037 Выставка Мозаики в галерее А3

Артём Киракосов
Александр КОРНОУХОВ "Голова", 1989. "Выставка МОЗАИКИ", галерея "А3". 05.02.2010. Фото: Артём Киракосов





http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/61/ - ВидеоАльбом на Яндекс
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/92840/ - ФотоАльбом на Яндекс
http://foto.mail.ru/mail/artemkirakosov58/16192 - ФотоАльбом на MAIL.RU
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6706 - ВидеоАльбом на MAIL.RU
http://www.proza.ru/2010/02/07/271 - текст на ПРОЗА.РУ

(ввиду особой срочности в необходимости расположении материала он будет дополняться и дорабатываться уже после электронной публикации)


Подготовлено для МОСХ России, газеты "Московский художник" (Главный Редактор: АНИКИНА Наталья Ивановна)



Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ











037               
«ВЫСТАВКА МОЗАИКИ»
 московская муниципальная галерея «А3»

Алина БАТАЛИНА, Феликс БУХ, Елизавета ДЁМИНА, Анна ЕВДОКИМОВА, Анна ЗАМУЛА, Александр КОРНОУХОВ, Ольга МУНЦ, Сергей ХАЛИЗЕВ, Николай ЧУПИН, Константин ЯСИНОВСКИЙ

28.01.2010 – 07.01.2010


Видится важным отметить, в первую очередь, особый демократизм этой Выставки, представившей нам весь диапазон мастеров современности, работающих в технике мозаики, от совершенно неизвестных – Николая ЧУПИНА, показавшего очень небольшой, но трогательно-наивный, почти упрощённо-спонтанно выложенный разными незамысловатыми материалами – всего 14 элементов (я сосчитал! – и это было не сложно): камешки, стёкла, остатки битой посуды – декоративный свой ``опыт`` «У МОРЯ» – до всемирно известного, прославленного Александра КОРНОУХОВА, члена-корреспондента Российской Академии Архитектуры, мозаичиста, фрескиста, дизайнера, педагога, автора многочисленных и разнообразных критических и научных статей по истории искусства мозаики, показывающего, в том числе, и документальные фотографии крупнейших своих зарубежных работ в Церкви: Православный Храм в Цюрихе (настоятель: священник Олег БАТОВ) и трагически уничтоженная самая известная его мозаичная работа для Католической Церкви «Капелла Иоанна Павла II-го» в Ватикане.

Причём, хочется сказать, что такие развёрнутые и многоколичественные экспозии, какими показаны автор, инициатор, куратор и организатор Выставки Феликс БУХ и Анна ЗАМУЛА, удерживающие каждый – по залу (а их всего – два – в этой известной, но не пространной московской муниципальной галерее), отнюдь не перевешивают нашего внимания – от заметно, – и совершенно по-разному, –  одарённых: Анны ЕВДОКИМОВОЙ, Елизаветы ДЁМИНОЙ, Сергея ХАЛИЗЕВА и упомянутого уже мною Николая ЧУПИНА, представленных каждый – всего лишь – по одной работе. Сергей ХАЛИЗЕВ великолепно! выложил благородную и мастеровито-тонкую шрифтовую композицию «Стихи Б. Гольдман. 2008», Елизавета ДЁМИНА в небольшом «Натюрморт. 2009» демонстрирует вкус, уверенную и благородную кладку в лучших классических традициях, Анна ЕВДОКИМОВА в «Композиция. 2009» – настоящий, и уже достаточно твёрдой руки, экспериментатор – и в сочетании материалов (прутья, белый раствор, сдержанный трёхцветный камень), и в исполнительской лихости. Достаточно скромно, но очень изысканно показала свою, фактически, иллюстративно-музыкальную композицию к литературному произведению Павича «Хазарский словарь» Алина БАТАЛИНА, расширяя границы мозаичной техники по её выразительным возможностям до книжно-станковых, – а при наличии сегодняшних фото- и видео- возможностей, – заявляя о том, что мозаикой можно оформлять не только экстерьеры и интерьеры (архитектуру), но и спектакли, и сборники стихов, и даже серьёзные и крупные текстовые труды, да и (многое) другое... Неожиданны мозаики Ольги МУНЦ – своеобразные `поэтико-каменные` признания в любви своей матери, известной художнице-монументалисту-мозаичисту Тамаре ШИЛОВСКОЙ; спустя десять лет после её кончины, Ольга воплощает мечту своей матери, исполняя в технике мозаики её зарисовки, эскизы, графические листы, – что при жизни Тамаре Андреевне осуществить не удалось. Тамару Андреевну ШИЛОВСКУЮ – среди других своих учителей, Бориса Петровича ЧЕРНЫШЁВА и Александры Давыдовны ЛУКАШЕВКЕР – при каждой возможности упоминают благодарные и `старинные` их ученики и последователи – монументалисты, лидеры двух крыл, двух берегов одной реки – МОЗАИКИ – Александр Давыдович КОРНОУХОВ и Феликс Ааронович БУХ. В какой-то степени – Выставка – сопоставление двух школ, традиций, ветвей, движений и кругов (несмотря на разнообразие и самобытность их коллег-последователей и учеников) – Александра КОРНОУХОВА и Феликса БУХА, что вылилось, на мой взгляд, в чрезвычайно плодотворную ситуацию – творческого взаимодополнения, обогащения – от такого близкого противоположного соседства (БУХ и КОРНОУХОВ – в одном маленьком зале, друг напротив друга).

