Мало кто щадит чужое сердце, когда разбито свое

Механическая Балерина
Лиза брела в свадебном платье по незнакомому ей бульвару, не обращая внимания на прохожих и не боясь моросящих капель холодного дождя. На улице властвовала осень, но только не такая, какой мы привыкли её видеть: когда разноцветные листья кружатся в воздухе, имеют различную форму, размер и цвет, начиная от зёлёно-коричневых и заканчивая красно-жёлтыми, листья разной принадлежности: кленовые, дубовые, рябиновые; которые во всём своём ассортименте облепляют стены зданий биржевого типа, опускаются на крыши образовательных учреждений, на общественные затёртые лавки противного зелёного цвета, расставленные вдоль бульваров, на слякотные трассы и на забавные зонты пешеходов.
Но это была не такая осень – не было этой привычной красоты. Было как-то уныло и бесцветно на улице: возвышались обнаженные деревья, притягивало своей угрюмостью небо и мчавшийся по улицам туман – помимо этого ничего примечательного.
Она не уделяла своего внимания этой печальной погоде. В её душе тоже господствовала осень, только более суровая. На лице её можно было прочесть
уныние, боль и разочарование; из глаз вытекала вода, но вода ничем не похожая на моросящий дождь – это были слёзы, вытекавшие под давлением болей и страданий. Девушка выглядела несчастной. По ёё лицу сползали комочки туши и красивые, покрасневшие глаза уже, видимо, устали выделять ту самую воду, ничем не похожую на моросящий дождь.
Лиза была простодушным и нежным созданием двадцати трёх лет. Она
была хорошо слажена и красива, её светлые волосы были уложены в классическое каре, а в её васильковых глазах всегда отражалась жизнерадостность. Но в этот день всё было не как всегда. У неё был решительный вид, словно она собиралась совершить какой-то подвиг. Она шла и ни о чём не думала, в её душе была сплошная пустота. Девушка лишь посмеивалась над теми людьми, которые роптали на судьбу из-за всяких мелочей. Например:
«О, господи, у меня сломался каблук. Какой ужасный день!»
«Мне не хватило несколько тысяч на шубку»
или
«Чёрт, у моей машины спустилось колесо! Ненавижу эту чёртову жизнь!». Всё это она слышала, проходя мимо. И её больше всего изумляло, что люди действительно очень расстраивались, грустили, обижались на жизнь, как будто ничего кроме денег, туфель и машин в жизни существеннее нет. Лиза этого не могла понять. Для неё это было всё вещественно, а следственно и поправимо. Духовное и нравственное для неё выше всяких материальных ценностей.
Она не относилась к числу провинциальных модниц: не гналась за модой,
не стояла каждую неделю за гламурным журналом «Альянс» в книжном
бутике, где скапливались безмозглые модницы – поклонницы звёзд подиума.
Лиза жила обыденной, но интересной жизнью. Не ходила в клубы, не копила на стильное платье от Готье, а училась на пятом курсе театрального института, но играть с людьми и их чувствами так и не научилась, она считала это аморальным. После учебного дня она подрабатывала в библиотеке имени Ленина, и это подработка доставляла ей истинное удовольствие. Её не редко  можно было увидеть за стопкой фолиантов;, которые она с энтузиазмом поглощала в свободное время или с не притворной улыбкой обслуживающей читателей. Поздно вечером она приходила домой и проводила остаток своего насыщенного дня со своим любимым человеком  Алексеем – приятным двадцатипятилетним брюнетом, закончившим художественную академию, находящемся в поиске работы и живущим со своей возлюбленной. Всё это превосходное постоянство длилось уже на протяжении шестого года. Но именно в этот осенний день, когда заплаканная Лиза бродила по неизвестному ей бульвару, всё это и закончилось.
С Алексеем она чудным образом познакомилась на вечеринке у их общей подруги Светланы, когда неловкий Алексей обронил на новое лиловое платье Лизы стакан вишнёвого вина. Девушка очень расстроилась, и даже чуть было не заплакала, но внимательный Леша горячо извинился перед  ней, присыпал платье солью и тут же удалился. Спустя некоторое время, когда в дверь позвонили, Светлана попросила Лизу открыть, поскольку та сидела ближе к двери. Отворив дверь, девушка увидела перед собой только что удравшего с праздника юношу с великолепным букетом чайных роз. Он протянул ей букет, невольно улыбаясь и всё ещё извиняясь за испорченный наряд. Лиза поначалу отказывалась, но, поняв, что у юноши больше выработана настойчивость, смущаясь, приняла букет. Если бы в тот момент зайти в коридор и посмотреть в глаза этой новоиспечённой парочке, то можно было бы описать, как юноша восторженно смотрел на девушку, вглядываясь в каждую черту лица и, как будто ожидая вознаграждения за свой правильный поступок; в глазах девушки можно было прочитать приятное удивление, восторг и какой-то непонятный страх при взгляде Алексея.
