Баку и молокане 5. Молоканские собрания

Генадий Леонов
            До строительства молельных домов - собраний молокане свои религиозные обряды и моления совершали в обычных жилых домах Поэтому сейчас очень трудно установить конкретные места расположения молоканских собраний в Баку. Собственно говоря, я и не ставлю перед собой такую цель. В этой главе постараюсь просто обобщить и немного систематизировать найденные свидетельства.

            По свидетельству уже не раз упоминаемого Нила Демрюкова [1] еще до его прибытия в Баку в 1875 году молокане собирались в доме Кащеева у Молоканского сада. Сам Нил до 7 сентября 1893 года посещал собрание в доме Минникова Наума Федорович. После смерти Минникова Н.Ф. стали собираться у Лукьяновых. Одновременно, до 1878 года, до своего отъезда в Тифлис на Шемахинке молениями руководил Григорий Иванович Верещагин. [2]

            По свидетельству Т. Гумбатовой [3] в 1879 году «Молокане собирались в доме Коноплянкиных, расположенного возле Молоканского сквера»

            О месте расположения собрания (молельного дома) Колесникова я уже писал в главе «Четыре Слободки». Здесь вкратце остановлюсь на его истории.

            Религиозные права молокан как раскольников всегда были сильно ущемлены. Относительные  уступки  со стороны властей и церкви молокане получили по закону от 3 мая 1883 года. По нему в плане религиозном раскольникам разрешалось совершать богослужения по своим обрядам, как в частных домах, так и предназначенных для этого зданиях,  ремонтировать молитвенные здания, не меняя их внешнего вида и по разрешению МВД строить новые, а священнослужители раскольников за исполнение обрядов наказанию не подвергались.

            Однако на деле молоканам приходилось сталкиваться  с произвольным толкованием закона местными властями. Что и видно в случае с домом Колесникова И.Ф.

            По свидетельству Nicholas B. Breyfogle [4] Колесников И.Ф. в конце 1884 или начале 1885 года подал в две городские инстанции запросы на разрешение строительства двух рядом стоящих зданий на принадлежащем  ему земельном участке. На строительство жилого дома городская Дума дала разрешение. А вот строительство молельного дома региональное бюро Синода запретило, так как в городе уже было ЧЕТЫРЕ молельных дома, и строительство пятого могло создать опасную для православия ситуацию.

            Колесников И.Ф. построил жилой дом в 1886 году, а запрет на строительство молельного дома официально получил только в 1987 году.

            Колесников И.Ф. построив жилой дом, предоставил его молоканам для проведения молений. Он заключил с одиннадцатью молоканами контракт на 12-ти  летний период (начиная с марта 1890 года), по которому они могли использовать без оплаты его для оказания услуг молоканам. Реально молокане стали собираться для своих молений в доме Колесникова И.Ф.  с октября  1890 года, о чем стало быстро известно властям.

            Несмотря на приводимые Колесниковым И.Ф. доказательства, что он руководствовался нормами Закона от 3 мая 1883 года, которые ему это право предоставляли, власти рассудили иначе. Они посчитали, что на самом деле Колесников И.Ф. построил не жилой дом, а молельный, что было ему категорически запрещено. Поэтому осенью 1891 года было открыто следствие по этому делу, а 30 января 1892 года здание дома Колесникова И.Ф. было опечатано полицейским агентом и оставалось закрытым до 1905 года.

            Во время рассмотрения дела у мирового судьи в 1894 году арендаторы Колесникова заявили, что выросшее молоканское общество вынуждено встречаться в четырех домах, расположенных в разных местах, один из которых – частный дом Петра Хворостова «пришел в упадок и угрожал опасностью». Поэтому они были рады перенести свои моления в большой дом Колесникова.


            После принятия  17 апреля 1905 года Указа «Об укреплении начал веротерпимости», который провозгласил свободу вероисповедания для неправославных конфессий бакинские молокане воспользовались новыми правами. Был открыт для молений дом Колесникова. Но Колесников И.Ф. уже не смог осуществить своей изначально задуманной цели – объединить под крышей общего собрания всех молокан. Авторитет Колесникова И.Ф. в молоканском обществе из-за выдвинутых против него обвинений в проступке и судебных разбирательств несколько пошатнулся.

            В 1908 году проводилась работа по реконструкции Кубинской площади и прилегающих к ней улиц. Уцелело ли здание Колесникова или попало под снос – установить не удалось.

            Примирение общин состоялось только в 1915 году. Тогда же было построено гораздо большее здание молоканского собрания на Молоканке (четвертой).

