Карелин

Владимир Орлов
      Напротив нашего дома стоял дом бабушки Лизы. В этот дом каждое лето приезжал мальчик, звали его Саша Карелин. Саша, в отличии от нас с братом, был очень ответственный и воспитанный. Первым делом, как только с распаковкой чемоданов было покончено, он шел из нашей деревни, которая называлась Сивцево, за целых два километра в центральную усадьбу совхоза, село Солтаново. Там он записывался в библиотеку и набирал книги, все, что задавали на лето. Мы с Толькой никак не могли взять в толк, как это можно  прочитать все, что задают в школе. Это можно с ума сойти. Что мне, что Тольке  в голову не могла придти такая жуткая мысль. В последний день школьных занятий я приходил домой, засовывал ненавистный портфель в самый дальний угол и больше не вспоминал о его существовании где-нибудь  до двадцать седьмого августа. Брат мой Толя поступал примерно также, поэтому Сашка для нас был явлением сверхъестественным. Из окон нашего дома было видно, как он сидел с книгой час за часом.
    Медом ему  намазали или заняться нечем, что он целыми днями сидит в этом углу, думал я сначала - или правда весь такой правильный, а может нарочно хочет показать какой он умный.
    А Сашка не обращал на нас никакого внимания и каждое утро словно на работу садился у окна и принимался за чтение.
     Хоть бы ушел куда в горницу, чтобы его не видно было - вновь думал я раздраженно, нет сидит и сидит, гляди тут на него.
       Но, если сказать честно, как говориться положа руку на сердце, то где-то очень глубоко в душе,  я ему завидовал. Сказать об этом я немог-засмеют. А Санька вон чихал на всех засмеют  или нет.  И я понимал, что такой героизм мне не доступен и от этого злился и уважал его одновременно.
- Смотри , опять сидит профессор- сказал я как-то, глядя в окна напротив
 - Может он придуривается – засомневался Толя – Может, читает « Три мушкетера» или « Остров сокровищ», тоже мне умняша.
-  Нет – ответил я – Я видел, он нес целую сумку «Горе от ума» и всякое такое.
- Не может быть – не унимался брат – Не верю!
- Надо разведку провести, сходить к нему спросить крючок или грузило на рыбалку, мол собираемся, выручай Санька потом отдадим.
 - Чур вместе пойдем, что бы все точно разглядеть
- Ну вместе, так вместе – я встал со стула и решительно поглядев на брата добавил – Пошли.
Баба Лиза сидела на крыльце и чистила рыбу увидев нас она улыбнулась и спросила - Вы ребятки к Саньке пришли?
-Ага – кивнули мы
- Ну ступайте в дом там он в передней, все книжки читает
- Баба Лиза, а чего он читает то про войну или еще про что?
- Да господь его знает про что, много у него книжек то, да вы мальчишки не стесняйтесь, проходите да и увидите сами – все так же с добродушной улыбкой ответила она.
            У Сашки была замечательная бабушка. Я не помню ее злой или сердитой. Морщинки солнечными лучиками разбегались по ее лицу подчеркивая приветливый взгляд и делая его еще более добродушным. Она напоминала сдобную булку, вся такая теплая, мягкая На самом деле она тоже ругала своих внуков если что не так, но выходило это у нее как-то тепло и радостно. Мне все время казалось что все добрые бабушки на картинках в русских сказках срисованы с нее.
             Сашка удобно расположился на широкой лавке в переднем углу под образами. На столе перед ним стояла банка с молоком, рядом стакан наполовину отпитый, лежали домашние пироги недавно испеченные от них по всей избе стоял густой  вкусный запах, в руках он  держал большую толстенную книгу.
             Увидев нас Сашка широко улыбнулся и отложив книгу радостно сказал:
- Здорово, парни, проходите присаживайтесь – он показал рукой на лавку –
пироги с молоком будете?-
- Буду - мгновенно ответил я
Толя тут же ткнул меня в бок и быстро добавил
- И я буду –
 Мы совсем недавно поели, но запах от  пирогов стоял такой, что приходилось сглатывать слюну, отказаться от предложения было невозможно.
- Мы будем – поправился я.