Помимо всего прочего, хочется отметить и абсолютно удачный кураторско-дизайнерский ход Феликса, даже количественно уравновесившего два крыла нынешнего мозаичистского движения, заключив в один зал и Константина ЯСИНОВСКОГО, работающего часто с КОРНОУХОВЫМ, и Анну ЗАМУЛУ, два последних года проведшую в мозаичистской Мастерской Феликса в увлечённом состоянии и в упоении искусством мозаики, – два крупных, не похожих друг на друга БЛОКА работ. Костя – человек плотной, ощутимой, земной, почти `натурной` пейзажной кладки модулей; Аня – драматично декоративна, условно декоративна, утончённо декоративна! – при внешней назойливой линейности и замкнутости пластики и композиционных решений – она ювелирно графична и артистически обострённо чувствует изображаемое ею: предмет, фигуру, мотив! Казалось бы – они, Костя и Аня, никогда не встретятся в выставочном пространстве современного выставочного зала, при нынешних расстановках обстоятельств, но кураторский кураж вдохновенного Феликса, пожертвовавшего предложением сделать (очередную, “одну из!..”) своих многочисленных и непрекращающихся персональных выставок ради эксперимента подачи московскому художественному зрителю панорамы всего мозаичного творческого движения своих современников (возрастной диапазон участников Выставки – 40 лет!), дал свой плод: разнокалиберные и разностильные произведения сплели ОБЩУЮ КАРТИНУ, в которой каждый из участников занял своеобразное, особенное и – каждый своё – достойное  место!

И наконец, – о «БИТВЕ ТИТАНОВ». Два больших современных крупных популярных глубоких – очень разных! – по мироощущению, задачам и подходам к искусству – мастера, художника, партнёра, друга (с самого раннего детства), философа, оригинала, интеллектуала, ярких и самобытных и любимых многими человека, личности, аккумулирующих вокруг себя – других. Важно, что они – вырастают из одних корней, идут от одних учителей, заняты – любовно и пожизненно – одним и тем же делом – возлюбленной ими МОЗАИКОЙ. То, что и Феликс БУХ и Александр КОРНОУХОВ выносят (уже неоднократно замечено!) на совместные выставки свои старые, проверенные и лучшие работы, говорит о том, что к таланту, (и выставочному, творческому) соседству друг с другом они относятся предельно серьёзно и ответственно (как к бою с сильным соперником! – и правильно, без иллюзий на лёгкую `дорогу`! – в спарринге!): и у Феликса БУХА и у Александра КОРНОУХОВА видим крохотные, но шедевриальные работы ещё 80-х! Последние мозаики `лидеров`: «НАТЮРМОР» КОРНОУХОВА – почти плывущая и бесконечная **река-композиция-жизнь**, трагическая (с мёртвой птицею), где пир жизни – поверх драмы… И напротив! совершенно! напротив – Феликсово (почти «фениксово») ЦАРСТВО! композиция «СОТВОРЕНИЕ МИРА»! – полная щедрот жизнь! где смерть и беда остаются глубоко, глубоко за кадром!.. – Меняются масштабы обращений: камерный и душевный и трепетно-импульсивный, весь спонтанный и живо и щедро живописный, импрессионистический Феликс – строит декоративно монументальный каркас, куда фрагментами – как в эпос – вставляет/вправляет свои `песнопения`, выполненные в камне, а Александр – оставляя привычные масштабы художника, выполняющего самые ответственные, умозрительно высчитанные, с опорой на всю классику и всю многотысячелетнюю традицию, заказы по всему миру, берётся за лирику и неброскую камерность небольшого протяжённого, не остро скомпонованного, казалось бы совершенно спокойного натюрморта! В самых `средних` оттенках…

За монументальностью – не должен исчезать человек, его малый мир, мир наших братьев меньших, природный рай! За камерностью – не должна растворяться вертикаль обращения в самое высокое, к пафосному, сверхчеловеческому, божественному!

– Не эта ли победа? Не это ли взаимовлияние? Не так ли надо общаться, дружить? работать? Творчески! Открыто! Показывая и не щадя – всё лучшее и ценное в себе – искусством!! Не такие ли нам нужны выставки – умные, насыщенные, не боящиеся талантливого соседа и талантливого произведения – без оглядок на титулы, должности, звания, возраст, опыт и положение, репутацию, заработанную пусть даже заслуженно и не просто, не так ли надо идти по жизни – вслед своим достойным великим учителям – мозаичистам и монументалистам прошлого – далёкого и вчерашнего ещё?            
               

05 февраль 2010 – – 2010 февраль 07