Баку и молокане 4. Четыре Слободки

Генадий Леонов
Неожиданно для себя обнаружил четвертую молоканскую слободку, слободку, о которой все давным-давно позабыли и о существовании которой даже не подозревал.

            Изучая доклад Nicholas B. Breyfogle [1], «Molokan Church-Building, Tsarist Law, and the Quest for a Public Sphere in Late Imperial Russia», с которым он выступил на Конференции «Священные Истории: Религия и Духовность в Современной российской Культуре» (Университет Иллинойса, 23 февраля 2002 года), обратил внимание, что Колесников пытался в законном порядке оформить молельный дом молокан.  И как указывал Nicholas B. Breyfogle, этот дом находился  в «Kubin square». Поскольку сада  или сквера с таким названием в Баку не было (все существовавшие в то время немногочисленные сады и скверы города изучены достаточно хорошо), то  «Kubin square» следует понимать как Кубинская площадь (Губа-мейданы).

            Судя по плану, здание молельного дома имеет перед входом лестничный марш с 8 ступенями, т.е. участок, где расположено здание,  расположен на возвышенности, имеющей уклон примерно градусов в 15-20. В непосредственной близости Кубинской площади такие участки есть. Это уже второй плюс в пользу версии расположения молельного дома в районе Кубинскойй площади. Я не подвергаю сомнению свидетельство Nicholas B. Breyfogle и не стал бы так детально анализировать его информацию, если бы не было двух «но».

            Во-первых. В докладе упоминается полицейский агент, который опечатывал дом Колесникова в 1892 году как незаконно построенный,  был от 2-го полицейского участка. Так как здание Колесникова было опечатано агентом 2 полицейского участка, то оно и  должно быть в юрисдикции этого участка и находиться в пределах его границ. А Кубинская площадь находилась на территории 4-го полицейского участка.

            Во-вторых.  Выражаясь современным языком, молельный дом должен быть «в шаговой доступности», т.е. располагаться в непосредственной близости от места проживания молокан. А местами компактного проживания на тот момент была слободка у Молоканского сада и «Извозчичья слободка» в Завокзальном районе.

            Предположив, что в доклад могла  вкрасться ошибка в наименовании сада, внимательно изучил план 2-го полицейского участка по карте Баку 1913 года. Большую его часть занимает Крепость (Ичери-Шахяр) с мусульманским населением, что сразу исключает какую-либо возможность размещения молельного дома на ее территории. Остается узкая полоса улиц, прилегающих к Крепости. Здесь два возвышенных места – Садовая и Николаевская улицы. Но Садовая улица находится на большом удалении от Молоканского сада, поэтому как место нахождения молельного дома отпадает.

            Остается Николаевская улица. Верхние ее участки к этому моменту были уже застроены многоэтажными зданиями. Участок с одноэтажными застройками сохранялся в нижней части Николаевской улицы – от Исмаилии до Шемахинских ворот Крепости,в непосредственной близости от Парапета, который имел также название Гуру-баг (бесплодный сад) [2].

            Но на снимках аэрофотосъемок, осуществленных в 1917-1920 годах Бакинской офицерской школой морской авиации (БОШМА)  и английским экспедиционным корпусом Dunsterforce, строений, идентичных молельному дому и соответственно ориентированных на склоне, нет.  Следовательно, и эта версия отпадает.

            А вот при изучении карты города 1913 года в ее легенде «Список улиц…» встретилось упоминание об Извозчичьей слободке, находящейся в юрисдикции именно 4-го полицейского участка. Вероятно, в докладе была допущена незначительная, чисто механическая ошибка: неправильное написание номера полицейского участка, которые на карте обозначены римскими цифрами I и IV. Вероятность этой описки в десятки раз превышает вероятность ошибки в названии площади.

            Как я уже писал в главе «Молокан багы и баги», молоканы обладали монополией на извоз. Уже это одно позволяет поставить знак равенства между  названием «Извозчичья» и «Молоканская».

            Но есть и еще одно подтверждение, причем не косвенное, а прямое. Признаюсь, что не сразу обратил на него внимания в записках Нила Демрюкова. Приведу еще раз выдержку из его «Памитной книшки», этого ценнейшего документа [3]:

            «…Типерь начинаю тожа самая сабытия. Ни чужия пиреказы. Сваими глазами и ушами и езыком видал и слыхал и гварил. Что знал и знаю, то раскажу ни лишния духовная барьба, духовная вайна. 2 духа: Дух Божий, дух заблуждения. Хто очи – зри, хто имеить уши, слыш, хто имеить разум, разумей, каким путем дастигнуть истину Божию.