             Сашка разложил перед нами пироги, налил молока и мы дружно  принялись за дело. Пока мы с Толькой  жевали, запивая молоком, я все пытался понять, что это за книга такая здоровенная лежит на столе. Сашка словно нарочно положил ее обложкой вниз прочитать название было нельзя. Тогда я попытался прочитать несколько строк, что бы понять о чем идет речь и тут меня ждала неудача, текст был написан не по-нашему. Я пнул брата под столом ногой и глазами показал на книгу. Толька поглядев на страницы и поняв в чем дело многозначительно поднял брови и поджал губы, вот мол умник то какой. Санька делал вид, что не замечал наших движений или правда не видел, он терпеливо ждал когда мы закончим трапезу.
- Саш!- наконец заговорил я – У тебя крючки есть какие ни будь про запас?
- Есть – ответил он – Вам какие нужны?
- Да маленькие первый номер – вступил в переговоры Толька – Понимаешь мы завтра с утра пораньше собрались на живца порыбалить, а вот чего то мелкие крючки проворонили, а без них пескарей не надергаешь сам понимаешь.
   Сашка понимающе кивнул.
- Дал бы ты нам взаймы пару штук, а мы тебе на днях отдадим – продолжил Толька, Сашка приподнялся на лавке видимо собрался идти за крючками - А что это за книга такая толстенная? – не делая паузы закончил он.
  Санька недоуменно посмотрел на нас и снова сел – Какая книга?
- Ну вот эта на столе лежит – поддакнул я
- Ах эта – Сашка покрутил книгу в руках словно тоже видел ее первый раз – эта книга называется «Война и мир»
- А кто ее написал?-
- Толстой Лев Николаевич- он немного помолчал и добавил  - Граф –
- Кто граф?-
- Толстой был граф 
- Вот те раз! Так он наверно богачом был – удивленно сказал я
- Ребята! Вы что на самом деле не знаете, кто такой был Лев Николаевич Толстой? – Сашка, в свою очередь, изумленно глядел на нас, пытаясь понять издеваемся мы над ним или нет.
- Почему не знаем, знаем писатель был и к тому же граф – блеснул находчивостью Толя.
- Вот «войну и мир» написал – подхватил я
- Тогда что он еще написал, если вы все знаете?-
- Ну эту как ее? Му-му – вдруг не с того не с сего выпалил я
- Му-му Вова написал Тургенев, Толстой Му-му не писал – четко выговаривая каждое слово, словно вбивая гвозди спокойно заметил Саша.
-Да это я так для смеха сказал про Му-му- быстро заговорил я стараясь спасти ситуацию- Он про этих написал про разведчиков. Конечно при чем здесь Му-му
- Это про каких разведчиков написал Лев Николаевич? – все так же очень спокойно спросил Саша.      
          Я посмотрел Сашке прямо в глаза с чувством превосходства, потом переведя взгляд на брата заметил что и он с легким прищуром как то вопросительно на меня уставился и мне показалась что я на верном пути.
- Как про каких? Один был Жилин, другой Костылин.
- Ну и что?
- Да ни чего! Им командир говорит надо сходить в разведку, привести языка
они и пошли, а те их подстерегли и поймали и в яму посадили.
-Кто те?
- Фашисты!
_Вот те раз!Фашисты?!
- Ну не совсем фашисты, горцы были ихние фашистские- я понял что опять, чего-то сморозил и пытался выкрутиться- да они и не фашисты были вовсе, просто вели себя как фашисты , пытали всех, резали, вот поэтому я так и сказал
- А язык то им зачем понадобился?
- Что бы  узнать где пулеметы, где минометы, куда самолеты посылать бомбить!
         Сашкины глаза наполнились слезами он весь покраснел потом вдруг как захохочет.- Все! Я тебя прошу замолчи!
 Теперь уже я ошарашено смотрел на Сашку.
- Ты чего ржешь?- я воинственно надул щеки
- Смешно потому что, вот я и смеюсь- ответил Саша культурно. – Произведение о котором ты говоришь называется «Кавказский пленник», его действительно написал Толстой, но дело в том что события о которых идет речь происходили в девятнадцатом веке и тогда еще не было ни пулеметов не самолетов  и фашистов тоже еще не было, да и сам писатель умер еще до революции в десятом году, а ты самолеты
- Слушай Сань! А ты что не по нашему читаешь? –задал вдруг вопрос Толя, тем самым спасая меня от полного разгрома.
- Почему не по нашему ?
- Ну вот же лежит книга и не одной нашей буквы
- Это французский язык, я то же не умею по французски но вот внизу на каждой странице есть перевод и все становится понятно-
- Понятно то понятно только не фига не понятно зачем писать по французски, что бы потом внизу писать по русски- сделал я замечание- Это же можно всю голову сломать.
