Фуга 17 - В блеске утренних лучей

Олег Луганцев
- Итак, кем бы ты хотела быть в прошлой жизни? – cпросила меня важная тётенька напротив. Мы сидели за столом – она, сотрудница Института планирования прошлого и я, выпускница школы, пришедшая получать обязательный для всех сертификат, что у меня оно было, это прошлое.





В моей голове введены колоссальные объёмы знаний, я говорю на тысячах языках, я могу спокойно претендовать на любое место в обществе – заниматься искусством, двигать науку, исследовать другие миры. Вот только… у меня до сих пор нет прошлого… как нет его ни у кого из нашего выпуска, обычного выпуска обычной школы.



Мои однокашники один за другим грузят в себя чью-то судьбу, выходят радостные, озарённые чьими-то эмоциями, снабжённые чьими-то характерами и предпочтениями... а я… как не раз говорил мой инструктор, не такая как все… потому что я до сих пор задаю вопросы… даже там, где всё ясно и прозрачно, из-за чего программа обучения неоднократно спотыкалась... как я ещё закончила школу!



- Я затрудняюсь, что бы вы мне могли предложить, - отвечаю я прямо в зеркальные очки, за которыми спрятаны её глаза.

- Всё зависит от того, чем ты увлечена сейчас, - ответила добрая тётенька, почему именно добрая, я ещё не понимаю, может быть, она прошла специальные курсы доброты? – Например, из вашей школы многие захотели считать себя в прошлом гениями живописи, - она листает на дисплее, вмонтированном в стол, личные дела… - Фиорентино, Пинтуриккио, Франчабиджо, Маргаритоне, Буонарроти… у вас что, в потоке, запланирован уклон в изобразительное искусство?



- Просто наш куратор увлёкся живописью, и, по-моему, картриджей с итальянскими мастерами было слишком много, - отвечаю я, пытаясь проникнуть взглядом сквозь очки сотрудницы.

- А, ну тогда понятно. В одном потоке одни Наполеоны, в другом все мнят себя не иначе, как Иисус Христос, а у вас, значит, исключительно живописцы… Подумать только, зачем нам в нашем настоящем столько живописцев? Кого из них тебе прописать в предки?



- Какой смысл мне повторять то, что было раньше? Только не живопись! – отказываюсь я от мастерства и такой реинкарнации.

- Твой куратор будет огорчён, - сказала она с некоторым нетерпением в жестах. – Что же тебя привлекает?



- Знаете… меня часто называли «почемучкой»…

- Вечные вопросы - кто виноват, что делать, и что стереть?Тогда я знаю, что тебе посоветовать. Посмотри на серию жизней русских писателей 19-го века – Достоевский, Гоголь, Толстой, Пушкин, Блок…



- Блока я бы всё-таки отнесла к двадцатому веку, - поправляю я.

- Ну конечно, хотя если строго судить по годам жизни, - ответила добрая сотрудница и прочитала:

В день холодный, в день осенний.
Я вернусь туда опять.
Вспомнить этот вздох весенний,
Прошлый образ увидать…



Она читала несколько скучно, но что можно ожидать на тысячном прочтении одной и той же фразы, которая услужливо застыла перед ней на дисплее?

- Итак, Блок. Чем не образец для осознания прошлого? – женщина потянулась за формуляром, чтобы заполнить и выдать мне для подгрузки судьбу поэта.



Но я остановила её жестом и прочитала:

Не отравляй души своей
Всегда угрюмым отрицаньем.
Видения былых скорбей
Буди, буди - воспоминаньем!

- Я вижу, вам сполна подгружали русскую литературу. Что ж… твой ответ я должна воспринимать, как отказ? – сотрудница смахнула стихи с дисплея, приготовившись искать дальше.



Я оглядываю обстановку и продолжаю диалог стихами Александра Блока:

Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.

- Это у нас институт – балаганчик? – она улыбнулась только губами, читая мои намёки. – Хорошо, пусть так. Но многим это просто необходимо, получить вместе с аттестатом загрузки и какие-то индивидуальные черты с опорой на прошлое. Впрочем, выбирай сама. Посмотри проспекты…



Стол передо мной ожил, превращаясь в экран, и я стала листать «прошлые жизни»… Итак… военные… отпадают, в 22-веке нам только войны не хватает! Политики… сплошная грязь… «мы все шестерёнки Великого Потока», как сказал Учитель, поэтому политикой пусть занимаются машины… Музыканты… нет, какой смысл менять гармонию мира на какофонию несовершенных звуков…

- И что мне даёт сертификат о прошлой жизни? – я задала очень глупый вопрос, все, даже маленькие дети, прекрасно знают об этом, но мне хотелось чем-то занять эту продвинутую во всех отношениях тётеньку, пока я листаю картинки.



- Разве вам не подключали модули соционики? – почти удивилась дама напротив, но поскольку в её прямые обязанности входит ответ на все вопросы соискателя прошлых жизней, она начала мне нудно пояснять. – Модуль «прошлая жизнь» необходим любому совершеннолетнему существу, чтобы раз и навсегда решить проблему осознания в настоящем. Раньше это называлось – Родина, родственники, корни, общность, коллектив, семья, друзья, а теперь… достаточно знать, кто ты была в прошлой жизни, и перед тобой раскрыты все двери соответственно твоему предназначению. Если ты была художницей, то ты станешь дизайнером уровней или художницей в любой фирме или государственной структуре.



