Осторожно питьевая вода

Валерий Дмитриев
Проблема обеспечения доброкачественной питьевой водой
приобретает определяющее значение для здоровья населения Тверской области

Один из основных парадоксов нашей жизни заключается в том, что самое варварское отношение люди проявляют к тому минералу, который играет в их жизни решающую роль – к воде. Вода – самый используемый продукт среди пищевых и непищевых товаров, стратегический ресурс любого народа. Качество воды определяет здоровье населения, количество влияет на степень развития общества. От состояния водных ресурсов зависит решение всех наиболее актуальных экологических, продовольственных, энергетических, социальных и медико-биологических проблем.
Тверская область богата водными ресурсами. По водообеспеченности занимает первое место в Центральной России. В области более 800 рек, свыше 1700 озер. Однако хозяйственно-питьевое водоснабжение населения базируется в основном на использовании подземных вод – наиболее защищенном источнике. Их доля в общем балансе водоснабжения составляет 88 процентов, почти 500 тысяч кубометров в сутки.
Начало использования подземных вод для хозяйственно-питьевых нужд на тверской земле относится к 1894 году, когда были пробурены первые скважины для водоснабжения г. Твери. Областной центр и на сегодняшний день остается самым крупным водопотребителем. Все остальные районы, за исключением Бежецкого, Кашинского, Кимрского, Ржевского и Сонковского, также практически полностью обеспечиваются за счет эксплуатации подземных вод. В целом по районам удельное водопотребление колеблется от 40 до 550 литров в сутки на одного человека. Минимальное количество воды потребляется в Жарковском, Западнодвинском, Кесовогорском, Краснохолмском, Пеновском, Сандовском, Сонковском и Торопецком районах - 55-80 литров в сутки на человека при нормативных 210-230 литрах.
Среднее удельное водопотребление составляет примерно 250 литров в сутки на одного человека по городскому населению и 130 литров в сутки по сельскому населению. Для сравнения: в России среднее водопотребление превышает 300 литров в сутки на человека, но более чем в ста городах России вода населению подается по графику - 2 часа утром и несколько часов вечером.
Тверскую водичку пьют не только жители области. Такой же объём – один миллиард 200 миллионов кубометров тверских вод ежегодно забирает Москва. Забирать-то забирает, а платить, выполнять водоохранные мероприятия не торопится, задолженность составляет порядка 20 миллионов рублей в год. Справедливости ради надо отметить, что москвичи оказывают помощь в строительстве очистных сооружений в поселке Новозавидовский Конаковского района.
Общая потребность в воде по области в количестве одной тысячи кубометров в сутки сопоставима с разведанными запасами, однако они распределены по территории области крайне неравномерно. Полностью обеспечены разведанными запасами подземных вод с учетом перспективы развития города Тверь, Вышний Волочек, Конаково, Кашин, Калязин, Бологое, Нелидово, Зубцов, Старица, Кувшиново, Осташков, Торопец, Красный Холм, Удомля, Андреаполь, поселки Редкино и Спирово. Достаточно напряженное положение с водоснабжением населения сложилось в городе Ржеве. Из-за истощения подземных источников здесь вынуждены брать воду из Волги, хлорировать её повышенными дозами хлора, что не спасает от ежегодных вспышек дизентерии и гепатита.
В отдельных районах области в питьевой воде не хватает фтора. Более 70 процентов водопроводов подают воду с повышенным содержанием железа - до 2,5 – 5 миллиграммов на литр при норме не более 0,3 миллиграмма на литр. То есть практически все население области, использующее воду из подземных источников, получает ее с большим содержанием железа. Высокое содержание в питьевой воде солей железа создает трудности при использовании её в быту, подрывает здоровье. Такое положение сложилось в Твери, в городах Бологое, Калязин, Старица, Вышний Волочек. Станции обезжелезивания работают только в Лихославле и Удомле.
Зафиксированы случаи бактериального и химического загрязнения вод. В Твери (районы Мигалово, Элеватор) в водах выявлено наличие нефтепродуктов, они проникают с нефтебаз и из продуктопроводов.
В системе водоподготовки различных предприятий города Твери выявлены накопления естественных радионуклидов - радия-226 и продуктов его распада за счет их адсорбции фильтрующими материалами из водопроводной воды и осаждения внутри труб. Меры, предпринятые тверским «Водоканалом» по снижению содержания радионуклидов в водопроводной воде, не дали необходимых результатов. Нельзя забывать и о том, что на территории области действует Калининская атомная станция, ее влияние на водный режим в области также со знаком «минус». На повестку дня встает вопрос об обеспечении радиационной безопасности населения области.
Таким образом, качество природных подземных вод Тверской области далеко не по всем показателям отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Мало того, мы сами её портим, загрязняя водоисточники.
Давайте спросим себя – есть ли на Земле хоть один вид живых существ, которые жили бы в собственных отходах? Пожалуй, единственное исключение – люди. На берегах любой реки, озера или водохранилища находятся горы всевозможного хлама. Вспомните недавнее засушливое лето, когда непривычно обмелевшая Волга вдруг обнажила кошмарное содержимое своего дна: старые железные кровати, железобетонные плиты, автомобильные покрышки, а уж бутылок – не счесть. Что Волга - по всем тверским рекам горделиво плывут банки, пакеты, обрывки газет…
Колоссальным загрязнением водные источники «обязаны» некоторым руководителям промышленных и сельскохозяйственных предприятий, капитанам судов, «втихаря» сбрасывающим в реки и озера отработавшие воды. При этом горе - руководители не думают о тех, нередко катастрофических, последствиях и колоссальных убытках, которые наносятся природе, другим отраслям хозяйства и здоровью людей, в том числе и себе.