-Ну как вам сказать- замялся Сашка, видимо такая крамольная мысль ему раньше в голову не приходила- Понимаете ребята дворяне того времени, до войны с Наполеоном практически не говорили на родном языке считая его варварским, плебейским по этому и Толстой стараясь передать ту эпоху как можно достовернее разговоры дворян писал на французском языке, то есть так как было тогда.
-Гады – сказал Толя
-Кто гады?- опять удивленно переспросил Саша
- Да дворяне эти гады, мало того что они издевались над крестьянами, как хотели они  еще и говорили на французском, что бы нормальные люди не понимали чего они замышляют.
- А что они замышляют, то есть замышляли?
-Да как чего?- кипятился, Толька – Они только и делали, что замышляли всякие издевательства над крепостными, а когда те мучались сидели и радовались.
          Наверное Саше раньше ни когда не приходилось участвовать в подобных литературных беседах, потому что он  исчерпал весь запас нормальных объяснений. Он откинулся на стену, сложил руки на груди и пытливо так на нас поглядывал ожидая, что еще мы вывезем  в следующее мгновение.
- А книга интересная?- спросил я –Про войну или про что?
- Про все и про войну то же-
-Это как про все?
-О жизни в 1812 году. Как люди тогда жили, что их волновало, о чем говорили. О нравах того времени и проблемах в обществе. О любви к родине…….
- Александр ты перестань, ты как учитель литературы у меня даже под сердцем закололо, прямо в школе себя почувствовал- оборвал его Толя – Ты скажи нам с Вовой , чего ты книжку эту взялся читать, ты же ее весь год потом будешь мусолить, на фига она тебе сдалась. Тебя что силой заставляют?
-Да нет не заставляют. Да и книга эта не моя, сестры моей Нины она в десятый перешла ей задали на лето, а свои я уже прочитал ну за одно и с этой решил ознакомится все равно потом читать?
- Вот те на – присвистнул я – значит ты прочитал все книги, что тебе задали на лето?! Все до одной ?
-Все, а что тут такого. Как же я осенью приду в школу не подготовленный по вашему? А вы что разве летом к школе не готовитесь?
           Нет люди добрые, держите меня иначе я сейчас упаду, мало того что он прочитал все свои книжки он еще и Нинкины читает, видите ли потом пригодится. Первый раз в жизни я видел человека который  не знает как это он придет в школу неподготовленный. Наши умники в классе тоже говорили что они все читали, но кто ж их знает читали они или нет. А тут нате вам сидит передо мной живой здоровый парень весь книжками обложился и еще удивляется. На до же и сестра у него то же того, не все с ней ладно, тоже понимаешь читает. И главное оба такие довольные.
         Мысли эти промелькнули у меня в голове, а в слух я сказал- Как это мы не готовимся. Вон у нас с Толькой два чемодана книг один его один мой. Вот вчера как раз все закончили вечером читать. Мы книжки то с собой возим в чемоданах. Пока читали книги про крючки  забыли, а сегодня раз на рыбалку собираться а крючков нет. Пришли к тебе за крючками, а у тебя еще больше книг чем у нас. Мы и удивились.
 Сашка облегченно вздохнул, мол ну вот все хорошо, хлопнул руками по столу и выбежал в сени.
         Мы с Толей несколько мгновений молча смотрели друг на друга, переваривая всю информацию полученную только что. Потом Толя многозначительно покрутил руками около лица, покачал головой, покусал нижнюю губу и изрек:- Ты про какие чемоданы сейчас говорил?
  - Ну а чего он читаете не читаете академик нашелся. Я и задвинул что бы человек не беспокоился. И чего это его деревенские «тарелкин» прозвали, надо было «газеткин» или «книжкин».
- С чего ты взял, что его так прозвали?
- Здрасьте! Приехали. Деревенские Саньку давно так зовут. А почему? Не знаю. Вон и Мазов вчера спрашивал, чего это тарелкина не видать, неделю как приехал не слуху мол не духу, то хоть удилишки огородами мелькали,  а тут вовсе не видно, не уехал ли обратно не погостив.
 -А ты что ответил?
- Не знаю сказал, как я им скажу, что он книжки школьные читает. Засмеют веть меня потом ты же их знаешь.
