Победительница

Мальхан
Её любят показывать телерепортёры во время ежегодных репортажей празднования Дня Победы в городе Таллине. Уж очень приметна эта женщина с открытым взглядом, порывистыми и пластичными движениями, звонким голосом и тициановским золотым оттенком волос. Вокруг неё собирается, пожалуй, самая большая группа людей самых разных возрастов. Она – катализатор праздничного настроения, центр притяжения для многих, пришедших возложить цветы к Монументу павшим во Второй мировой войне.
Аккордеон под её пальцами поёт обо всех погибших в той страшной войне, о тех, кто противостоял людоедской идеологии превосходства одной нации над другими.
И песни эти звучат часами.


 Анжела Станиславовна Макарова – мой давний друг. До встречи с ней я и в самом деле думал, что танцы – это искусство отдёрнуть ногу раньше, чем на неё наступит партнёр. И только после знакомства с ней фраза: «Танцы – перпендикулярное выражение горизонтальных желаний», показалась мне пошлой.

 Много лет назад мы познакомились с Анжелой в книжном магазине «Коллекцiонеръ». И случилось это именно в День Победы. Еще при первом нашем разговоре я был поражен той редкой открытостью и бесстрашной откровенностью, так редко встречающимися в нашем, «застёгнутом на все пуговицы», обществе. Поражало её знание театра, музыки, пристрастные суждения о русской живописи.

 Я не знаю сегодня в Таллине ни одного другого настолько гостеприимного дома, как её четырёхкомнатная квартира в Ласнамяэ. Примерно раз в два-три месяца у Анжелы собираются друзья: музыканты, актёры, певцы, журналисты, художники и просто интересные люди. Бывают гости из ближнего и дальнего зарубежья.
 Иногда количество гостей приближается к четырём десяткам. Звучат гитары или играет саксофон, профессионально поют (на одном таком «квартирнике» я познакомился с Владимиром Чердаковым – солистом нарвской группы «Авеню»). Да и сама хозяйка обладает абсолютным слухом от рождения. Иногда устраиваются литературные вечера, где читают талантливые стихи (с поэтом Михаилом Гофайзеном я тоже познакомился у Анжелы).

 Попробую объяснить – почему Анжела Макарова вызывает моё глубокое уважение и признательность. Она – удивительно хороший друг. Её не надо просить об одолжении – Анжела сама видит, когда её друг (или подруга) попадает в тяжкое, безвыходное положение, и тогда она без разговоров отдает все имеющиеся у неё деньги попавшему в беду другу, веря в то, что Бог не даст ей самой пропасть. Именно так и получается!
 Например: когда нужно было сделать ремонт в помещении бывшего детсада, чтобы переделать его в танцкласс, то пришли все друзья Анжелы. Они взяли в руки ломы, лопаты, метлы и т.п. И вместе перестроили помещение.
 Другой случай: когда старенький аккордеон (спутник на всех значимых мероприятиях)  отходил все свои сроки, а некоторые кнопки наотрез отказывались звучать, то друзья скинулись (перед днём Победы) и набрали «штуку» евро на покупку нового инструмента.

 Прошу учитывать, что всё нижеследующее не является документально точным и хронологически выверенным повествованием, а моим личным впечатлением. Я знакомлю читателя с той картиной, которая сложилась в результате общения как с самой Анжелой Станиславовной, так и с теми людьми, которые дружат с ней более полутора десятка лет.

 Мать Анжелы, Антонина Викторовна,  приехала из окрестностей уральского озера Чебаркуль – из старого казачьего поселения.
Чебаркуль – это Южный Урал, край мрамора, нефрита, яшмы, агата и золота. В Таллине молоденькой учительнице вскружил голову молдаванин Мирча Грыу («грыу» - в переводе с молдавского – «пшеница»). По семейному преданию в предках у Мирча были и цыгане. Во всяком случае – сидеть на месте ему было тяжело. Когда Антонина была уже на восьмом месяце беременности, Мирча поехал навестить родню в Молдавию. Там его «окрутила» красивая цыганка, и обратно он в Эстонию не вернулся.
 Беременная Антонина поехала в Молдавию выяснять положение. От нервного напряжения у неё начались преждевременные роды, и Анжела родилась восьмимесячной. Дата её рождения совпала с годовщиной сталинградской битвы (второе февраля).  Родилась она в маленьком городке Бельцы – родном городе актёра Михаила Волонтира.
Мирча прорвался в роддом и настоял на том, чтобы новорожденной дали имя Анжела. Золотоволосая девочка уже через пару недель вернулась в Эстонию.
О своём отце она ничего не знала, и когда ей было пять лет, и мама привела в дом мужчину, то маленькая Анжела приняла за чистую монету объяснение, что именно Станислав является её так долго отсутствовавшим отцом.
Через много лет, когда уже была рядом Вера (младшая сестра Анжелы), в семейной ссоре Станислав защищал двенадцатилетнюю Анжелу от разъяренной матери, и та проговорилась в запале: «Ты свою родную дочь защищай, а со своей я и сама разберусь!»

