Сказка на ночь

Дарий Данцов
- Какие у тебя ноги холодные! Давай их сюда, ко мне, под одеяло. Я их отогрею.

- Ничего они не холодные. Хотя… Зато сердце горячее.

- Перце у тебя горячее. Самец! Сказку хочу.

- Ну, приехали!

- Что сразу приехали. Я ведь твоя девочка? А девочкам нужно сказки на ночь рассказывать.

- Девочек на ночь нужно хорошенько… 

- Перестань, пошляк. Сказку давай. Сказ-ку! Сказ-ку! Сказ-ку!

- Ну, ладно. Как говорится, идя навстречу пожеланиям трудящихся…

- Вооот!

- Если меня не подводит мое неоконченное высшее, вначале должен быть зачин. В некотором царстве, некотором государстве... И там жили были старик со старухой. И было у них три сына, двое умных, а третий дурак.

- Я не хочу сказку про дурака.

- Чукча ты необразованная. Сказочный дурак – он не дурак в общепризнанном смысле. Его поступки с точки зрения обыденной житейской логики могут выглядеть дурацкими, но на самом деле… 

- На самом деле он очень умный?

- Не так. Это вообще не имеет отношения к интеллекту. Это способность подстроить свою жизнь к естественному ходу миропорядка. И если наш дурак и добивается успеха в жизни то это не потому что он умный, что он что-то для этого делал, как-то планировал и рассчитывал, а потому что его к этому успеху выносит природное движение мира. Это такое русское народное дао.

- Ну, блин, какой у меня умный муж! Это что-то!

- Ха! Так, на чем мы остановились? Ага, три сына. Двое были умными, и все у них было хорошо. Они закончили школу с золотыми медалями, поступили в институт. Учились там по купеческой части и имели, как говорится, отличные карьерные перспективы. А дурак  (кстати, его звали Иван, как положено) учился кое-как. Любил читать книжки, размышлять о всяких умных вещах, играл на гитарке. В институт поступил, но на совершенно не престижный факультет сказочников. В общем, не отличался активной жизненной позицией.

- Так-так-так. Интересная сказочка. Дай я к тебе на плечико бестолковку свою пристрою.

- Пристраивай.

- И тут он встречает принцессу?

- Нет, царевну. Принцессы – это к братьям Гримм. Кстати, знаешь, чем заканчивается на самом деле известная Золушка?

- Ну, как: она выходит замуж за принца, они живут долго и счастливо, все дела…

- Были, между тем, варианты. В одном из них сестрам голуби выклевывали глаза. В другом они обрубают себе ноги, чтобы всунуться в туфельку. В третьем Золушке удается «замочить» злую мачеху. У немцев, по-моему, золушка очень неромантично именуется угольной задницей. А самый ранний вариант, египетский, так там аналог золушки - ваще проститутка.

- Какой ужас!

- Изначально сказки были гораздо ближе к реальной жизни, это потом их скорректировали, чтоб деток не травмировать. А так-то Красная шапочка совокупно с бабушкой благополучно переваривались волком, а спящую принцессу герой будил не робким поцелуем, а…

- Так, без жеребятины, пожалуйста. Про царевну давай.

- Про царевну... Звали ее, допустим, Степанида. Нет, лучше Протуберана. Или Варвара?

- Какая на фиг Варвара! Елена ее звали! Елена Прекрасная.

- Ну, Елена так Елена. Как скажешь. И была она… Была она прекрасна. Сказки, вообще, необыкновенно скупы на определения, речь в них, видимо, идет об абсолютных величинах. И в данном случае царевна была совершенно сказочным персонажем, так как воплощала в себе абсолют красоты.

- Хорошо как про царевну рассказал. Молодец. Дай я тебя за это пацалую.

- Это мы с большим удовольствием. Итак, Иван царевну полюбил. Глубокой трепетной любовью. Царевне Иван тоже понравился.

- Слушай, не такой уж дурак этот Иван. Губу на царевну раскатал.