Лизе на тот миг недавно исполнилось восемнадцать, и она искала подходящий вуз. Юноша уже учился на третьем курсе и был очень приятной наружности: высокий брюнет с отточенной в спортивном зале фигурой, в дорогом сером костюме, с глубокими, как озеро, бирюзовыми глазами. Если верить в любовь с первого взгляда, то многие это явление назвали бы именно так.
Пробыв в коридоре около десяти минут, молодые люди вспомнили, что их ждут в комнате, где сидели гости и именинница Светка, которая, увидев роскошный чайный букет, обиженно произнесла:
«Ух,  ты… какой…нет, чтобы такой  имениннице подарить» - подняла голову, улыбнулась и, сделав расстроенный вид, отвернулась.
Лиза, сияя, преподнесла букет Светке. Та долго отнекивалась, но всё-таки приняла.
Вечер прошёл замечательно, все гости были довольны. Когда пришло время расходиться по домам, Алексей предложил девушке свою компанию, на что она с удовольствием согласилась. Подходя к дому Лизы, юноша кинул взгляд на круглосуточно работающий цветочный киоск, так, чтобы его спутница не успела заметить, и спросил:
- Могу я узнать, какие ты любишь цветы?
Лиза опустила голову и смущённо ответила:
 - Орхидеи.  Мне очень нравятся орхидеи. А что?
Не успела она поднять голову, как Алексей уже расплачивался с продавцом
цветочного ларька. Он подошёл к девушке и, опустившись на одно колено, преподнес ей букет орхидей. .
- Ну что ты…- сказала Лиза, - я это не возьму.  Я тебя извинила за испорченное платье. Перестань заглаживать свою вину.
- Я вовсе не собирался так заглаживать свою вину. Я знаю, что ты меня простила, - сказал юноша в сером костюме, - просто прими за нашу прекрасную первую, но надеюсь, не последнюю встречу. Может, будет смешно и неправдоподобно звучать, но ты мне очень понравилась, когда только вошла в квартиру к Свете. А если быть всецело откровенным, то я такой проказник… Я специально уронил бокал с вином. Буду надеяться, что ты простишь мне моё откровение, а если хочешь, то мы завтра же можем купить тебе такое же очаровательное платье.
Лиза улыбнулась и сказала:
- Я тебе благодарна за то, что ты такой проказник, - и помахав ручкой, побрела к своему подъезду. Поднимаясь по лестнице, она начинала осознавать, что юноша её пленил.
Всю неделю Лиза думала об Алексее, ей казалось, что именно он предначертан ей судьбой. Она поняла, что влюбилась и поначалу стала этого бояться. Девушка не раз встречалась с неразделенной любовью, и каждый раз ей казалось, что она влюблена. Но всё было тщётно, с каждым разом в её сердце становилось всё больше трещин и, в конце концов, она перестала верить в любовь.  Лиза была одинока, у неё был всего лишь один человек, которого можно было назвать подругой – Светлана. Родители после расторжение брака оставили пятнадцатилетнюю девочку совсем одну: интеллигентный отец командировался во Францию и думать забыл о своей дочурке, а мать спилась, уехала в деревню и лишь за чаркой самогона, икая, вспоминала Лизу словами: «Ох, моя бедная доченька, лучше б тебя не было на свете.…Как ты там?». Так с пятнадцати лет перед Лизой открылись ворота взрослой жизни. Заканчивая девятый класс, девочка уже сама зарабатывала себе на жизнь – после уроков вылизывая рваной тряпкой школьные этажи. Вот так одиноко и бедственно жила Лиза, но, тем не менее, ещё не разочаровавшись в жизни, но уже разочаровавшись в любви.
Алексей был честных правил юноша, не взбалмошный, а постоянный, был противником девушек лёгкого поведения, но, как и в каждом правиле, здесь тоже было исключение – Алиса, его бывшая возлюбленная. Но он
являлся жутким собственником, и всё же его можно было отнести к числу положительных людей.
