Крещение - таинство, или обряд?

Дмитрий Кульпин
    В вопросе крещения, протестант и православный могут спорить до бесконечности, но безрезультатно. Вся проблема в том, что говоря об одном и том же предмете, они будут говорить на разных языках. Для баптиста крещение, лишь видимое свидетельство веры, символ, или проще обряд (после этого обвиняют православие в обрядности) Это общая тенденция протестантизма, отвергнуть всё то, что не умещается в рассудок. Спасает ли крещение, допустимо ли крещение младенцев? Ответы на эти вопросы прояснятся только тогда, когда взглянуть на вопрос спасения в свете святоотеческой традиции. Спасение в понимании западной Церкви, как католической, так протестантской, это чисто юридический акт - прощение. Православная традиция, рассматривает этот вопрос, гораздо глубже. Если ребёнок взял без спроса ножницы и поранился ими, безусловно прощение матери, за содеянный поступок, порадует чадо. Однако, неужели мать оставит прощённое, но истекающее кровью сокровище в таком состоянии? Конечно же нет. Прощение - только пол дела, на пути спасения, поэтому православие глядит на спасение, как на исцеление грешной природы. Где крещение, подобно закваске, семени возлагаемого в человека и условием возрастания семени являются ответные усилия человека (спасение совершается в синергии - сотрудничестве двух воль) В случае с ребёнком, ответственность за воспитание ложиться на родителей или крёстных. Христианин, это не амнистированный грешник, а причастник Божеского естества. Православие понимает спасение, как жизнь Бога внутри человека. Преступник не может быть помилован, если не раскается в содеянном, а вот больному, не нужно заканчивать медицинский институт, а требуется лишь доверие врачу, что прописное лекарство поможет ему. Что же нам прописано Небесным Врачом?

    "Кто будет веровать и крестится, СПАСЁН будет..."(Мк.16,16), а если не будет? "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для (чего?) прощения грехов"(Деян.2,38) "Встань, крестись и омой грехи твои..."(Деян.22,16)"Так и нас ныне, подобное сему образу крещение...спасает воскресением Иисуса Христа"(1Пет з,21) Любое место, связанное с крещением говорит о спасительном действии. Здесь протестант может сказать, что в любом из этих случаев, крещению предшествует вера. Здесь мы должны согласится, но исключает ли одно другое, или являются двумя сторонами одного действия? Вера необходимое условие со стороны человека, делающее таинство действенным, крещение действие Бога, благодатный источник. Есть одна интересная, ветхозаветная история, о исцелении военачальника Неемана от проказы. Вода Иордана, не обладала целительными свойствами, множество прокажённых омывались ей, но безрезультатно. Важно было поверить слову пророка, но представьте теперь себе Неемана, поверившего, но не исполнившего слово Елисея, вера предполагает определённое действие. Если вам во время бомбардировки, предложат укрыться в бомбоубежище, вы поверите, что это место надёжное, но не сделаете этого, спасёт ли такая вера? Если же поступили как велено, можно сказать, что вера спасла меня? Несомненно, а если с вами окажутся дети, возьмёте с собой, или скажете я не могу принять за них решения, вот подрастут и сами решат, спасаться им или нет. Многие решения в земной жизни мы принимаем за детей, пока они маленькие, неужели нам безразлично их спасение? Иисус сказал: "...истинно, истинно, говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие"(Ин.3,5) Павел пишет:"Он спас нас...банею возрождения"(Тит 3,5)"Чтобы, освятить её, очистить банею водною, посредством слова (той самой формулировки, которая обычно, с апостольских времён произносится при крещении)(Еф.5,26) Итак мы определи, что крещение не просто обряд, но оказывает благодатное воздействие на душу человека, при должном внутреннем расположении к этому таинству. Тогда возникает вопрос, крещения детей, которые ещё не способны самостоятельно верить.
   