            …тя время начелась духовная барьба и делеш. Григори Ива от Наума Фе ушол на Шимахи. Прилепиввшися к нему стали хадить …да к нему.
…Я начил, что я имею, то скажу. Мы жили в Расеи между сабою дружна и мирна, адин а другом скучали. Певцы у нас были как адин чилавек. Малелишник у нас был Федар Алексевичь. С этим направлени и духи мы все шли суды. Помирать, да всем вмести.

            …Сабыти эти аписаны верна. Я, Нил, сваими ачами видил и сваими ушами слышил, сваим езыком кушал. Я тожа не оправдываю сибе, не ставлю лучи всех, а что было, то и гварю, на опти.

            В 1878 гаду Григори Иванавичь с сьмьями ушли в Батум, там памерьли. Канечна, если все падробнасти, чьто было, и эта аписать, еще в три раза столькя будить, колькя тут написана. И эта вся была духовная вайна, но аньтиресна знать, чьто было с какой стараны и на что вышила в канце канцов. Невольна абнаружилась».

            При первых чтениях фраза «Григори Ива от Наума Фе ушол на Шимахи» воспринималась как «Григорий Иванович уехал в Шемаху».

            И только потом уже обратил внимание, что дальше указано: «В 1878 гаду Григори Иванавичь с сьмьями ушли в Батум». То есть никуда из Баку Григорий Иванович и не уезжал! Ведь «Прилепиввшися к нему стали хадить …да к нему». В город Шемаху из Баку не находишься.
   
            Григорий Иванович Вирещагин просто напросто переехал на Шемахинку – район, прилегающий к Шемахинской улице, расположенной на территории того же 4-го полицейского участка.

            Так что, место нахождения молельного дома Колесникова – район Кубинской площади не подлежит оспариванию. И этот молельный дом был изначально рассчитан на молокан, живущих в этой Извозчичьей слободке.
К сожалению, отсутствие качественных снимков аэрофотосъемки района Кубинской площади  затрудняет поиски конкретного места расположения молельного дома Колесникова.

            Также следует отметить, что, указанная в легенде карты, на самой карте слободка не отмечена (или качество фото карты не позволило ее найти).
Но можно предположить, что расположена она была вокруг или в непосредственной близости от городского конного двора. Это примерно в районе пересечения 6-ой Параллельной и Килязинской улиц.

            Есть тому косвенное свидетельство. В своих воспоминаниях уроженец молоканского села Кировка Шемахинского района Михаил Гончаров пишет [4] о наличии в послевоенные годы гостиного двора в Баку на Шемахинке, хорошо известного в молоканских кругах как Дворня, расположенного ниже старого автовокзала, где останавливался торговый молоканский люд, по преимуществу с квашеной капустой или с фруктами.

            И эту Дворню можно рассматривать как остатки молоканской слободки, которую со временем поглотил своими многоэтажными зданиями разрастающийся город.

            Именно в эту Извозчичью слободку был доставлен похищенный с целью выкупа бакинский богач Муса Нагиев, о чем пишет Манаф Сулейманов.  Этот красочный рассказ следует привести почти полностью [5]:

            «Украли его в конце декабря 1908-го года. Он любил рассказывать о том, как его похитили: «Наняли мы с Баба Самандароглы фаэтон и приехали ко мне домой, туда, где багировский сквер. Я спустился с фаэтона первым (по всей видимости, чтобы не платить фаэтонщику за проезд), а Баба задержался, чтобы расплатиться с извозчиком. Стал подниматься наверх по лестнице и вдруг, откуда ни возьмись, окружают меня четыре дюжих детины с револьверами в руках. Ни звука, говорят. Если пикнешь, пристрелим на месте! Пришлось подчиниться. А что ты станешь делать, отец мой, когда на тебя четыре револьвера направлены! В общем, пошел я к выходу, а тут нам Баба навстречу. Они и его зацапали.

            Вышли на улицу. Смотрю: два фаэтона подъезжают. У них все заранее было устроено. Подтолкнули они нас к фаэтону, двое сели напротив нас, а двое в следующий фаэтон. И поехали мы в сторону Большой Морской. Разбойники выразительно на револьверы показывают, мол, если вздумаете звать на помощь, устроите переполох, вам не поздоровится. Едем мы себе, значит, тихо-мирно, проехали по Большой Морской, свернули на Торговую, затем на Колубятинскую и оттуда на Воронцовскую. По пути знакомых встречаем, они нам рукой машут, папахи снимают, я в ответ улыбаюсь как ни в чем не бывало. Смех и грех!
Возле бани «Фантазия» фаэтоны остановились. К четырем молодчикам присоединились еще четверо мужчин. Посовещались они о чем-то, а затем приказали фаэтонщику трогать.

