Основное предназначение человека

Неофитус Христианус
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои". Втор.5:8-10

    Эта заповедь Божия напрямую запрещает нам поклонятся, чему-либо или кому-либо кроме истинного Бога, «вечного Господа Бога, сотворившего концы земли», Который сотворил нас посредством силы Своего Слова. Мы Его творения, чьё сотворение было задумано с определённой целью и мы обязаны, идя по этой жизни, исполнять волю Божью. Наше предназначение, в краткой форме, изложено в словах Краткого Катехизиса: «Основное предназначение человека – прославлять Бога и вечно радоваться в Нём» (КК Вопр.1); (1Кор. 10:31; Рим.11:36)
    Поэтому мы должны рассмотреть тот факт, что мы обязаны поклоняться единому истинному Богу как нашему Богу, и поклонятся Ему согласно Его явленной воле, которая содержится в Писаниях Ветхого и Нового Заветов.
Таким образом, наше основное предназначение заключается в:
1. Прославлении Бога
2. Вечной радости в Нём.
    Прежде всего, нам надо выяснить значение этого выражения: «Основное предназначение человека». Как мы можем видеть из прямого смысла этих слов, это выражение означает «назначение» или «цель» для которой был создан человек. Это так же «основное предназначение» по отношению к «второстепенному предназначению», которое всего лишь сопровождает основную цель нашей жизни. И это «второстепенное предназначение» является тем, которое было возложено на нас в виде ответственности и обязанностей в момент сотворения. Ибо Господь сказал при сотворении человека: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт.1:28) Второстепенное предназначение подразумевает то, что человек должен совершать труд и получать блага от этого труда, тем не менее, «второстепенное предназначение» должно отойти в сторону когда «основная цель» нашей жизни выходит на первый план.         
    «Основное предназначение человека», в свою очередь, является главной целью нашей жизни, которую мы должны стремиться достигать, а именно прославлять и поклонятся Богу и находить всю нашу радость и счастье в Нём. Господь сотворил нас по своему образу и подобию, которое заключалось в знании, праведности и святости. Эти три постулата являются началом морально-ответственной жизни человека. Мы находим, что в Первой Заповеди, Господь запрещает поклонение другим богам и эта заповедь раскрывает цель для которой был создан человек, а именно для прославления Создателя. Вторая же Заповедь раскрывает метод и способ поклонения  истинному Богу.
    Бог сотворил человека разумным существом. Он наделил его способностью оценивать окружающий мир. Адам, в состоянии невинности, мог познавать мир и давать имена другим Божьим творениям, которые Господь привёл к нему. Более того, Адам, до грехопадения, мог прославлять, и поклонятся Богу согласно закону, который был записан у него в сердце. Эта способность подразумевает то, что человек должен был прославлять Бога активным образом, провозглашая Его славу и честь, которые принадлежат только одному Богу. Однако, грехопадение человека омрачило его знание и понимание. С тех пор, все попытки человека поклонятся чему-либо кроме Бога, называются идолопоклонством, а нарушение целостности поклонения Богу «самовольным служением» и то и другое находится под проклятием Закона и вечным наказанием.      (Кол. 2:23)
    Идолопоклонство может принимать различные формы, но оно в целом подразделяется на два класса, такие как внешний и внутренний. Внешнее идолопоклонство использует все видимые образы и материальные средства, из которых могут быть изготовлены идолы или кумиры. И использует их в видимом поклонении. Внутренние же не имеют нужды в материальных средствах, так как развращённый разум человека является и источником и подсобным материалом для сотворения кумира в сердце человека.   
    В Израиле было весьма примечательное событие, когда два сына первосвященника Аарона «Надав и Авиуд,…, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним».
    Вдобавок, необходимо подчеркнуть, что человеческое поклонение Богу не прибавляет и не убавляет что-либо от славы Божьей, так как Бог неизменен в Своём бытии поэтому всякие попытки человека как-то модернизировать или улучшить поклонение Богу для того чтобы заслужить Божье расположение, неизбежно потерпят крах и встретят Его праведное негодование.
   Со времени грехопадения, истинное и приемлемое поклонение Богу достигалось народом Божьим, только потому, что Христос был сердцем Ветхозаветного поклонения посредством жертв. Тем не менее, только с пришествием Христа, наступила полная реформация поклонения как это записано в Евреям 9:8-10: «Сим, Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления».