     Действительно, у ребёнка нет ещё веры, однако нет и неверия. Ему не в чем каяться, но есть, что исцелять, поскольку им унаследована первородная испорченность природы от Адама. Протестант ссылаться на слова Христа говоря о детях: "Таковых есть Царство Небесное". Но в этом евангельском тексте стоит не указательное местоимение — "сих", но "таковых", то есть речь идет о том, что люди, подобные детям по некоторым чертам характера, наследуют Царство Небесное. Этот текст нельзя понимать как обещание Царства Божия просто в силу возраста. Кроме того, Христом сказано: "Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Мк. 10, 15)97. Если у сектантов дети принимают Царство Божие без крещения — то пусть и взрослых они приемлют в Церковь "как детей", то есть без крещения. Христос сказал: "Не запрещайте детям приходить ко мне", но как мы уже выяснили условием прихода ко Христу является крещение. В случае с крещением ребёнка, действует вера его родителей. Возможно ли это? Вспомните случай с расслабленным, где Бог простил ему грехи, по вере принесших его людей. В Новом Завете мы видим, как Бог спасает детей по вере родителей: бесноватый отрок исцелен по вере отца (Мк. 9, 17-27). По молитве хананеянки спасена ее дочь (Мф. 15, 22-28). По вере капернаумского царедворца исцелен его сын (Ин. 4, 46-53). По благоволению Божию к родителям вернулись к жизни их умершие дети (Лк. 7; Мк. 5; Лк. 8). В Ветхом Завете было несколько прообразов новозаветного крещения. И все те ветхозаветные события и установления, которые оказались прообразами новозаветного крещения, — все включали в себя детей. Первое - переход через Чермное море (1Кор10,12), второе обрезание (Кол.2,11), третье - Ноев ковчег (1Пет 3,21) Что говорит Новый Завет о крещении детей? Там нет конкретных указаний о крещении детей, как нет указаний и о крещении стариков или женщин. Однако в новозаветных текстах мы видим описание таких событый, которые предполагают крещение детей вместе со взрослыми. Крестились Лидия и домашние ее (Деян. 16, 15); темничный сторож "и все домашние его" (см. Деян. 16, 31); Павел "крестил Стефанов дом" (1 Кор. 1, 16). Апостолы крестили целую общину самаритян (Деян. 8, 14-17) — и вполне возможно, что там были и несовершеннолетние дети. Ап. Петр говорит обратившимся к вере: "Вам принадлежит обетование и детям вашим" (Деян. 2, 39). По слову ап. Павла, бывают "верные дети" (и в пресвитеры должны поставляться только люди, имеющие таких детей — см. Тит. 1, 6). Здесь верные именно в смысле верующие (гр. пистос - "верный, верующий") в Писании означает именно христиан, принявших крещение. Новый Завет ещё не знал, не крещённых верующих, когда таковые появились, то получили название оглашенные, как противопоставление верным. Поэтому протестантским пасторам следует дожидаться совершеннолетия своих детей, чтобы не нарушить Писания.
   
     Обычно говорят, что детей нельзя крестить, потому что они ещё не могут давать обещание, а крещение, как говорит ап. Петр, есть "обещание Богу доброй совести" (1 Петр. 3, 21). Этот аргумент строится на неверном переводе Писания. С сожалением должен сказать, что и синодальные переводчики в этом месте ошиблись. Ближе к оригиналу церковно-славянский перевод: Крещение не "обещание Богу доброй совести", а "вопрошение у Бога совести благи". Здесь крещение оказывается не приношением, не обещанием, но — просьбой…Глагол eperwtao  в классическом греческом языке может означать обещание. Но в новозаветном койне он однозначно имеет смысл вопрошения, просьбы. Например, в Мф. 16, 1: фарисеи — "просили" Христа. Встречается этот глагол еще в Мф. 22, 46; Мк. 9, 32; 11, 29; Лк. 2, 46; 6, 9; Рим. 10, 20; 1 Кор. 14, 35. Отглагольное существительное от него и употребляется в 1 Петр. 3, 21. И нет ни одного случая употребления этого греческого глагола в корпусе Новозаветных текстов в смысле обещания, приношения.Где говорится о обещании, употребляется совсем другое слово. Даже в протестантской литературе уже встречается правильное понимание этого стиха: крещение есть просьба. О чем эта просьба? Продолжение фразы ап. Петра разъясняет: "Крещение… спасает воскресением Иисуса Христа". Крещение даёт дар от Бога, через воскресение Иисуса Христа. Не Богу приносится дар, но от Бога ожидается помощь. Крещение спасает не тем, что в нем мы что-то обещаем Богу, а тем, что Спаситель дарует нам плод Своего воскресения. В крещении мы испрашиваем у Бога дарование доброй, обновленной совести. Дар совести, позволяющий различать добро и зло, обновляется воскресением Христовым. За ребёнка нельзя обещать, но просить за него можно. Крещение детей, как и взрослых, всегда практиковалось в Церкви. В ранней церкви крещение детей было реже, лишь по той причине, что было мало христианских семей. Люди обращались из язычества, семьи были не полные, а одно из условий крещения ребёнка - родители должны дать ему христианское воспитание. О нем говорит св. Ириней Лионский (†202): "Христос пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога — младенцев, отроков, юношей и старцев" (Против ересей, 2, 22, 4; см. также 5, 15, 3). Ориген говорит о крещении детей как об апостольском предании: "Церковь получила от апостолов предание преподавать крещение и младенцам" (На Рим. кн. 5, гл. 6). Можно конечно вспомнить и другие свидетельства, например Тертулиан предлагал не спешить с крещением, многие отцы Церкви приняли крещение в зрелом возрасте, император Константин буквально перед смертью. Однако такое отношение было продиктовано, не отрицанием детокрещения, а желанием как можно меньше согрешить после таинства, поскольку всегда считалось, что оно омывает грехи. Поэтому до появления анабаптистов никто не дерзнул, поставить под сомнение, возможность крещения детей. Крещение взрослых, так и детей, всегда параллельно существовали в Церкви, не исключая друг друга. Основатели протестантизма Лютер и Кальвин понимали это, в отличии от новой волны раскольников, за что Лютер и предал анафеме анабаптистов. Итак имея в наличии свидетельства Писания, жизнь и практику ранней Церкви, будем ли отрицать, сводить на уровень условной формальности то, что во все времена считалось святыней и таинством.