            Через некоторое время ссадили Бабу и велели идти прямо домой, никому ничего не говорить. Иначе, говорят, мы тебя из-под земли найдем. Меня тоже высадили и долго вели по Шемахинской улице, а затем по кривым окраинным улочкам города. Видимо, следы запутывали. Короче говоря, пришли мы в «Извозчичью» слободу. Это неподалеку от Кишлов.

            Через несколько часов меня хватились искать, подняли на ноги полицию. Допрашивают Бабу, а он ничего толком объяснить не может. Баба ведь - человек приезжий, и улицы Баку хорошо не знает. Полицмейстер снарядил на мои поиски сотню казаков. Да еще несколько десятков конных городовых.   
А меня, тем временем, привели в какую-то чайхану, посадили у самовара, принялись потчевать чаем с шор-гогалами. Я от угощения не отказался, потому как был голоден.

            Они себе кушают, смеются, шутят. На меня внимания не обращают. Вдруг кто-то говорит, что Извозчичья слободка и Кишлы окружены конными казаками и городовыми. Мои грабители пропустили это известие мимо ушей…

            …В общем, поели они, попили чаю, наговорились вдоволь. Грузин вдруг сказал:
   
            «Ну все, хватит! - и поднялся из-за стола. - Пошли!» Вышли мы из чайханы, сели в фаэтон. Вдали на лошадях гарцевали казаки, обшаривая слободку.
Когда мы свернули на проселочную дорогу, навстречу нам вышли околоточный и городовой. Они замедлили шаги. Грузин многозначительно посмотрел на них. Они опустили головы и отправились дальше. Темнело…»
На этом месте Муса Нагиев обрывал свой рассказ. И сколько его ни пытали, что было дальше, он, качая головой, отвечал: «После доскажу…»

            Если внимательно проследить маршрут, то похитители действительно прибыли на Шемахинку, а вот «Извозчичья» слободка  что неподалеку от Кишлов, куда по рассказу похищенного богача вели его, запутывая следы, находится слишком далеко – в Завокзальном районе. Это совсем другая часть города. Вовсе не там его прятали, а в слободке на Шемахинке, которая  находится совсем рядом с казармами Сальянского полка, откуда и оперативно прибыли поднятые под седло казаки.

            Этот рассказ не только подтверждает наличие молоканской слободки в этом районе, но и  свидетельствует о существующей путаницы со слободками. Схожесть в названиях, разрозненность информации - вот основные причины этого.  Получается, что Завокзальные слободки в то время были намного известней  Шемахинской. Хотя и здесь надо отметить, что у Ш.Фатуллаева упомянинается только Нижняя слободка как «новая молоканская извозчичья слободка» с указанием конкретных улиц ее расположения, но ни слова не говорится о Молоканке, расположенной буквально через квартал.

            Полная картина о количестве и месте расположения  молоканских слободок Баку на сегодня отсутствует. По крайней мере, нигде мне не встретилось ее описание. Потому и беру на себя смелость обобщения сохранившихся документальных свидетельств, а также собственных.

            Итак, молоканских слободок было четыре (нумерация слободок здесь абсолютно не привязано к датам их образования):

            первая – у Молоканского сада,

            вторая – на Шемахинке – «Извозчичья слободка» по карте 1913 года,

            третья – в Завокзальном районе, между 8-ой и 9-й Завокзальными улицами -  «новая молоканская извозчичья слободка» по Ш.Фатуллаеву,

            четвертая – также в Завокзальном районе, между 11-ой и 13-ой Завокзальными –  не отмеченная на картах и не описанная в других свидетельствах.

            Сразу же возникают вопросы, а только ли в Завокзальный район выселялись молокане и конюшни от Молоканского сада? Могли ли переехать они и на Шемахинку? Или Слободка на Шемахинке существовала параллельно? На эти вопросы ответа у меня пока нет…

            По плану 1913 года  был предусмотрен еще и «Дальный извощичьий поселок» в квадрате улиц 4-ая Слободская и Нижняя Московская, 11-ая и 13-ая Завокзальная улицы. Может быть, имелось в виду расширение уже существующей четвертой слободки, но на карте отмечены именно незастроенные земельные участки.[6]

            Несмотря на строительство в 1883 году железной дороги Баку-Тифлис извоз все еще сохранял свое значение, что отражено в перспективных планах 1913 года. И только после окончания Первой мировой войны и последующих событий извоз резко сократился. По этой и по другим причинам эти земельные участки длительное время не застраивались.

