Успех” Фейхтвангера . Хотя я не считаю его хорошим писателем.
- ?
-  Он был начётчиком. Архивистом. Хорошим  компилятором.   Его было нетрудно обмануть. А здесь требовался НАБЛЮДАТЕЛЬ .  Который может точно и лаконично передать суть современных ему событий.  Взять, к примеру Артура Кесстлера….     Что касается его стиля, то он безупречен даже в переводе.
- Ваше эссе “Размышления у камина”….
- В некотором смысле это противовес “УСПЕХу”.   Но понимать его следует гораздо шире.  Кажется, что герой наш поторопился  остановить свою жизнь  не дойдя до вершины.  Всё что произошло потом…   Взять, например,  тот скандальный полёт “Цепеллина” 1931 года.  Не превзойдённый до сих пор . Кесстлер был на нём и все видел.  И ничего не написал.
-?
- Брейтфус – вот кто меня сейчас интересует…  Бывший русский гидрограф. Бежавший в Норвегию в 1922 году. Научный руководитель немецкой части экспедиции “ЦЕПЕЛЛИНА”.  А советская сторона не стала делать отвода. Несмотря на то, что перебежчик.  Рядом -  Самойлович. Который все понимает.  На обратном пути немцы отказались приземлиться в Ленинграде.  А приземлившись в Германии, объявили утраченными результаты аэрофотосъёмки. ВСЕ ДОКУМЕНТЫ.  Вот здесь усматривается некий спектакль, в котором зрителем является мировая общественность.   И  Самойлович…
-   Разве его участь не была решена телеграммой жены “Танцевала с Нансеном”?  Её принял радист “Красина”….
- Нансен не пользовался любовью в нашей стране Причина проста – по “паспорту Нансена”  не один десяток тысяч  наших бывших соотечественников получили в Европе приют. А должны были издохнуть  в назидание другим.  Авторитет его был абсолютен.  И наш герой это понимал. Что касается дьявольского плана, то он созрел позже. 
- А те двое….
- Они слишком хорошо знали друг друга.  Доктор Фредерик Кук и Роберт Пири. Наш герой их тоже хорошо знал.  Доктор обнаружил сосудистую недостаточность нижних конечностей у Пири.  По сути, это обстоятельство ставило крест на его планах. Но и после этого он методично продвигался к своему поступку  около 20 лет. Конечно, с учётом своих возможностей. Он решал свою задачу под свои возможности.  Мне знакомо это. Внезапно ноги  охватывает боль, как будто их заложили в тиски и они отказываются тебе повиноваться.  Финалом обычно является ампутация. Помните, почему Пушкин пользовался тростью?  Все думали, что он руку тренирует. А он просто ходить не мог, но показывать не хотел.  Эта боль помешала ему при дуэли. Хотя не факт, что ПОЭТ рискнул бы убить человека…    Непомерное честолюбие, гордыня и тщеславие помешали Пири признать успех своего доктора. Недаром это считается величайшим грехом христианина.  Доктор, похоже, не придал этому большого значения.  А тот продолжал его добивать.  И доктора покинули даже самые близкие люди.   Но наш век расставил все по своим местам. 
Мне симпатичен доктор Кук. А  Пири последователен и настойчив везде - в том числе и делах неправедных.  Позже,  когда усилиями своего подопечного доктор оказался в тюрьме, наш герой явился туда и имел с  ним беседу. Для меня это хороший признак.
-?
- Это значит, что предаваясь размышлениям у камина, он не следовал своему тщеславию.
И, значит, Фейхтвангер неправ в  написании образа нашего героя.  Для того чтобы верно передать его  образ, нужно оказаться в схожих ситуациях. Вам это предстоит. Но времени уже мало остаётся.
- А Самойлович?
- “Директор” советской Арктики был расстрелян по обвинению в передаче секретных материалов немцам.  Несколько позже Иван Папанин получил личное распоряжение о проводке немецкого крейсера “Комет” Северным морским путём в Тихий океан. Нарушение нейтралитета означало вступление СССР во Вторую мировую войну.
- А те двое….
- Если бы  Кук был женщиной, в подборе актёров проблемы бы не было.
 -А Пири?
- Пири буду играть я сам. Я еще помню эти жуткие боли в ногах и мне не придется ничего выдумывать. Кроме того, я холоден, расчётлив и коварен.  В достижении оплаченной цели  я лягу трупом и сам через него перешагну.