Как сказал Учитель: «Без прошлого нет будущего», - продолжала она маленькую лекцию. - Этой цели и служит наш, как ты выразилась, балаганчик… когда-то в древние времена люди искали себя очень случайно, куда их занесёт судьба. Наш Институт помогает планировать будущее, опираясь на чей-то опыт, лишь стоит выбрать необходимый модуль, и ты подключаешься в продолжение той миссии, что была в ней.

- Только одной прошлой жизни? – я продолжала донимать её глупыми вопросами. - А если я хочу взять себе несколько… много… все прошлые жизни?



- И что, ты хочешь разрываться между желанием новых открытий в науке, попирающей религиозные догматы, а с другой стороны, готова подгрузить модуль духовного лидера, чтобы возглавлять религию, и подавлять ту же науку? Ты что, хочешь выбрать в прошлом судьбу сумасшедшей? – впервые в её голосе прорезалась нотка насмешки… или это тоже так смоделировано?

- А какую прошлую жизнь выбрали себе вы? – я долго готовила этот вопрос, и он застал тётеньку врасплох – она явно замешкалась. Или мне показалось?



- Сотрудники Института дают подписку о неразглашении своего прошлого, - строго ответила она. – Хотя для тебя намекну – ничего сверхоригинального, никаких великих имён.

- То есть вам понравилось быть серой мышью на чужих великих кораблях? – продолжала я допытывать её, пролистав до конца списка, и не найдя того, что мне нужно.



- Почему ты думаешь, что всем хочется быть великими, свергать правительства, творить эпические произведения? Может быть, моё предназначение просто встречать таких как ты и помогать им? – я чувствовала, что она была неискренней, эта женщина, но как рассмотреть за зеркалом очков её истинные чувства? Да и нужно ли мне это, узнавать степень её чувствования в стандартной ситуации?



- Знаете… я выбрала… прошу вас выдать мне сертификат прошлой жизни, - произнесла я обычную фразу процедуры оформления.

- Ну вот и молодец, - с облегчением вздохнула сотрудница. – Итак, что мы запишем в твой сертификат?

- Запишите, что у меня нет прошлой жизни, - решительно заявила я. - Буду жить в настоящем… сама… и не ссылаться на то, что было или чего не было у других.



- Просто сама? – женщина почему-то заволновалась… сняла с лица очки, и на меня взглянули печальные глаза, в которых всё прошлое знание мира, но ни одного своего действия. – И что же ты намерена делать?

- Я попробую сама построить свою жизнь… и отвечать только за себя… ошибаться… учиться… жить…



- Ну что ж… твой выбор. Как сказал Учитель: «Даже не имеющим выбора прошлого надо дать выбор в настоящем». Получи сертификат! - она протянула мне пластиковую карточку с моими учётными данными… я опустила глаза, прочитала в нужной графе:
«АР234С578 не имеет прошлых жизней. Специализация – универсальная».

- Только какой модуль мы тебе загрузим при выпуске? – это уже вопрос вдогонку, я уходила, размахивая карточкой, она же по инерции исполняла свой долг.



- Никакого! Я буду жить сама! – я улыбнулась этой печальной женщине и вышла из Института… впереди меня ждала новая жизнь… неизвестность… я ничего не могу скинуть на прошлое… сказать, что это моя миссия… я не буду встречаться с прежними врагами и друзьями… я всё сделаю сама! Огромный мир, близкие звёзды, неизведанные ощущения – всё это устремлялось в меня, и находило свой отклик, и я ещё сама не знала, что это будет, но я чувствовала, что всё это только моё:

То бесконечность пронесла
Над падшим духом ураганы.
То Вечно-Юная прошла
В неозаренные туманы.



И я, осознавая, что у меня нет ничего в прошлом, и всё только в будущем, и оно прекрасно, что бы там ни случилось, и это не зашифруешь в меня, не смоделируешь, не уложишь в картриджи, которыми нас пичкали в школе… я вдыхаю полной грудью воздух новизны и декламирую облакам:

Бежим, бежим, дитя свободы,
К родной стране!
Я верен голосу природы,
Будь верен мне!
Здесь недоступны неба своды
Сквозь дым и прах!
Бежим, бежим, дитя природы,
Простор - в полях!



Сотрудница, которая меня выпустила в мир, уже доложила о произошедшем, и к ней подошла старшая смены.

- Какая-то странная эта АР234С578, - пожаловалась на меня тетёнька, выдавшая мне чистый сертификат без прошлого. – Она не захотела грузить в себя модули… все выпускники только и мечтают, чтобы хвастать друг перед другом, как они реинкарнировали, кем они были в прошлой жизни… а эта… какая-то флуктуация… хочет жить с чистого листа.



- Да, - ответила старшая смены, непонимающе глядя, как я удаляюсь, широко раскинув руки, прыгая на дорожке, залитой светом Солнца, и напевая какой-то мой мотив, совсем не из прошлой жизни, песенку, которую мне подарил этот день. - Впервые вижу такое отклонение от программы. Значит, она хочет жить сама? Очень странное решение… для клона.

----------------------------------
иллюстрация -