 Анжела стала собирать отдельные крупинки информации, сопоставлять, - и сумела найти контакт со своим двоюродным братом Эдуардом. В возрасте шестнадцати лет они вдвоём пытались встретиться с Мирчей Грыу, который работал в страховом агентстве и был в перманентном разъезде.  Переезжая из одного молдавского села в другое, брат с сестрой постоянно запаздывали на два-три дня. Когда за плечами было почти четыре недели путешествий по молдавской глубинке, они решили возвращаться домой. И в тот момент, когда Анжела с двоюродным братом шли через маленькую сельскую площадь села Гладяны, она увидела человека в распахнутой на груди рубахе, который, широко жестикулируя, во всё горло пел молдавскую песню. Когда он увидел молодую пару (Анжелу с братом), то обратился к парню: «Эдуард, какая красавица с тобой! Познакомь».
И Эдуард ответил: «Знакомься. Это твоя дочка».
Потом был долгий разговор, расспросы, поездка на попутном грузовике к родственникам (во время всей дороги Мирча постоянно дёргал водителя за руку: «Ты посмотри только, это – моя дочь!»). И три ночи разговоров, когда отец стелил себе постель на коврике рядом с диванчиком, где укладывалась на ночь дочка. Отцу Анжелы было тогда 43 года от роду.
А через год его убили.
Слишком много знал Мирча Грыу о махинациях с деньгами в страховом деле Молдавии, слишком честным оказался для тех руководителей, которые наживали большие деньги на аферах…

 Вернёмся к нашей Анжеле.
 Еще в детсадовском возрасте она проявила незаурядные музыкальные способности, легко повторяя самые сложные мелодии. В возрасте шести лет её повели на приёмную комиссию в музыкальную школу. Должна была повести мама, но у неё были другие срочные дела, и Анжелу повела в музыкальную школу бабушка. Все испытания приёмной комиссии маленькая Анжела прошла с отличием, но наотрез отказалась посещать занятия (несмотря на то, что одна из педагогов, членов комиссии, выбежала вслед за бабушкой и уговаривала её обязательно привести внучку  - жалко было упускать такой превосходный материал). Причина отказа была проста - не мама отвела её на экзамен, как обещала, а  бабушка!
Но от судьбы не уйти…

 Уже в первых классах школы Анжела двумя пальцами аккомпанировала своим подружкам. Учительница музыки постоянно говорила, что нельзя упускать возможность развить природный талант. Но время приёма на классы фортепьяно и скрипки было упущено. Оставался выбор между виолончелью, баяном и аккордеоном. Анжела выбрала аккордеон. (Её слова: «Хорошо бы я выглядела на День Победы с виолончелью у Монумента!»).
 Так в жизни Анжелы появилась Валентина Васильевна Дубовко, которая и сформировала её как музыканта и педагога. И ещё один человек был чутким другом и (до какой-то степени) учителем – Иван Васильевич Макаров.
 Анжела проявила свои организаторские способности еще в Мустамяэском доме пионеров (ныне – центр «Кулло»).

 Потом было Псковское училище культуры, где большинство преподавательского состава были выходцами из ленинградских институтов. Во время учёбы сокурсники именовали её не иначе, как «Битва Сталинградская». 
 Анжела получила специальность хореографа.
 В 1987-м году  она организует танцевальный ансамбль на 7-м военном заводе (сумев привлечь к работе в танцевальном ансамбле вполне зрелых мужчин). А еще была работа в детдоме, где так тяжело было завоевать авторитет - молоденькая руководительница ансамбля всего-то на несколько годков опередила по возрасту своих учеников.
 В возрасте 22-ух лет Анжела получила предложение работать в таллиннском «Клубе моряков». Там она быстро создала талантливый и яркий танцевальный коллектив, вместе с которым отважилась на постановку одноактных балетов. Успех был настолько впечатляющим, что молодому хореографу вручили ключи от ведомственной однокомнатной квартиры.
 Там и жили вчетвером – с мужем Димой и двумя замечательными дочками: Сашей и Дашей.
 Друзья, вы помните наши посиделки в той давней маленькой квартирке? Для нас всех там всегда находилось место!

 В самом начале перестройки Анжела вместе с мужем Димой создают школу танца «Экзерсис». Дима Исаев взял на себя всю бюрократическую, самую скучную и трудную часть дела. Со временем эта школа выросла в Театр танца «Рада». На сегодняшний день уже состоялось пять выпусков (при семилетнем курсе обучения).
В начале славных дел были призовые места на конкурсах в Вильнюсе, Риге и Санкт-Петербурге.