- Слушай а Сашка про чемоданы то поверил. Не хорошо как то. Если разобраться, мы должны за него быть, а не за деревенских, потому что он можно сказать нам брат.
 Пришла моя очередь покрутить руками перед лицом:- Это как?
- Да очень просто. Корова у наших бабушек одна на двоих. Так?
- Так.
- Молоко мы пьем от одной коровы. Согласен?
- Согласен.
- Значит мы молочные братья.
         Толя всегда отличался железной логикой. Значит теперь у меня два брата один двоюродный, это понятно и другой молочный по корове. Второе было не совсем понятно, но мне почему то Толькины выводы понравились.
          Раньше, когда наши бабушки были помоложе каждая держала свою корову. Потихоньку они состарились. Сил стало меньше. Два года назад они решили держать одну корову на двоих для детей и внуков, приезжающих только летом. Нашу общую корову звали «Липа», добродушнейшее существо, с большими грустными глазами и теплым мягким всегда мокрым носом. Она словно поняла всю меру ответственности и по весне что бы не обидеть не одну из хозяек стала телится двумя телятами. С первого года , когда она осталась одна на два дома «Липа» больше ни когда не телилась одним теленком, всегда двумя. Не один год мы пили ее молоко вместе помогали  взрослым на сенокосе и в общем то правильно выходит рассуждал мой двоюродный брат Толя, были молочными братьями.
           В избу вошел как теперь выяснилось наш молочно-коровный брат Санька держа в руках  железную коробку из под конфет. Может Сашке и было в душе тяжело расставаться с таким богатством , но внешне он  казалось радовался больше нас, что  у него нашлись так нужные нам крючки. Он открыл банку. Высыпал ее содержимое на стол со словами:- Вот выбирайте. Какие нужны? 
           Мы с Толей быстренько взяли, как бы очень нужные крючки, сказали Сашке большое спасибо и сославшись на необходимость срочно накопать червей, встали из-за стола и направились к двери.
 - Ребята! – окликнул нас Сашка у самой двери.- А где вы копаете червей? Я позавчера облазил весь огород и безуспешно. Видимо черви от такой жары ушли очень глубоко под землю.
- У нас есть одно верное средство – ответил я – Мы всегда накапываем.
-Парни! Я вас очень прошу научите меня? пожалуйста, покажите как это делать-
- Ха! - Толька гордо поднял голову- Нас вся деревня просит, но это наша с Вовой тайна, мы ее ни кому не говорим.
- Но он же вроде как наш брат, хоть и по корове зато молочный ¬вмешался я в разговор - если он наш брат тогда можно сказать, если нет тогда значит нельзя.
        Толя посмотрел на меня строго, почесал в затылке и сказал - Да, наверно ты прав, если брат значит можно.
- Саня ты должен нам ответить на вопрос- продолжил он -     Считаешь что ты наш молочный брат, говори честно.
        Сашка обалдело перевел взгляд с меня на Тольку - Это в каком смысле?
-В прямом- отрезал Толя – Поскольку мы пьем молоко одной коровы, выходит ты наш молочный брат. Согласен или нет?
- Да – не очень уверено ответил Санька – Согласен.
- Хорошо, тогда слушай. У нас есть волшебная палочка с помощью которой мы всегда накапываем червей.
- Ну вот! - Саша разочаровано скривил лицо – Я думал вы серьезно, ну что за бред,какая волшебная палочка? Зачем мне глупости всякие говорить.
- Ах, значит глупости! – вспыхнул я -  Тогда ответь. Почему ни кто  в деревне червей не может накопать? А мы с Толей можем. Если мы вруны, где мы по твоему их берем? Сами что ли выращиваем?
- Я не знаю где вы их берете, может и выращиваете, но одно я знаю точно ни какого волшебства не существует и не морочьте мне голову, за окном вторая половина двадцатого века и змей Горыныч с бабой ягой уже давно по небу не летают! Понятно! По небу летают самолеты и вертолеты, а в космос космические корабли.
-А если ты нам не веришь, то не чего и спрашивать можешь лететь в свой космос, а мы с Вовой пойдем копать червей. Пошли – Толька хлопнул меня по плечу и взялся за ручку двери.
-Ребята подождите, ну я не знаю какая там у вас палочка, ну не обижайтесь- Сашка следом выскочил из за стола, видимо перспектива остаться без червей в данный момент была выше здравого смысла – Ну бог с ней,  помогите с червями! Пожалуйста!