- Но. В начале любой сказки, когда все вроде идет хорошо, должно появиться это самое «но». Фигура вредителя. Нет в начале все-таки нарушение запрета. А запрет был такой, что не фиг всяким дуракам клеиться к царевнам. А потом уже вредитель появляется. В нашем случае, это царь. Ну, не то, чтобы уж прямо царь-государь! Царек такой местный. Ему хотелось выдать свою дочку за какого-нибудь другого царька или богатого купца. Олигарха какого-нибудь.
 
- Вот старый козел!

- Это да! И он приказал воеводе отправить Ивана на войну. Он думал так: или царевна его забудет, пока он там геройствует, или его вообще убьют.

- А он не мог откосить? Он же в институте учился.

- Не мог. Царские слуги подбросили ему наркотики, из института его выгнали, и выбор у него был небольшой: либо в темницу, либо на войну, либо бежать из своего царства и больше никогда не увидеть царевну.

- По логике надо было делать ноги.

- Возможно, но мы имеем дело со сказочным дураком. Так что отправился он на войну.  Долго ли коротко ли, близко ли далеко ли, но приехал он в город Гудермес. И стал он принимать участие в контртеррористической операции. И оказалось, что несмотря на свои интеллигентские прибабахи, он в чем-то даже герой.

- По-моему, это логично, только дурак может геройствовать на такой войне.

- Разумно! Отслужил он положенный срок и отправился домой. Но случилось так, что по дороге его захватили в плен разбойники. Возможно, и здесь не обошлось без нашего царька-вредителя. Теперь уж и не узнать.

- Да точно. Приезжали к нему в то время какие-то… страшные такие. Дикие! 

- Значит, точно не обошлось. С точки зрения сказочного сюжета, это даже хорошо. В нем не должно быть никаких случайностей. В ней все подчинено невероятно древнему алгоритму, какому-то тайному коду, до сих пор не разгаданному.

Так что совершенно неслучайно посадили разбойники нашего Ивана в страшное подземелье. И просидел там Иван три года три месяца и три дня. И стало бы для него эта темница не символом загробной жизни, как в сказках, а реальностью, если бы не встретил от там настоящего богатыря. Это у нас будет фигура дарителя. Потому что подарил он Ивану то, единственное, что у него было. Свое богатырское умение. И полюбили они друг друга, как братья.

- Это как?

- Не ухмыляйся. И так тоже. Два молодых здоровых мужика, без женщин... Как говорится, из сказки слова не выкинешь. А потом богатырю отрубили голову. Потому что выкуп за него так никто и не заплатил.

- Слушай, ну они же не люди! Они же звери. Они одеваются, как люди, они умеют разговаривать и всем кажется, что с ними можно вести себя как с людьми. А они на самом деле звери.

- В сказках явление оборотничества встречается довольно часто. И в чем-то эти разбойники действительно были оборотнями- волколаками.

- Я их ненавижу!

- Нет, ты боишься. Ты их не понимаешь, а непонятное пугает больше всего.

Если бы ты встретилась со своими предками тысячелетней давности, то тоже не понимала бы их совершенно, и боялась. Их цивилизация значительно моложе нашей. Там другая мотивация, другая культура. Разница в возрасте. Мы - зрелый мужчина далеко за сорок, многого добившийся, но ни к чему уже особо не стремящийся. Они – наглый молодой подросток, который хочет завоевать весь мир.

У них буквально на наших глазах период феодальной раздробленности кончился, и власть перешла к одному феодалу.

И как раз в ходе централизации власти старого разбойника убили. Другие разбойники, но находящиеся на службе у старшего феодала. Так что власть в разбойничем клане перешла к его младшему сыну. При этом все понимали, что он обречен. И он сам понимал, что обречен.

- А уехать куда-нибудь?

- Невозможно. Гордость. Там ведь тоже сказочный сюжет довлеет. Как любой молодой народ они во многом находятся во власти своих мифов и сказок. И это была сказка о достойной смерти.

Молодой разбойник был не такой жестокий, как старый. Опять же  чувство обреченности. Он по-человечески отнесся к Ивану и даже подружился с ним, насколько это возможно по горским правилам. Он был неглуп, имел хорошее образование, а поговорить про книги и фильмы в горах ему было особенно не с кем. Ивана выпустили из темницы и разрешили жить в доме. Он мог ходить везде, но была одна комната, куда и ему, и всем другим вход запрещался.