            И только в 1953 году на месте проектируемого «Дальнего извощичьего поселка» были выстроены между 4-ой и 5-ой Слободскими улицами хлебозавод и молочный завод. А от 5-ой Слободской улицы до Ленинградского проспекта  возник Поселок строителей, или Бессарабка, как его называли в обиходе. Видимо, заводы строили приехавшие по оргнабору из Молдавии специалисты и рабочие. А временный их поселок из так называемых «финских» домиков «прижился» на этом месте на много лет.

            Можно было бы считать Завокзальные слободки как одну. Но городская топонимика сохранила за ними два названия – просто «Молоканка» (четвертая) и «Нижняя слободка» (третья).

            Здесь не последнюю роль сыграли социальные факторы. Если Нижнюю слободку изначально заселяли молокане, занимающиеся извозом, то Молоканку заселяли семьи, традиционно занимающиеся огородничеством и молочным хозяйством. С этой целью с Северного Кавказа, в основном из  Невинки (Невинномысск) завозились породистые коровы молочного направления, которые содержались на хуторе Воровского. Земли возле хутора также арендовались под огороды. Хутор и Молоканку связывала узкоколейная железная дорога, «кукушка».

            И еще одна интересная деталь. Совсем недавно, и опять-таки совершенно неожиданно для себя обнаружил, что территориально Завокзальные слободки обречены были существовать раздельно друг от друга. В их разделение вмешалось Ее Величество НЕФТЬ.

            К этому выводу я пришел, изучая карты Баку 1898 и 1913 годов и сопоставляя их с той реальной местностью, где прошло собственное детство.

Как я уже писал раньше [7] стычки между молодежью и детьми Молоканки и Нижней слободки проходили на месте пустыря, где по планам развития города должна была сложиться Тифлисская площадь, между оврагом Мазутка и холмом, называемым нами Горкой.

            И здесь я в очередной раз убедился, что городская топонимика никогда не ошибается в закреплении названия за тем или иным местом.

            В самой Мазутке мазута мы никогда не встречали. Из живности в ней кроме лягушек и головастиков ничего не водилось. А вот на Горке стоял Бак - разрушенный металлический амбар для хранения нефти. Амбар как амбар, такой в «Белом солнце пустыни» снимали. Таких круглых резервуаров по проекту знаменитого инженера В. Шухова построено очень много на нефтепроводах и около нефтеперерабатывающих заводов. Только крыша у Бака был смята и провалена внутрь. По рассказам дяди, задолго до войны самолет развалился в воздухе и аккурат  свалился на Бак.

            Очень долго не получалось связать все это в одно единое целое. Как рабочая рассматривалась версия о прохождении через Горку в сторону Черного города одного из нефтепроводов. Ведь  неподалеку от Бака была еще глубокая яма, доверху заполненная битумной смолой  (или загустевшей со временем нефтью?), где мы летом постоянно баловались.[8] Но с какого именно промысла?

            И вот на карте 1898 года [9] обращаю внимание на отсутствие Мазутки. Надо отметить, что карта эта топографическая, с указанием перепадов высот, и отсутствие оврага на ней показалось странным. Но зато на месте пустыря с оврагом нанесен прямоугольник темно-серого цвета. На карте 1913 года [10] также имеется этот прямоугольник, но к нему уже есть пояснение в легенде карты. Так обозначались «Земли, отданныя подъ добычу нефти съ торговъ».

            Выходит, что и Мазутка образовалась при поиске нефти, и на Горке велись аналогичные работы. Видимо, с учетом близкого расположения черногородских нефтеперерабатывающих заводов место считалось настолько перспективным, что заранее был возведен резервуар.

            Да видно не судьба, слишком мало нефти оказалось, да и резервуар помешал полету самолета. Потом об этом участке надолго забыли. И где-то в 1960-1961 годах закопали обратно Мазутку. Использованной формовочной землей из литейки завода им. лейт. Шмидта.

            Вот так нефть помешала территориально объединиться двум молоканским слободкам.


