Сознание. Факты и гипотезы. 1

Александр Кирьяков
Что такое сознание? Этот вопрос является важным потому, что проблема создания искусственного сознания является одной из наиболее важных на современном этапе развития науки и техники. С одной стороны, на этот вопрос нет полного ответа, а с другой - уже сейчас можно понять, что искусственное сознание возможно.
Существует несколько возможных путей изучения этого вопроса.
Прежде, чем рассмотреть какой-либо из них, дадим следующее определение:
Сознание определяется не количеством клеток мозга или возможностями памяти, хотя эти параметры необходимы, а, главное, теми программами, которые создаются мозгом в процессе обучения, причём именно в первые годы жизни человека. Эти программы отличаются от известных принципов программирования тем, что они могут создавать программы, которые создают сами целевые программы. Если в детстве человека не обучать, его сознание остаётся на уровне животного.

Более 50% сознания формируется в первые 6-7 лет жизни ребёнка, а остальное - до 15-16 лет. Если человек живёт эти годы вне общества, т.е. не имеет человеческого общения, сознание может иметь примитивное развитие. В 70-е годы в южных республиках был обнаружен ребёнок 15-16 лет, который жил и развивался в волчьей стае. Этот ребёнок прожил шесть лет в обществе, и за это время не научился даже, как следует, говорить. С другой стороны, были случаи, когда ребёнок начинал интенсивно тренировать сознание в раннем возрасте (Норберт Винер начал интенсивно заниматься математикой с 5-6 лет. Развитие его сознания можно признать наиболее возможным).

Эти программы формируются в зависимости от внешних факторов, т.е. какие проблемы приходится решать в раннем возрасте. Всю остальную жизнь человек пользуется, развитыми в этот период, возможностями мозга. Развить новые программные возможности сознания после 30 лет, практически, невозможно.
Реально создать искусственное сознание, развивая и совершенствуя программные продукты, можно надеяться лет через 50.

Существует другой путь создания, а, следовательно, и ускоренного изучения подобных программ. Такой путь основывается на следующем эксперименте.
В начале 90-х годов американские учёные сканировали мозг двухнедельного ребёнка и разместили его в виде потенциалов в ЭВМ.
К сожалению, более подробных данных этой технологии я не знаю. Ещё тогда мне этот факт показался оптимистичным. Ведь в сообщении об этом событии было отмечено, что, запустив ЭВМ, сканированный материал "заработал" и там стали формироваться какие то программы. Сообщение об этом я слышал по телевидению, спустя 15 лет, без изменений. Никаких новых фактов не было. Либо этим вопросом перестали интересоваться, либо, поняв его значимость, работы были засекречены, что более вероятно. Мне представляется, что нет никаких технических препятствий, чтобы организовать обмен информации с этим, введённым в машину "мозгом", и попытаться создать условия для развития сознания. В этом случае программировать ничего не надо. Программы будут формироваться, т.к. это заложено природой. Т.е. программирование биологических структур высокого развития мозга является ЗАКОНОМ ПРИРОДЫ таким же, как, например, ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ.

Отметим, что, кроме понятия сознания, существует другое понятие - самосознание, т.е. формирование личности. Именно этот вопрос является наиболее проблемным, с т.зр. определения.
В следующей части настоящих рассуждений, рассмотрим возможности существования сознания не только у человека.
Кстати, американские биологи добились развития сознания у человекообразной обезьяны, научив её общаться так же, как это делают глухонемые. Уровень ребёнка 4-6 лет, что достаточно, чтобы признать это сознанием, подобным человеческому. Может ли существовать сознание в природе, вне известных биологических структур?

P.S. И всё же роль СОЗНАНИЯ и ИНТЕЛЛЕКТА существенно различные. Перечитав текст,
должен согласиться с тем, что все рассуждения больше относятся к интеллекту, т.е. в тексте можно без особого ущерба везде заменить слово СОЗНАНИЕ на ИНТЕЛЛЕКТ.

                (продолжение следует)