     Значение слова «исправление», в данном случае, даёт нам понять, что и как должно быть исправлено, а именно поклонение Богу. Слово «исправление» или как оно представлено в Английском переводе «реформация» указывает на то, что нечто должно быть исправлено или восстановлено до своего первозданного состояния,  что оно некогда было потеряно или искажено, и будет восстановлено или реформировано и что наступит время, когда это произойдёт. И таким образом мы видим что, время исправления или реформации было назначено. Здесь очень важно подчеркнуть, что речь идёт об исправлении, а не о замене. Поэтому мы и проповедуем о необходимости исправления поклонения и возврату к установленному Богом образу поклонения. Ибо что такое поклонение если не то, что мы должны почитать и уважать Бога, как Бога милостивого и бесконечно совершенного. Посредством поклонения мы исповедуем свою покорность, и доверие Тому, кто является нашим Богом во Христе.  Мы должны молится, и благодарить  Бога, читать Его слово, проповедовать и слушать проповедь, совершать Причастие и Крещение, и многое другое. Каждый из этих элементов является частью поклонения Богу, которое мы должны содержать в чистоте и не примешивать к нему свои добрые намерения.   
   Христос, будучи вторым Адамом, прославил Бога, как наш Поручитель и Ходатай и так же ещё и тем, что совершил работу, которую дал Ему Отец. Христос прославил Бога тем, что находится в присутствии Отца и ходатайствует за нас прилагая к верующим, посредством Своего Духа, искупление которое он приобрёл Своей кровью. (Тит.3:5-6). Христос реформировал поклонение Богу и все верующие которые соединены со Христом верой и которые находятся в Нём, поклоняются Богу приемлемым образом и это не по причине какого-либо достоинства в них самих, ибо они грешники, но по причине Христовой совершенной жертвы. И верующие должны прославлять Бога не только, в  поклонения, но так же и в своих сердцах, в своём поведении и каждодневном хождении среди других людей. Поэтому верующие должны наставлять других, следовать примеру Христа, поклоняясь в духе и истине.
     Мы так же должны стремиться к Богу, как Единому Источнику нашей радости и счастья, ибо Он является нашим главным благом и ничто наряду с Ним не может быть приемлемым для удовлетворения желаний бессмертной души человека. (Пс. 114:7; 143:5). Адам в состоянии невинности был способен наслаждаться дружбой и общением с Богом, ибо «Бог сотворил человека правым». Однако, в момент грехопадения, человек потерял эту способность и истинная дружба обратилась в истинную ненависть. Враждебность, распаляемая грехом, заполнила сердце человека и узурпировала место, принадлежащее Богу. Сердце человека заполонила тьма и поэтому страдания и несчастье пришли на место радости и счастья.
    В природном состоянии, человеческое сердце не способно наслаждаться общением с Богом и восстановление этой способности возможно только с пришествием Христа в сердце человека. Человек должен соединиться со Христом верой для того, чтобы наслаждаться общением с Богом. Человек, принимающий Христа верой уповает на Него, и в Нём на Бога, и от Его полноты получает «благодать на благодать» (Иоанн:1:16; Исайя 45:24). Ответственность верующего заключается в следовании учению его Бога. Верный Христу человек наслаждается Богом во всех установлениях Его поклонения, будь то общественном или частном, и именно в чтении и слушании Слова, таинствах, молитве, размышлении, посте, и благодарении.               
    В то время как наше прославление Бога и наслаждение Им в этой жизни является временным, мы ожидаем того времени, когда Он приведёт нас в небесный град, где мы увидим Его, как Он есть. Здесь на земле наша радость и наслаждение Им происходит посредством средств, однако, во славе всё это будет непосредственным, без использования каких-либо средств, так как и написано - «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан » (1Кор. 13:12)
    Прославление Бога является основной частью предназначения человека, и стоит перед наслаждением общением с Ним, потому, что Божье желание в прославлении Себя являлось причиной и основанием Его желания сотворить человека счастливым в общении с Ним. Поэтому Он сотворил нас для Своей славы, что так же является нашим предназначением и причиной и средством достижения этой радости. (Пс.49:23; Рим.11:26). Наше счастье в наслаждении Богом, является не только наиглавнейшей целью нашей жизни, но так же и сама слава Божия, стремясь к которой, мы наслаждаемся общением с Ним. (Пс.90:14). Наша радость в славе Божьей, является нашим основным предназначением, поэтому мы должны ставить славу Божью выше нашей радости и счастья, иначе наша радость будет не в Боге, но в нас самих. (Исайя 2:11
    Это наслаждение общением с Богом во времени, является предвкушением той радости, которая будет во славе, ибо наша радость в Нём является вечной. Мы, по причине нашей остаточной греховности не способны наслаждаться Им в должной степени, ибо наше счастье и радость омрачены грехом. Тем не менее, как наш Катехизис говорит нам: «В воскресении верующие, будучи воскрешены во славе, будут открыто признаны и оправданы в день суда, и получат совершенное благословение, в полноте радуясь Богом навеки» (Вопр.38). Потому что Он, являясь объектом нашей радости, так же является вечным Богом, и наша радость в Нём, не временная, как наше наслаждение общением с Ним во времени, но является вечной радостью и наслаждением вечным Богом. (Пс.48:14; Исайя 40:28).