Uprade (09.04.2011):
Исправлена ошибка в абзаце "третья – в Завокзальном районе, между 8-ой и 10-й Завокзальными улицами -  «новая молоканская извозчичья слободка» по Ш.Фатуллаеву," (10-я Завокзальная исправлена на 9-ю Завокзальную)


Uprade (09.04.2011):

            Исправлена ошибка в абзаце "третья – в Завокзальном районе, между 8-ой и 10-й Завокзальными улицами -  «новая молоканская извозчичья слободка» по Ш.Фатуллаеву," (10-я Завокзальная исправлена на 9-ю Завокзальную)


            В соответствии с указанной выше условной нумерацией молоканских слободок отметил их на плане-карте  Баку 1898 года кругами бледно бирюзового цвета.

            Там же отметил красной стрелкой участок «земли под добычу нефти» в районе оврага Мазутка, упоминаемый в данной главе и явившийся естественной границей между двумя молоканскими слободками.

            В соответствии с упоминаемыми Мусой Нагиевым  улицами  отобразил на плане-карте  Баку 1898 года маршрут его похищения. Просчитав протяженность пути, получил следующие данные:

            На фаэтоне похитители проехали чуть более 2 верст (синяя сплошная линия) и далее по Шемахинской улице и переулками (кругами) вели похищенного еще около 600 метров (синяя прерывистая линия).

            От «Извозчичьей» слободки, которую Муса Нагиев (или пересказчики его истории) приблизили к деревне Кишлы (Кишле), до Молоканки (Верхней слободки) по прямой  линии - около 3 верст (красная сплошная линия).  По проселочным  дорогам расстояние составит не менее  4 верст, не заметить которые просто невозможно. 

            И вряд ли этот длинный пеший переход был бы забыть при описании событий. Да и времени на него просто не было.  Ведь все события, включая приезд Мусы Нагиева с Бабой Самандароглы домой, само похищение, долгий обед в чайхане и освобождение, было совершено в короткий зимний день до наступления темноты.

            Кроме того, Баба Самандароглы не мог знать дальнейшего маршрута похитителей и направить казаков в столь отдаленный район.  И поиски поднятыми по тревоге казаками могли начаться с места его освобождения – с начала Шемахинской улицы и продолжиться в ближайшем окраинном районе города. Скорее всего, и времени прошло совсем немного.

            Оперативность поисков объясняется близостью  казарм Сальянского полка (слева на плане-карте по красной стрелке).


Переименования  упомянутых улиц:

Садовая улица – им. Чкалова – им. Ниязи
Николаевская ул. – Коммунистическая -Истиглалият
Кишлы – деревня в Завокзальном районе
Губа-мейданы - Кубинская площадь - площадь Физули
8-ая  Завокзальная улица – Дзержинского - Ахмадбей Ага оглы
9-ая  Завокзальная улица – Урицкого - Абдулазала Демирчизаде
11-ая  Завокзальная улица – Алишера Навои - Кероглу Рагимова
13-ая  Завокзальная улица – им. Гасаноглу
Нижняя Московская улица – Х. Алиева
2-ая Слободская улица - им. Чапаева - Тебриз
4-ая Слободская улица – Я.Бакуви
5-ая Слободская улица – Ашиг Али
Ленинградский проспект – им.Ф.Х.Хойского
6-ая Параллельная ул. – Нахчивани
Шемахинская улица – Бедноты - Джафара Джабарлы





Источники:
[1] Nicholas B. Breyfogle. «Molokan Church-Building, Tsarist Law, and the Quest for a Public Sphere in Late Imperial Russia» (http://molokane.org/Breyfogle/Breyfogle_Molokan_Churchs.pdf )
[2] План города Баку 1913 г., Bakupages (http://www.baku.ru/cmm-glr-list.php?cmm_id=276&id=92785 )
[3] Н. Димрюков, « (Сабытия) Страдания для истинай веры. Памитная книшка», Ж-л «Добрый домостроитель благодати» № 15 (http://molokan.narod.ru/d/d1512.html )
[4] Гончаров М.С., «Отцовский дом» (http://zhurnal.lib.ru/g/goncharow_m_s/otcowskijdom.shtml)
 [5] Манаф Сулейманов, « Дни минувшие»
 
[6] План города Баку 1913 г., Bakupages (http://www.baku.ru/cmm-glr-list.php?cmm_id=276&id=92194

[7] Леонов Г.А., «Игры моего детства 3» (http://www.proza.ru/2009/07/06/123 )

[8] Леонов Г.А., «Игры моего детства 4» (http://www.proza.ru/2009/07/07/1114 )

[9] План города Баку 1898-1900 г., Bakupages (http://www.baku.ru/cmm-glr-list.php?cmm_id=276&id=106169 )

[10] План города Баку 1913 г., Bakupages (http://www.baku.ru/cmm-glr-list.php?cmm_id=276&id=92512 )