-Хорошо. Где ты обычно копаешь червей?
- За домом у навозной кучи.
- Бери лопату. Пошли копать
Мы вышли на улицу. Саша прихватив лопату привел нас к старой навозной куче.
- Копай- скомандовал брат. Санька послушно вонзил лопату. Копнул раз, копнул два – пусто. Там и сям поковыряв лопатой , мы убедились что червей нет.
- Ну! Что я говорил- промолвил Сашка с досадой.
- Саш оставь ты пока свою лопату – сказал я - пошли вместе снами, а там видно будет.
- Пошли – неохотно согласился он и двинулся следом за нами.
   Мы вышли за деревню и направились к одиноко стоявшему стогу, совсем недалеко от нашего огорода. Для того что бы коровы и овцы не обдирали его, стог был огорожен специальной городушкой представлявшей собой четыре небольших столба на которые были уложены слеги в два ряда.
- Вовик, доставай! – скомандовал Толя. Я пролез между слегами и нырнул под стог. Сделать это было не трудно, так как стог стоял не на самой земле, а на специальных деревянных подмостьях. Между сеном и землей было небольшое пространство сантиметров тридцать – сорок и такие мальчишки как мы в случае надобности запросто могли там разместится даже с некоторым комфортом. Пошарив в темноте я нащупал  заветную палочку и вылез.
- Вот сказал я – и протянул Сашке нашу тайну - Гляди
Слегка кисловатое Санькино лицо сделалось в конец кислым.
- И вот этот кусок какой-то ветки есть ваша волшебная палочка?
- Это тебе не кусок какой то ветки, а что не наесть самая настоящая волшебная палочка - запыхтел я – Правда у нее есть ограничения, она может помочь только когда надо накопать червей и еще с ее помощью можно наколдовать что бы поймать рыбу. Правда с рыбой не каждый раз получается. Но зато с червями безотказно.
-Ха-ха-ха – загрохотал Сашка – Вот умора волшебная палочка по червякам, даже у бабы Яги такой не было, у нее ума не хватило такую заиметь! Ой она наверно не рыбачила!
Ха- ха – передразнил его Толя – Она не додумалась к ней рыба из речки сама строем приходила прямо в сковородку! А мы додумались к нам строем не приходит! А если не веришь иди и копай, а мы посмотрим.
- Ну! - спросил я грозно – Веришь или нет?
Сашке ни чего не оставалось как покориться и сказать- Верю.
Так вот-  продолжал братец – Видишь вот на этой слеге два сучка. Санька кивнул.
- Надо три раза постучать палочкой между ними. Потом три раза плюнуть влево и три раза вправо, после этого громко сказать три раза хочу накопать червей и сказать где. Все, после этого подождав часок можешь идти и копать сколько душе угодно.
   Санька стоял молча и глядя  на нас изподлобья очевидно в десятый раз за сегодняшний день пытался понять издеваемся мы над ним или все идет за чистую монету.
- Саня ты чего такой трудный – не выдержал я – Давай стучи, говори, плюй и пошли.
Сашка тяжело повздыхал, потом взял палку и сделал все что от него требовалось.
    Мы с Толей сидели за столом и пили чай о чем то говорили, как вдруг в сенях раздались торопливые шаги, дверь распахнулась и на пороге появился сияющий Сашка с полной банкой только что накопанных червей
- Парни! Ни чего не понимаю! Три раза копнул и все! Полная банка! Нет так не может быть! Это должно иметь какое то научное объяснение! Это…..
- Да хорош ты Шура! – прервал его Толя – Садись чайку попьем какое тут объяснение… это просто волшебная палочка…
- Да небывает насвете волшебных палочек-перебил Сашка- все это враки!
- А если враки то откуда у тебя черви?
- Не знаю .. накопал… нет вы мне чего то не договорили
- Саня – сказал я- Это тебе ни книжки читать Лев Толстой понимаешь, Иван Тургенев это брат дело серьезное волшебная палочка , тут думать надо.
  Все лето Сашка  доставал нас всякими научными версиями и объяснениями нашей тайны, но каждый раз перед копкой червей, на всякий случай, ходил с нами стучать волшебной палочкой.

P.S.
Многлет спустя,Саша стал военным хирургом. Прошел Афганистан. Был тяжело ранен.Чудом остался жив. Перенес много операций.Награжден правительствеными наградами.Автор книг о военных доргах афганистана.