 В 2000-м году школа «Экзерсис» принимала участие в фестивале «Европеада», который проходил в испанском городе Самора. От Эстонии туда поехали семь автобусов, один из которых занимал русскоязычный коллектив.
 Мостовые старинного кастильского города, истертые ногами жителей, от древности приобрели форму желоба. В день открытия фестиваля было предусмотрено шествие всех ансамблей-участников по улицам города. И тут, по закону подлости, «над всей Испанией безоблачное небо» закрылось грозовыми тучами. Хлынул проливной дождь. Публика стоит под зонтиками в ожидании зрелища. Европейские коллективы жались под крыши. Тогда Анжела обратилась к своему коллективу: «Ребята, наши деды до Берлина под вражеским огнём дошли, а мы что – дождика испугаемся? Вперёд, и с песней!»
 Вот так и получилось, что во главе шествия оказался коллектив в костюмах «Калинка», желтые сарафаны и белые блузки. Парни в расшитых рубахах делали перевороты через голову, ходили на руках, пускались вприсядку, разбрызгивая хрустальные брызги дождевой воды. И всё это – под музыку аккордеона Анжелы.

 На следующий день (когда уже вовсю светило солнце) шли выступления танцевальных ансамблей. Когда объявили «Калинку», то многотысячный стадион встал в едином порыве и сопровождал всё выступление аплодисментами.
 Когда ребята отправились в город за сувенирами, то концертные костюмы были ещё на них. Пока они шли по магазинчикам главной улицы Саморы, их постоянно окружали испанцы и, с возгласами «Калинка» - браво», начинали аплодировать. Пришлось несколько раз танцевать прямо в гуще уличной толпы.

 В 2001-м году школа Анжелы ездила на конкурс в Мюнхен. В состав международного жюри входила Майя Плисецкая. После выступления школы «Экзерсис» Майя Михайловна подарила свой шарф с именной вышивкой молодому солисту театра Анжелы – Алексею Цветикову.
Такое - покруче любого диплома будет!
Алексей и сейчас продолжает работу в постановках Анжелы Макаровой.

 В 2003-м году ученики школы «Экзерсис» занимают вторые и третьи места в конкурсе, который проводился в Петербурге. Моё мнение – могло бы быть и первое место, но уж очень сильны в Питере свои школы, и сильны пристрастия людей к местным коллективам.

И во время всех этих поездок Анжела Макарова старается найти время для того, чтобы её ученики знакомились с наследием мировой культуры. Они посещают музеи Мюнхена и картинные галереи Испании, смотрят подлинники великих живописцев в петербургских музеях. И трагическая сторона истории не проходит мимо – в январской поездке они посетили музейный комплекс Освенцима…

 Хочется отметить уникальный спектакль Анжелы Макаровой «Мой Высоцкий», который неоднократно принимался публикой «на ура». Повезло тем, кто успел посмотреть эту работу. Тут состоялся именно такой сплав изначально качественного материала для фундамента спектакля, в котором замысел режиссера нашел свою бережную и точную трактовку сверхчувствительного восприятия мира Поэтом. Это был не спектакль, но уже и не пьеса. Удачный синтез хореографии и слова. Напомнило мне давнюю ленкомовскую «Зримую песню».
Я ходил на эту постановку дважды. Знаю лично тех, кто ходил пять раз.

 Когда смотрел «Моего Высоцкого» впервые, то вспомнил слова Лукиана из Самосаты: «В танце каждое движение преисполнено мудрости, и нет ни одного бессмысленного движения. Поэтому митиленец Лесбонакт прозвал танцоров «мудрорукими».

 Эту работу отобрали на конкурс русских театров представители посольства России для показа в Петербурге. И это был единственный раз, когда все члены жюри вышли на сцену и пожали руки всем участника постановки. По окончании спектакля все члены жюри вышли на сцену и пожали руки всем участникам постановки. Жюри (с участием Георгия Тараторкина, Людмилы Чурсиной, Ларисы Малеванной, Александра Галибина («Пашка Америка»)), отметило тот редкий счастливый случай, когда режиссеру удается создать монолитный актерский коллектив, который успешно осуществляет замысел постановщика. И никто из актёров не «тянет одеяло на себя».

 В январе этого года театр танца «Рада» выезжал на конкурс в Польшу (с 3-го по 12-е января). Результаты впечатляют:
- три первых места;
- четыре вторых места:
- три третьих места;
Всё это – в разных возрастных категориях. Притом, что театральные школы из других стран получили лишь по одному-двум призовым местам.

 Ни один из выступающих от театра «Рада» не остался без награды. Жюри конкурса заслуженно наградило Анжелу Макарову путевкой в Болгарию как лучшего театрального педагога. Как бы я хотел, чтобы мои дочки, в своё время, учились у такого талантливого и мудрого Учителя!

Секрет её успеха обманчиво прост: Анжела, как настоящий художник, отображает не то, что видит, а то, что будут видеть другие. Режиссеры бывают трёх видов: первые думают, что они боги, вторые это знают точно, а третьи (к ним относится и Анжела) – живут для сцены.
И если режиссер – Бог, то актеры (как правило), атеисты. К счастью – в театре танца «Рада» царствует гармония.
В 2010 г. театр танца «Рада» приглашён на фестиваль танцевальных театров в Римини, который состоится июле месяце. Осталось найти источник финансирования, чтобы эта поездка состоялась.