Баня

Кенга
            

Читать пред. http://www.proza.ru/2010/02/27/972https:

  Подлипки, 30-годы.


Нечто
Стояло жаркое лето. Именно в такой день Сергей Дмитриевич  внес в комнату это «нечто», опустил  на пол, прислонив к батарее под окном. По внешнему виду обнова  напоминала раскладушку со сложенными крест-накрест опорами с обеих сторон, только деревянные жерди,  соединяющие эти опоры,  были обтянуты не тканью, а  медицинской клеенкой, точь-в-точь такой, какие подкладывали  в пеленки новорожденным - розовой, слегка присыпанной тальком.  Недоумение Тамары Александровны  и Галины было удовлетворено, как только Сергей Дмитриевич  развернул раскладушку, поставив ее возле окна. Оказалось, что это ванна, дном опирающаяся на пол.  Семья тут же принялись наполнять ее водой из под крана.  Мама  в кухне наливала  ведро,  папа относил  в комнату и выливал  воду в ванну, а Галя старалась  не мешать. Все лето мы  наслаждались  водными процедурами, хотя расплата за удовольствие полежать в свежей воде обходилась недешево. Выносить воду было труднее, чем наполнять. Какова дальнейшая судьба этой ванны – не помню.  Скорее всего – прохудилась, а чинить – себе дороже. Однако с рождением брата Вадика появилась такая же, только детская.

Баня
Подозреваю, что ванну - настоящую, если не считать резиновой, - Галя впервые  увидела  у подруги Вали Зерновой. Ее семья  жила в благоустроенном  доме № 4 по улице Карла Либкнехта, который стоит сбоку  от Галиного, и  назывался «немецкий». Скорее всего, квартиры в  этих  домах после отъезда немецких специалистов распределили среди начальства, о чем говорили бирки, прибитые на всех предметах обстановки.  Даже на шторах висели.
Людей, которые могли мыться в собственной ванне, было наперечет.  Все  банились в знаменитой подлипковской бане, по сей день  исправно выполняющей свое предназначение и теперь носящей в народе название КГБ (Королевские городские бани). Только сейчас я узнала, что она построена в 1930-31 годах в стиле конструктивизма и внешне напоминает гусеничный трактор. Да, теперь вижу этот трактор.  Левая  «гусеница» -  вход в женское отделение, правая -  в мужское.  Баня,  как и театр, начиналась с вешалки. Фойе завершалось широкой лестницей с просторной площадкой, переходящей в  лестницу, ведущую к банным залам.  На этой широкой лестнице в банный день,  обычно стояла очередь, и  только в женскую. У мужчин такой проблемы не было. Они и мылись быстрее, да и  маленьких детей при себе, как правило, не имели. Как компенсацию за выигрыш во  времени, мужчины получили в своем отделении личный буфет, где они и ожидали  семью, попивая квас, как считала Галя, ибо обычно получала стакан замечательного напитка, в награду за неприятность от бани, которую лишь терпела.
Была ли злом очередь на помывку? Не думаю, ведь эта очередь была своего рода клубом, где встречались давние друзья, возникали новые знакомства,  дети  могли бегать по  просторному вестибюлю - словом, не так уж и тягостно ожидание. Зато, как только выходила очередная вымытая клиентка, или  даже несколько, такое  же количество могло сразу  подняться  в святая святых. Банщица показывала освободившийся шкафчик.  Раздевшись, шкафчик запирали,  ключ с номерком на веревочке несли с собой, чтобы повесить  на ручку шайки.
Тамара Александровна заботилась поскорее вымыть дочку и вернуть в предбанник -  Галя плохо переносила банный жар. Был случай, когда Тамара Александровна, заканчивая  мытье, поставила  дочку возле лавки, собираясь окатить чистой водой, даже начала приговаривать, как обычно полагается в такой момент: «С гуся вода, с Галочки худоба», - как вдруг Галя сникла, съехала плавно на пол и, скользя на мыльной воде, пролетела под несколькими лавками, пока ее не изловили и  не вынесли в предбанник. Там ей пришлось сидеть, обернутой полотенцем, поедая яблоко (если было) в ожидании мамы. Кстати, о лавках. Помнится, они были  из камня или похожего на камень материала. Краны большие, медные – один с горячей, другой –  с холодной водой, струя сильная. Место на лавке надо было найти, желательно, ближе к крану. А шайку подчас приходилось ждать, когда освободится, поэтому некоторые приносили  с собой тазы. 
Для состоятельных или тех, кто хотел шикнуть, были номера с ванной.  Мы изредка брали номер, скорее всего потому, что уж слишком большая очередь была в баню.  В номере  было не так жарко и мне нравилось.
Надо бы сходить в эту баню, ради воспоминаний…

           http://www.proza.ru/2010/02/02/1369