29 Павликов Морозовых

Лёха Казанцев
В нынешнем Екатеринбурге есть Крестовоздвиженский монастырь.
Расположен он на углу улиц Луначарского и К.Маркса.
Когда-то в его помещении располагался Художественный комбинат и Свердловские мастера резца и кисти ходили туда как на работу, для ваяния в его стенах шедевров монументального творчества.Наваявшись всласть они шли на склад для получения спецматериалов из закромов худфонда СССР.Там был как бы спецраспределитель дефицитных красок, бумаг и кисточек.Еще, там же располагалась мастерская для литографской печати.Тесное помещение с огромным станком посередине.Станок этот был очень старый и даже германский.По слухам, он принадлежал самому Гуттенбергу.
Частенько меня маленького, отец брал с собой в эту мастерскую, но по малолетству я не сильно интересовался литографским производством, за то им сильно интересовались компетентные органы.Чуть ли не каждый месяц они наведывались туда с обыском, проверяя камни и доски на предмет нанесения на них рисунков схожих с денежными знаками или документами.По их, органов мнению, художники эту мастерскую должны были использовать для печати валюты и паспортов, и никак иначе.И вот, не обнаружив там никакого компромата, сильно расстраивались и удивлялись.На их лицах было уныние и разочарование. Ведь как же так? Краска типографская есть, доски есть даже станок стоит – а запрещенной продукции нету! И они уходили восвояси, понуро опустив стриженные лбы.Уходили, втайне надеясь накрыть фальшивомонетчиков в следующий раз, и отыграться за предыдущие неудачи.
А художники тем временем, заполняли стеллажи литографиями с изображеними   пышнотелых красавиц, натюрмортов и суровых сталеваров. Сталевары шли на заказы для юбилейных выставок, а красавицы с натюмортами, для души и вдохновения.

В помещении церкви, там где сейчас алтарная часть, находился зал с краном балкой и большими лесами.В этом художественно-производственном помещении создавались памятники и монументы для украшения улиц города.В боковых приделах мастерили шедевры попроще и помассовее.Там всегда пахло свежей глиной, гипсом и электросваркой. Место было очень интересное, хоть и опасное.То и дело с верхних этажей падали куски стройматериалов и мозаичные панно.Работа по украшению города, требовала от скульпторов недюжинных сил и способностей.
Законченное произведение выставлялось на суд Худсовета и специальной комиссии, в которой не было ни одного человека не то что с художественным образованием, а  просто обладающим мало мальским вкусом.В основном это были туповатые функционеры и малодушные чиновники.Во главе всегда был председатель и кто-нибудь, типа главного архитектора города.Тоже малограмотные но значительные фигуры.
Им предстояло решить – стоит ли радовать горожан очередным художественным оформлением.Будь то скульптура, мозаика, барельеф или роспись.От их решения зависела не только судьба зрителей, но и судьба автора – художника.А так же и судьба самого произведения.Будет оно жить в веках или нет.Станет оно нести молодому поколению наказ, посыл и завет или его недолгая жизнь закончится в стадии эскиза.
Принятые комиссией и утвержденные худсоветом образцы, моментально начинали новую жизнь. Особо монументальные единицы, водружались на заранее заготовленные пъедесталы и под пионерские барабаны и дудки, открывались для широкой публики.
Менее значительные, тиражировались как пирожки для заполнения садов и парков области.Их складировали стоймя, тут же внутри ограды, прямо под открытым небом.
Как-то гуляя по территории этого комбината, я со скуки начал считать стоящих под снегом, Зой Космодемьянских и Павликов Морозовых. Зой было 14, а Павликов 29. Значит, пионеры-предатели были более востребованы, раз их столько понаделали, а вот комсомолки как-то не очень пользовались спросом. Это странно, потому что выглядела Зоя более сексуально, чем юный стукач Паша.У нее широко выпучивалась бетонная грудь а бедра изгибались в немом призыве ( За Родину?)
Еще были какие-то фигуры красного цвета, напоминающие своим скорбным видом и остроконечными шапками, ку-клукс-клановских братьев. Но при ближайшем рассмотрении они оказались немногочисленной ( всего 8 штук) стайкой красноармейцев в буденновках. Эти видимо совсем никому были не нужны, так как снег на них лежал еще с прошлого года.

Все эти массово отлитые скульптуры, вспомнились мне после увиденных по телевизору терракотовых войнов, какого-то китайского императора.Чем-то они похожи.Что-то общее их объединяет, что-то такое пафосное с одной стороны, а с другой глиняное и недолговечное. Может былое величие режимов и цивилизаций требовало множественного проявления своих исторических артефактов? Самовнушение для собственного успокоения.Идологизация всей страны для поддержания её идеологии.
Вот только китайские войны имели аутентичные лица а Павлики и красноармейцы были идентичны как гвозди.Задачей этих бетонных гвоздей было, торчать посреди красивого парка, пропагандируя идеи партии среди отдыхающих. Чтобы люди помнили о том, что всей этой красотой они восхищаются только благодаря заслугам большевиков и их пособников.Эти бессмысленные статуи заполняли пейзажи и виды, их втыкали на площадях и аллеях.Об них спотыкался взгляд чуть ли не в каждом месте, где подразумевалось даже небольшое скопление народа. Пионерские лагеря и детские сады растаскивали бетонированных пионеров и устанавливали в центре территории, там, где юные ленинцы зачитывали идолу свои заклинания.
Партия, вбивая бетонные гвозди в головы детей, рассчитывала на то что внушенная им легенда будет оставаться там вечно.Но не случилось...памятники растрескались от климатических и политических катаклизмов.Головы выросли и окунулись в бизнес.Теперь это крепкие молодые люди с изменённым сознанием и твердым характером.Они уже не нуждаются в идеологических наставниках и исторических примерах.Их путь не преграждает тень в конце аллеи и солнце не загораживает нелепый истукан с протянутой рукой.Они свободно и уверенно идут по жизни но место в их голове, где раньше был забит бетонный гвоздь, остается пустым и пока ничем незанятым.

И кстати, где сейчас находятся все эти 29 Павликов Морозовых? Может быть их свезли в область, где похоронен пионер? Поставили в тени берез, вокруг могилки и красят каждый год белилами.29 белёных пионеров – жуть.Это может стать началом новой секты, типа Морозовщины. Идеологии уже нет, а пионер то был, жил, учился и стучал на самом деле. Вот такие гримасы Уральской истории.

Алексей Казанцев