- Вау! Какая-то ужасная тайна?

- Это распространенный сказочный сюжет. И в этой комнате должны находиться либо свидетельства страшных преступлений, либо супероружие, типа меч-кладенец, либо средство убежать – какой-нибудь волшебный конь.

- И что же там было?

- По законам сказки тайная комната обязательно должна быть открыта главным героем. И однажды Иван-Дурак нашел забытый молодым разбойником ключ и пробрался в тайную комнату. То, что он там он увидел, было потрясающе. 

- Ну-у-у…

- Знаешь, есть таки детские конструкторы? Лего.

- Знаю, знаю! У меня такие были, но немного. Они такие, мальчиковые.

- Вот именно. И вся эта комната была заставлена такими вот игрушками. Молодой разбойник тайно их покупал и собирал в своей комнате. Вот этот преступник, убийца, горец был, в сущности, еще совсем ребенком.

- А он узнал, что Иван проник в его тайну?

- Не успел. На его замок напали разбойники старшего феодала, все разгромили, его самого и его семью убили, а Ивана взяли в плен. Они думали, что он просто запуганный солдат и поставили охранять его всего трех человек. Они не знали, что он стал богатырем. Поэтому он легко справился с ними и убежал.

Но поехал он не к своей царевне, а в столичный город. К старшему брату своего тюремщика, чтобы рассказать ему о судьбе его родственника.

- Дурацкий поступок.

- Ну, во-первых, он дурак и есть. А во-вторых, тайная комната с детскими игрушками как-то поразила его, заставила по-другому увидеть личность этого человека. 

- И что дальше?

- В столичном городе он снова оказался в темнице, стражники его схватили, потому что выглядел он странно – грязный, страшный, седой и без документов. Потом разобрались и отпустили. И через некоторое время он нашел в столице старшего брата молодого разбойника. Тот встретил его как родного человека. Одел, накормил и отвез в свой замок за городом. А там снова посадил в темницу.

- Да что ж это такое?

- Да уж, попался Иван, как дурак. А в темнице он встретил, как бы сказать…

- Еще одного богатыря?

- Нет, не богатыря. Скорее, чародея. Мужичок, борода с локоток. Он долгие годы служил старшему брату своими тайными знаниями магических цифр, но полюбил его жену и был пойман. Сидя в темнице, он должен был передать разбойнику тайну этих цифр, а потом его ждала смерть.

Он был настоящим волшебником и потряс сознание Ивана тем что, спросив лишь его фамилию, тут же назвал его ФИО, город в котором он жил и домашний адрес. И даже серию и номер паспорта, о которых сам Иван уже давно забыл. Это у нас появляется фигура волшебного помощника.

- А что с женой разбойника?

- Так как она не знала никаких тайн, то ее зарезали сразу же. 

- Все-таки звери!

- Хм. Эти разбойники тоже не знали, что Иван стал настоящим богатырем, и поплатились за это. Выждав удобный момент, он вырвался из темницы и уже хотел бежать, но в замок вернулся старший разбойник. Тут у нас идет чистый Голливуд, который надо сказать, активно пользует сказочные сюжеты, - сражение героя и антигероя. В конце-концов, Иван схватил меч и отрубил злодею голову.

- Стоп-стоп, а меч-то он где взял?

- Этого добра там было, как дров, на каждой стене. Он их коллекционировал. Так вот Иван и сбежал, а вместе с ним увязался и чародей. И сказал чародей Ивану: хочу, мол, тебя отблагодарить за то, что ты меня освободил и злодея, соответственно, погубил. Хочу сделать тебя царем и богатеем. И раскрыл ему страшную тайну.

- Ну-ка, ну-ка. Обожаю всякие тайны.

- Оказывается, разбойники, чтоб их стражники не поймали, все свои богатства оформляли на Ивана. По его паспорту, который забрали. Тут-то и понял Иван, почему за него выкупа не требовали, хотя могли бы к братьям обратиться, почему не убивали, откуда чародей-бухгалтер все о нем знал,

- Так вот откуда все!