            И еще одно свидетельство о существовании к этому времени как Молоканки (четвертой), так и собрания на ее территории.

            В главе о противостоянии бакинских общин я уже приводил отрывок из письма Г.А. Клочихина Н.Ф. Кудинову Н.Ф. В этой главе приведу это письмо полностью, так как оно свидетельствует о месте нахождения одного их молоканских собраний (опять-таки орфография оригинала сохранена):

            «Дорогой брат Николай Федорович, мне очень хочется кое-что напечатать в журнале из далекой прошлой жизни, как я жил и как скитался по белому свету.
Забыл теперь, в каком именно году я был в Баку, когда там и везде была холера, но у меня сохранились очень хорошие воспоминания о бакинских братьях молоканах, которые так радушно приняли меня и проводили.

             Мне пришлось пойти на пристань справиться, когда пойдет пароход на Астрахань, когда я шел мимо мельницы бр. Скобелевых, то мне вздумалось зайти в контору и посмотреть, как живут наши братья молокане-богачи. Из хозяев никого в конторе не оказалось, а был там молодой человек-приказчик, и еще один человек . Приказчик обошелся со мной очень ласково, фамилия его как будто Корнев. Он сказал человеку имя отчество, которого я забыл, но фамилия, кажется, Андреев, что я из молокан.

           Человек этот был убит большим горем. И когда узнал, что я из братьев, он взял меня к себе в дом в молоканскую слободку и рассказал о своем несчастьи. Был у него единственный сынок, на которого мы все радовались, ему было 17 лет, а он уже служил у братьев Скобелевых. Недавно он приехал вечером домой, был весел, ни о чем не думал, а в 12 час. ночи скончался. Оборвалась теперь вся наша жизнь и исчезла вся радость, я старался, как мог утешить их и прожил у них до воскресенья. Люди они оказались хорошие, гостеприимные.

            В воскресенье пошли мы с ним на молитвенное собрание, где предложили мне прочитать что-нибудь из слова Божия. Я прочитал из 25 главы от Матфея, где говорится о суде, когда придет Сын человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним. Беседа моя понравилась. Брат Андреев предупредил меня, что у них совершается обряд поклонения, в котором и я, как гость, должен принять участие. У нас этого обряда никогда не было, и я не знал, как он совершается, а поэтому отказался от участия в исполнении этого обряда.

            Когда я смотрел, как совершается обряд поклонения, то мне стало непонятным, для чего этот обряд совершается, кто его установил, кому он нужен, какие цели преследует. И тогда, после  собрания, я стал спрашивать брата Андреева, то и он мне  не мог дать точного раз`яснения и кроме ссылки на предков, ничего не привел в доказательство. Но я подумал, что обряд этот для верующих в его святость, имеет крупное значение, являясь необходимым для совершения в молитвенных собраниях.

            Когда пришли в дом, я стал говорить брату Андрееву, чтобы они оставили этот обряд, так как он имеет большое значение, и должен совершаться только искренно верующими и только старцами одними. Но брат Андреев со мною не согласился, несмотря на то, что я приводил ему веские доказательства и сравнивал этот обряд с обрядом водного крещения.

            Очень желательно мне знать, как живут теперь братья Скобелевы и как живет брат Андреев, у которого я был. Если ты их знаешь, и скоро увидишь, то передай им от меня привет, и скажи, что я совсем лишился ног и не могу теперь ходить. Г.А. КЛОЧИХИН ».[5]

            На это письмо в том же октябрьском 1928 года номере журнала был опубликован ответ:

            «Сообщается брату Григорию Александровичу Клочихину, что бр. Скобелевы умерли, за исключением М.И. Брат Андреев, Николай Карпович, который так радушно принял тебя, жив и здоров, живет в Баку на той же молоканской слободке, в своем небольшом домике. Старушка его умерла, и он остался один, таким же усердным к делу Божию каким и был, также стойко защищает обряд поклонения как и тогда защищал. Обряд этот в бакинской молоканской общине и сейчас совершается в таком же порядке. Плохого в этом обряде, ничего нет и для нас молокан, бакинские молокане, сохранившие этот обряд, являются редкостью, потому что его уже нигде не исполняют.
Редакция». [5]

            Судя по тому, что на мельницу бр. Скобелевых Г.А. Клочихина заглянул по дороге на пристань, то имеется в виду новая мельница братьев на Торговой улице, построенная в 1904 году в непосредственной близости от пристаней. В ответе редакции написано, что Андреев Н.К. «живет в Баку на той же молоканской слободке». А это уже 1928 год.