    Подытоживая, мы должны поднять как знамя, слова Екклесиаста «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо». (Еккл.12:13). Не в наших силах исполнить совершенно Закон Божий, ибо мы грешники и наша способность не в нас но во Христе. Однако это наш долг и обязанность, прославлять Того, кто сотворил нас и не отдавать славы принадлежащей Ему, кому-нибудь ещё, потому что эта слава принадлежит Ему одному по праву. Наша вера и упование на Него, сделает нас счастливыми, так как соответствует возрожденной природе верующего и угождает Богу. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает » (Евр.11:6) Так давайте будем искать того, что угодно Ему. Давайте будем поклоняться Богу в духе и истине, то есть, так как Он предписал это делать. Мы можем рассмотреть пример Апостола Павла, который утверждал и защищал регулятивный принцип. И мы находим это в его послании к Колоссянам, во второй главе. Павел в этой главе объясняет Церкви в Колоссах, что именно включает в себя их свобода во Христе. Он говорит, что Христос «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». И это «рукописание» есть установления ветхозаветного поклонения. Здесь оно описано как «которое было против нас» и ещё в одном отрывке как «бремена тяжелые и неудобоносимые», и так же «служение смертоносным буквам». И те, кто настаивал на продолжении соблюдения этих установлений, как средство спасения, наполнили Колосскую Церковь, так же как и другие. Апостол Павел очень часто возражал против этого учения. Мы так же можем увидеть это и в проповеди Христа, когда Он обличал фарисеев. Апостол задаёт им весьма уместный вопрос в 20 стихе,  «итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений» (Кол.2:20) И это не конец предложения. Слова этого вводного предложения дают описание установлениям – «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся». И тогда он возвращается и даёт следующее описание «- по заповедям и учению человеческому». Первый стих этой главы проливает ещё больше света на то, что Павел думал в отношении поклонения Богу. «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Эти установления, которые Церковь в Колоссах должна была отвергнуть, возросли до «самовольного служения». Эти слова весьма важны для нашего понимания нашего основного предназначения. Я думаю, что стоит прочесть вам то, что сведущий и точный в определениях Мэтью Пул сказал в отношении этого словосочетания.
    «В самовольном служении, то есть в очевидном суеверии, или человеческой выдумке, или своевольной религии, более чем в божественных установлениях, как все древние, так и современные комментаторы интерпретируют эти слова, они не имеют позитивного смысла, но несут негативную характеристику, считая это словосочетание, а именно «самовольное служение» не относящихся к божественному поклонению, но более относящихся к человеческой своевольности и поклонению. Ибо хотя, охотное совершение тех актов поклонения, которые сам Бог повелел исполнять является необходимым и похвальным для Его народа, ибо по-другому к ним нельзя относиться, всё же когда воля человека, в противоположность воле Божьей, становиться главенствующей в поклонении Богу, по человеческому рассуждению и вымыслу, без Божьего повеления и одобрения, тогда такое «самовольное служение» является ненавистным для Бога, и чем больше оно становиться самовольным, тем больше оно становится ненавистным. Это в наивысшей степени справедливо, потому что это должно осуществляться не так как мы хотим и избираем, но только лишь тем путём каким Он желает и избирает, потому что мы должны поклонятся Ему приемлемым образом, что должно быть нашей великой заботой.
       Мы не можем и подумать о любом искреннем христианине, который бы взвесив все доказательства, гордо и самоуверенно отверг бы их в угоду своих собственных идолов и фантазий. Как опасно, игнорировать голос Божий в Писании! Как рискованно продолжать ходить в непослушании, когда путь истины нам четко указан. Всё это, именно то, чем множество людей занимается в Христианской Церкви. И мне кажется, что будет весьма приемлемым, подытожить наши размышления о Второй Заповеди завершающими словами Писания.
 «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр.22:18-20)