Вопреки своим принципам с Алисой он познакомился, когда она попросила у него прикурить, стояв в снежную зимнюю погоду в коротенькой джинсовой юбке, не уместной для такой погоды, весенней ветровке, с ридикюлем и обильным мейк-апом. Хотя эта девушка и не вписывалась в рамки благородного женского пола, по представлениям юноши, но всё же, как говорят, он втрескался в неё по уши. Ему на тот момент было девятнадцать, а Алисе восемнадцать. Они были вместе ровно полгода, после чего ветреная Алиса приняла решение расстаться, так как не хотела больше находиться в цепких руках своего обожателя. Ей хотелось безграничной свободы. Она его никогда не любила, а он любит её до сих пор. Юноша очень страдает, несмотря на все её недостатки, от которых он без ума. Он хотел любить именно эту девушку всю жизнь, что и исполнилось.
Лиза с нетерпением ждала звонка Алексея, хотя в её душе было место сомнению, что тот позвонит. Он позвонил спустя неделю, потому что в один момент ему показалось, что его одолевает симпатия к Лизе. Они условились встретиться и юноша, помня, как сделать своей подруге приятное, пришёл с орхидеями. Их встречи стали постоянными. С каждой встречей их влечение друг к другу усиливалось.
Когда прошло ровно полгода с их первой встречи, Алексей пригласил Лизу в обожаемый ею ресторан. Там они заказали сладкие блюда и бутылку вишнёвого вина, которое было виновником их отношений. Влюблённые смотрели друг на друга с восхищением и нежнейшей любовью. Лиза подходила Алексею по всем заданным им параметрам благонравной и разумной девушки. Здесь они приняли решение переехать к ней, чтобы испытать себя в качестве гражданских супругов. Всё у них было согласно, без скандалов, и очень даже по-семейному. Лиза очень полюбила Алексея: она жила для него, ведь это был единственный, по истине дорогой для неё человек, не считая, Светланы. Она готова была отдать за него свою жизнь, что тут говорить, она жила только им…Лиза знала, что Леша ей верен, знала по его словам, что он её любит, и чувствовала себя самой счастливой на всей планете. Так шли год за годом. Приходил шестой год их отношений. Алексею Лиза была очень дорога, первые годы их совместной жизни ему даже казалось, что он её любит, но мечты об Алисе его не покидали. Ему верилось, что они будут когда-нибудь снова вместе, ради этого, он думал, что смог бы даже пожертвовать своими отношениями, хотя понимал, что это неблагоразумно. Лиза отдалённо напоминала ему чем-то Алису, может быть цветом волос, глаз, стройностью стана и даже какими-то привычками. Целуясь с ней, он видел Алису, и дорожил каждой секундой этих сладостных мгновений. Между Лизой и её возлюбленным не редко возникал вопрос о супружестве и детях, на что Алексей отвечал, что как только она окончит институт, и он найдёт престижную работу, то все их мечты оправдаются, но в глубине души он боялся своих слов, он верил, что придёт Алиса. Как говорят: «Надежда умирает последней, но его надежда была бессмертна». Так и случилось – желания юного сердца сбылись. Алиса захотела вернуться, ей надоела её праздная жизнь, и захотелось покоя, уюта и мягкого плеча человека, который её истинно любит, и до сих пор не забыл. И это явилось роковой ошибкой любовного треугольника.
Шестой год совместной жизни Лизы и Леши светил внезапными и печальными переменами. Лиза приходила домой после тяжёлого
 трудового дня в библиотеке и уже на протяжении нескольких дней не заставала своего любимого дома. Она делалась обеспокоенной и предпочитала ссылаться на то, что он прибывает у друзей.
Вот уже неделю не появлялся Алексей дома, на телефонные звонки не отвечал, и  Лиза предалась гложущему беспокойству. Она терзалась, не находила себе места и предчувствовала что-что нехорошее.
В понедельник Алексей решил встретить Лизу с работы. Девушка обрадовалась неожиданному появлению возлюбленного. Он оправдался тем, что сказал, что уезжал к другу и не успел предупредить.
Отношения этой пары стали заметно портиться. Лешу всё реже можно было видеть с Лизой, казалось, что он похолодел и тщётно он пытался скрыть это. Лизина душа болела, ещё недавно, она мечтала поскорее окончить  пятый курс, так ждала лета, чтобы выйти замуж и родить своему любимому мужу детишек.  А теперь она начала даже сомневаться, что они проведут вместе хотя бы ещё полгода, но потом с улыбкой на лице бранила себя за такие глупые мысли, ведь он сказал ей, что любит её – лишь эти мысли утешали её.
