Заметка о четырнадцатом эпизоде сериала Горец

Князь Процент
Эпизод четырнадцатый, «Во имя зла».

Бойтесь тени, бойтесь моей тени, господа,
Она глупа и непослушна!
Ради смеха, ради смеха вы пришли сюда;
Уверен, вам не будет скучно!

Король и Шут

- В забавном мире мы живем, правда? Может быть, ты знаешь, откуда у меня эти шрамы?
- Нет… Но я знаю, откуда эти!

«Темный рыцарь»

Образ клоуна весьма востребован в искусстве - пожалуй, не меньше, чем образы разнообразных маньяков (см. эпизод «Не видеть зла»). Вот только в позапрошлом году вышли прекрасный фильм «Темный рыцарь» с покойным Хитом Леджером в роли отвязного Джокера и классный альбом «Короля и Шута» «Тень клоуна». В сущности, востребованность эта понятна. Клоун это персонаж, который может вызывать как смех, радость, так и недоверие, страх. Кто знает, что скрывается за размалеванным лицом и искусственной улыбкой? Невозможность выведать это до конца позволяет даже не самым проработанным персонажам придать необходимую глубину и таинственность.

В этой связи вспоминается старый английский анекдот. К врачу приходит пациент и говорит:
- Доктор, ничто не может развеселить меня, ничто не вызывает улыбки. Может быть, Вы мне что-то посоветуете?
Доктор смекнул, что в данном случае обычные средства увеселения вряд ли помогут, а потому сразу перешел к крайнему способу:
- Ступайте в цирк, там выступает уморительно смешной клоун. Все, кто видят его, попросту валятся со смеха, слезы текут из глаз зрителей при одном его виде. Ступайте в цирк, и если Вас не развеселит это зрелище, Вам уже ничто не поможет.
Пациент встал, перекинул пальто через руку и грустно сказал на прощание:
- Благодарю, доктор. Искренне. Я и есть этот клоун.

В этой серии «Горца» ДМ имеет дело с клоуном, акробатом и по совместительству ловким профессиональным убийцей. Таков Кристов Кайлер, который за 354 года своей жизни отправил на тот свет 2760 человек (с его собственных слов). Это при грубом подсчете почти восемь человек в год. При этом Кайлер гордо именует себя величайшим убийцей в истории. Между тем, среди смертных были ублюдки, которые если и не превосходили его в общем количестве жертв, то по числу их за год точно оставили Кайлера далеко позади.

Так, моя Книга рекордов Гиннесса указывает на нескольких таких образчиков нечеловеческой кровожадности. Член секты Таги Бехрам в период с 1790 по 1840 годы задушил в Индии по меньшей мере 931 человека своей желто-белой повязкой. Один из самых известных серийный убийц двадцатого века был удостоен сомнительного прозвища Монстр Анд – в Колумбии, Перу и Эквадоре он убил около 300 девушек. В 1980 году он был приговорен к пожизненному заключению в Эквадоре. *в связи с этим забавным выглядят слова инспектора Лебрана о том, что «засланный казачок» из полиции сядет пожизненно. Даже учитывая то обстоятельство, что действие эпизода происходит в 1993 году, когда еще не вступил в силу УК Франции-1992, куда более мягкий, чем предыдущий УК, пожизненный срок за подобные деяния «казачку» вряд ли дали бы. Каюсь, искать точную норму не стал*

А вот Теофило Рохас, по некоторым данным, даже превзошел Кайлера. По различным сведениям, в период с 1945 до своей смерти после попадания в засаду 22 января 1963 года он убил от 592 до 3500 человек. Если последнее число верно, то Кайлер и вовсе не чемпион.

Однако это все числа. Куда интереснее логика Кайлера-убийцы. Это логика именно профессионального убийцы, а не маньяка. Психически он вполне нормален, здоровее многих. В силу своего Бессмертия он не умирает от абсента, и в его поведении не особо чувствуется действие сего напитка. Убийства для него это ремесло, способ заработать на жизнь и на очередную бутыль с зеленой феей. Вообще же тема «Бессмертие и алкоголизм» суть одна из ипостасей темы «Бессмертие и людские привычки». В силу физиологических особенностей Бессмертные не особо испытывают разрушающие последствия иных человеческих привычек. Поэтому они могут спокойно пить всякую гадость, есть немытыми руками и совокупляться без всякой опаски. Но все это, безусловно, отражается на их психике и моральном состоянии, а также на некоторых функциях организма (все-таки у Кайлера есть зависимость, пусть и психологическая, от абсента). Тут такой простор для обсуждения, что хоть научный доклад делай.

Так вот, о логике Кайлера-убийцы. Он сам говорит о ней в духе того, что все иное другим удавалось лучше, чем ему. Однако в силу, очевидно, прирожденного честолюбия и желания хоть что-то делать лучше других Кайлер стал убивать. Получалось у него это, как мы видим, виртуозно – по крайней мере, убийства, совершенные по заказу в этом эпизоде, ему удались артистично, ловко и без всякого использования того, что он Бессмертный. Но убийство ничего не подозревающего, смеющегося над шутками клоуна человека это гнусность и подлость, отвратительное деяние. Кайлер виртуоз, но виртуоз-подонок, дока в подлости и мерзкости, выродок, ублюдок. И когда приходит время сражаться, фехтовальщиком он оказывается весьма посредственным – по крайней мере, Дуня, сражаясь в месте, которое Кайлеру должно быть известно очень хорошо, одерживает победу уверенно и непринужденно.

Если отойти от обсуждения фигуры злодея, то серия покажется вполне заурядной. Ну, появился еще один полицейский – на сей раз не вполне адекватный, хотя и не лишенный положительных черт. Ну, снова натупил Дункан, пофигистично забивая на то, что Кайлер вполне может начать охоту за Тессой или Ричи. Действительно новой в контексте предыдущих серий становится ретроспективная сцена знакомства Маклауда и Тессы (и теперь мы понимаем, почему она в предыдущей серии сказала: «Париж – наш город»). Ну и еще любопытно было узнать, что ДМ часами разговаривал с Фрейдом.

Вот только о чем и с пользой ли?