- И вот тогда-то уже и поехал Иван в свой родной город, к своей любимой царевне.

- Это правильно! Она ведь страшно соскучилась.

- Да-да. Приехал, но никто его не мог узнать, потому что он постарел, поседел, шрамы покрывали его лицо. Неузнанный герой. Только братьям своим открылся и рассказал им все о себе. А в это время оказалось царство отца царевны в большой нужде, в окружении врагов и кредиторов. И наш царек объявил, что отдаст руку дочери тому, кто спасет его царство от разорения.

А два умных брата Ивана-Дурака между тем тоже оказались в затруднительном положении. Мировой кризис! Они могли бы просто рассказать об этом Ивану, и он бы им обязательно помог, но им было стыдно. Как же так: они такие умные, а у дурака помощи просят. И они нашли гораздо лучшее решение – они решили его убить и всем завладеть, как наследники.

Но к этому моменту Иван уже понял, что сам того не желая, стал частью сказочного сюжета. И когда на него наставили два пистолета, то ему не было страшно, он знал, что  просто неуязвим. А вот братьям грозила страшная опасность. Они должны были погибнуть.

И он говорил, что прощает их, потому что вариант, когда ложные герои остаются живы, в том случае, если их прощает герой настоящий тоже существует. Но сказкой нельзя руководить, она сама движется по прорезанному в веках руслу.

Так что братья поссорились, деля богатства неубитого еще Ивана, один из них случайно выстрелил в другого. В общем, они тупо убили друг друга.

- Ужасная история.

- Да уж.

- А хочешь чаю. Че-то мне чаю захотелось.

- Давай.

- Эй, кто там сегодня на посту. Чаю принесите и сладенького чего-нить поковыряться.

- И бутерброд какой-нибудь.

- И бутерброд. Слушай, а он, Иван который, он искренне их прощал или он так хотел их… развести?

- Раз выжил; значит искренне. Потому что если бы был хоть какой-то расчет, то ткань сказочного сюжета была бы сразу нарушена. И все! И был бы сейчас у Елены Прекрасной совсем другой муж.

- Не хотелось бы. Так что у нас на повестке дня? Свадьба и любовь до гроба?

- И действительно, кажется уже пора произнести слова: вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

- Ура! Ура! А молодец – это я!

- Однако, в сказках не очень часто, но все-таки случается так, что практически законченный сюжет вдруг заворачивает еще на один круг.

- О-о, чаек. Сюда ставь. Все, свободна! Че встала? Давай-давай. Смотри-ка, девки службу знают, тебе чай в твоей любимой кружке принесли.

- Эт хорошо! Так вот пока Иван пропадал за морями, за лесами и за темными горами, царевна завела себе любовника. В старой сказке это вызвало бы осуждение, но мы, современные сказочники, понимаем ее и не осуждаем.

Тут у нас снова появляется фигура вредителя. И ею становится уже сама царевна вместе со своим полюбовником, которая решила завладеть всеми богатствами Ивана. Сначала они обрезали подпругу у любимого коня Ивана, но совершенно случайно на этого «мерина» сел ее отец. И погиб.

- Что-то мне не нравится эта сказка.

- Думаешь, мне нравится? Но как говорила одна известная сказочница, не могу молчать. Потом царевна выстрелила в Ивана на охоте, не зная, что он поменялся шубой с ее полюбовником.

- Подожди. Хватит херню нести. Меня мутит и дышать нечем, приоткрой окно.

- Это не херня. Я же тебе говорил, что пока сказочный сюжет не кончился, главный герой неуязвим. И всегда находится кто-то, кто приходит к нему на помощь. В данной момент  это служанка, которая накапала того, что ты ей дала, не в мою чашку, а в твою.

- С-с-сука.

- Да нет, хорошая девчонка. У Проппа, например, об этом…

- Хр… Хр…

- Лена, перестань. Сказка кончилась. Я пошутил. Я ведь просто поумневший Иван-Дурак, а не злодей. Вылил я этот яд.

- …

- Эй, кто-нибудь! Помогите же! Але, скорая, приезжайте скорее во дворец. Да не знаю я! Что-то с сердцем, видимо.