            Следовательно, речь идет о Молоканской слободке, что находится в Завокзальном районе Баку. Тем более что в тексте письма написано  «Недавно он приехал вечером домой…». В случае упоминания молоканской слободки у Молоканского сада было бы написано «пришел домой», так как мельница Скобелевых на Торговой улице (где работал сын Андреева)  и Молоканский сад находятся в трех кварталах друг от друга.

            Теперь о дате нахождения Г.А. Клочихина в Баку. В письме упоминается эпидемия холеры:

            «Забыл теперь, в каком именно году я был в Баку, когда там и везде была холера». Самая крупная эпидемия холеры началась в Баку летом 1892 года.  Но тогда не была еще построена мельница Скобелевых на Торговой улице. Следовательно, речь может идти только о эпидемии холеры в годы Первой мировой войны.

            И к этому времени уже существовала Молоканка (четвертая молоканская слободка), на территории которой находилось молоканское собрание, сохранившееся до настоящего времени. Крайнее (не говорю последнее) по времени свидетельство о его существовании встречалось в декабре 2007 года на форуме сайта Pakupages [6], на котором сообщалось, что после уничтожения молоканского кладбища в Баку в собрании был проведен соответствующий молебен.

            Об этом собрании могу рассказать более подробно, так как детство прошло в непосредственной близости от него.

            Собрание  на Молоканке (четвертой) территориально расположено во дворе Семиховых  на углу 4-ой Слободской и 11-ой Завокзальной улицами. Вход во двор Семиховых и молоканское собрание – 11-ой Завокзальной улицы, между 3-й Слободской  и 4-ой Слободской.

            Окна собрания, через которые мы мальчишками неоднократно наблюдали за молениями, выходят на четную сторону 4-ой Слободской улицы. Напротив, на нечетной же стороне 4-ой Слободской ранее находился хлебозавод.

            На воскресные моления в это собрание собирались молокане как с Молоканки (четвертой), так и с Нижней слободки. Трамваями № 14 (вокзал – пос. Монтина) и № 6 (вокзал – завод им. лейт. Шмидта) добирались молокане с других районов города.

            В собрании не только молились. В помещении собрания проходили и поминки. Во дворе была очень большая кухня, где готовились поминальные обеды на добрую сотню людей.



            Подводя итог всему вышеуказанному, приведу перечень молоканских собраний Баку:

            Дом Кащеевых у Молоканского сада, …1875 г.- ….

            Дом Минникова Н.Ф.  у Молоканского сада, 1875-1893 г.г.

            Съемная квартира Верещагина Г.И. на Шемахинке ,  1875-1878 г.г.

            Дом Коноплянкиных у Молоканского сада, 1879 г.- …

            Дом Колесникова И.Ф. возле Кубинской площади, 1890-1892 г.г., 1905-…

            Дом Хворостова П.  у Молоканского сада,     1894 г.- …

            Двор Семиховых на Молоканке (четвертой),  1915 г. – декабрь 2007 г., декабрь 2007 г. - …

      
            Даты функционирования собраний – на основе упоминаний о них в различных свидетельствах, возможно их уточнение, равно как и нахождение новых адресов, где бакинские молокане собирались для моления.



Переименования улиц:

3-ая Слободская улица - им.Бала Дадашева
4-ая Слободская улица – Я.Бакуви
11-ая  Завокзальная улица – Алишера Навои - Кероглу Рагимова




[1] Н. Димрюков, « (Сабытия) Страдания для истинай веры. Памитная книшка»,  Ж-л «Добрый домостроитель благодати» № 14 (http://molokan.narod.ru/d/d1412.html)

[2] Н. Димрюков, « (Сабытия) Страдания для истинай веры. Памитная книшка», Ж-л «Добрый домостроитель благодати» № 15 (http://molokan.narod.ru/d/d1512.html )

[3] Т.Гумбатова,  «Баку и немцы» (http://www.window2baku.com/Net/german4.htm )

[4] Nicholas B. Breyfogle. «Molokan Church-Building, Tsarist Law, and the Quest for a Public Sphere in Late Imperial Russia» (http://molokane.org/Breyfogle/Breyfogle_Molokan_Churchs.pdf )

[5] Журнал «Вестник Духовных Христиан-Молокан» № 10, октябрь 1928 г.

[6] Pakupages


09 февраля 2010 г.

© Copyright: Генадий Леонов, 2010
Свидетельство о публикации №11002091033