А Алексей в это время принимал блудную Алису в свои объятия, всё ей простил и чувствовал себя наисчастливейшим мужчиной уже на протяжении третьего месяца.  Но была одна проблема, которая не давала ему покоя – как объяснить всё Лизе, чтобы она не считала его предателем. Он не знал, что сказать человеку, для которого он стал родителем, другом, почти что законным мужем, человеку, которому он даровал новую жизнь. Алексей провёл с Лизой пять полноценных лет под кровлей жалости и привязанности.
В один из осенних вечеров  Алексей всё же пришёл к давно уже постигнутому всеми  людьми  выводу, что горькая правда лучше сладкой лжи.
 Он начал с того, что обратился к Лизе с просьбой его выслушать. Девушка надеялась, что своё отсутствие и перемены в поведении её возлюбленный сошлёт на поиски работы или что-нибудь тому подобное, и её губы невольно растянулись в улыбку. Но Алексей, набравшись решительности, решил всё-таки не медлить и, запинаясь и пряча глаза, произнёс:
- Лиза, прости, я не могу не уйти. Это выше моих сил.
Лиза недоумевая, что происходит, посмотрела на Алексея и сказала:
 - Я ничего не понимаю. Куда уйти?
- К Алисе… я её полюбил ещё до знакомства с тобой. Поверь, ты намного благороднее её, ты хорошая девушка, ты просто ангел, но сердцу не прикажешь – оно разрывается. Я все эти годы ждал её возвращения. Прости… я верю, что мы останемся хорошими друзьями. Я обещаю, что буду тебя навещать.
- А как же Наша любовь?.. семья, дети? – захлёбываясь слезами спросила девушка.
Алексею было тоже очень больно… Ему было больно глядеть на Лизу, но он ничего не мог с собою поделать. Он подошёл к Лизе, нежно её обнял и гладя по голове, сказал:
- Я тебя любил, да… но только не порочной, а святой любовью, любил как сестру, дочь. Мне было хорошо с тобой, но моё сердце влечет меня к Алисе. Это выше моих сил. Ты ещё найдёшь себе преданного супруга и отца своих детей.
После этого Леша вытер слёзы с лица девушки, поцеловал её напоследок так, что если бы подглядывать за ними из-за угла, то можно было бы подумать, что они по-прежнему пара, и безмолвно удалился.
Девушка осталась в одиночестве. Она не могла понять цели визита Алексея, но почему-то горько плакала. Перемотав в своём подсознании только что произошедший инцидент, всё поняла. Ей стало очень больно, её душу как будто кто-то беспощадно прогрызал, казалось, как будто её хватали и тянули в разные стороны своими когтистыми лапами дикие звери. Теперь она понимала, что лишилась всего: своей любви, человека, которому удалось заменить для неё всё – даже воздух. Лиза стала осознавать, что её мечты никогда не сбудутся, что не будет никакой семьи, детей, и не к чему так нетерпеливо ждать окончания института. Из этого всего следовало, что она потеряла смысл жизни и уже не хотела его ни в чём искать, что порвалась та ниточка, которая связывала её с этим черствым миром. Она поняла, что это конец всему: любви, учёбе, карьере – жизни. И найдя решение, отправилась к бульвару. Лиза шла совершенно безразличная ко всему, с заплаканным и чёрным от туши лицом в поисках симпатичного высотного здания.   
Около пяти месяцев назад она приглядела себе белоснежное свадебное платье, и, подумав, что хоть какая-то её мечта должна сбыться, в тот вечер решила его купить.
Девушка проходила толпы людей, которые подсмеивались нал её видом: намокшим от дождя свадебным платьем и намазанным, словно гуталином лицом, но ей было плевать на их насмешки, ей было очень больно. Лиза не стала долго позориться своим видом и зашла в старый серый шестнадцатиэтажный дом и, поднявшись на крышу, с полным отсутствием страха, вспорхнула в небо, жаль, она не умела летать…
Алиса скоро бросила Лешу, считая семейную жизнь пустой и скучной, но он не предал этому должного значения, он оплакивал Лизу.
Даже, сегодня, спустя тридцать пять лет, после смерти Лизы можно увидеть на кладбище высокого симпатичного с заплаканными от слёз глазами старика в пенсне с веточкой орхидеи, стоящего у памятника с надписью:

Беркутова Елизавета Александровна.
11.09.1952 – 28.10.1975.