Но всё же главной причиной неудовлетворительного качества воды является значительная изношенность сетей, эксплуатационные сроки которых превышены более чем в три раза. Большинство действующих в области систем питьевого водоснабжения находятся в критическом состоянии. Их износ постоянно возрастает, что влечет частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводной воды нежелательными примесями: соединениями железа, песком, нефтепродуктами, микробиологическими загрязнениями. Каждый седьмой водопровод использует устаревшие технологии водоподготовки, не имеет обеззараживающих установок и необходимого комплекса очистных сооружений.
На плановую замену денег нет. Часто и самих планов нет – во многих населенных пунктах отсутствуют генеральные схемы развития водопроводов. Ремонтно-восстановительные работы проводятся как придется: прокладываются трубы несоответствующих диаметров, а значит недостаточной пропускной способности, что приводит к перепадам давлений в сетях, их порывам, подсосам загрязнений. Рост зарегистрированных аварий на водопроводных сетях области с 1997 по 1999 год составил 27 процентов. Практически ни в одном районе области нет службы по эксплуатации и ремонту сельских водопроводов.
Веерные отключения электроэнергии ведут к резким скачкам давления в водопроводных сетях и, как следствие, подсосам загрязнений. По этой причине в Нелидове и Бологом ухудшилось качество питьевой воды по микробиологическим показателям. Недавно в результате веерного отключения электроэнергии в Кимрах прекратили работать очистные сооружения, и сточные воды прямиком пошли в Волгу. Это вызвало увеличение в волжской воде содержания болезнетворных бактерий. Однако работы по выявлению, учету и контролю объектов загрязнения практически прекращены из-за отсутствия финансирования.
Сегодняшняя схема финансирования системы водоснабжения строится следующим образом: муниципальное предприятие «Водоканал» покупает и забирает воду из водоисточника, очищает ее и продает ее конечному потребителю, потребитель оплачивает воду в соответствии с тарифом, устанавливаемым специальной комиссией. Вода и услуги канализации отпускаются жилищно-коммунальными службами по ценам значительно ниже себестоимости. Однако повышение тарифов на воду сопряжено с низкими доходами населения, что исключает быстрое их приведение хотя бы к уровню себестоимости. Учитывая низкую платежеспособность населения, тарифы, как правило, не предусматривают финансирование нового строительства и реконструкцию действующих водопроводных объектов, мероприятий по улучшению качества питьевой воды. Эти средства изыскиваются из местных бюджетов, внебюджетных и привлеченных средств, что всегда было проблематичным, а сейчас - особенно. Можно ожидать, что тарифы на воду будут расти до уровня, обеспечивающего расширенное воспроизводство объектов водоснабжения, и составят в ближайшие годы 5-6 рублей за кубометр воды, из которых 25-30 процентов может направляться на инвестиции. Такой тариф вполне реалистичен с точки зрения возможностей оплаты населением (соответствует примерно стоимости 1 литра бензина).
Серьезным загрязнителем водных объектов области по-прежнему являются коммунальное хозяйство и промышленные предприятия, которыми сбрасывается примерно половина загрязненных сточных вод от их общего объема. Ежегодно происходит большое количество залповых аварийных сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты.
Все крупные города и рабочие поселки области имеют комплекс очистных сооружений. Около 88 процентов всех очищенных стоков поступает непосредственно в реку Волгу и ее притоки, остальная часть в реки Западная Двина, Мста и их притоки. Но в таких городах, как Торопец, Бологое, Бежецк, Вышний Волочек, Нелидово, очистные сооружения нуждаются в расширении и реконструкции. В Фирове, Красном Холме и Сонкове их нужно строить. Крайне острая ситуация с очистными сооружениями в поселке Новозавидовский Конаковского района. С постоянной перегрузкой работают очистные сооружения города Ржева. Остро стоит проблема очистки ливневых стоков с территорий населенных пунктов.
Загрязнение водных объектов – источников питьевого водоснабжения, при недостаточной барьерной роли действующих водоочистных сооружений, ухудшает качество питьевой воды и создает серьезную опасность для здоровья населения, обуславливает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями и гепатитом. Отставание России от развитых стран по средней продолжительности жизни населения, повышенная смертность (особенно детская) в определенной степени происходят и по этой причине.
Неразумное, а подчас и варварское расходование воды происходит в быту. Много воды утекает в домах из-за неисправности туалетных бачков и кранов. Необходимо еще раз подчеркнуть, что вода и услуги канализации отпускаются жилищно-коммунальными службами по ценам значительно ниже себестоимости. Однако повышение тарифов на воду сопряжено с низкими доходами населения, что исключает быстрое приведение их хотя бы к уровню себестоимости. Поэтому сокращение потерь воды в жилищном фонде является вполне реальной и достижимой задачей. Сравнительный анализ уровня водопотребления в городах России и ряда стран Европы и Америки показывает, что удельные расходы воды в жилом фонде в нашей стране в 2-3 раза выше, чем за рубежом. Это обусловлено не только неудовлетворительным состоянием внутренних систем водоснабжения и низким качеством эксплуатации, но и отсутствием механизмов материальной заинтересованности населения в экономии воды и сокращении ее потерь. Широкое применение индивидуальных квартирных водосчетчиков должно дать немалый эффект в деле сокращения потерь и экономии воды. Но в настоящее время их использование сдерживается целым рядом причин. Это опять же низкие тарифы на воду, не стимулирующие население на установку водосчетчиков, плюс сложность их установки в старом жилом фонде. К тому же отсутствует механизм расчета за воду при использовании индивидуальных водосчетчиков. Прямо заколдованный круг.
Несомненно одно - внедрение указанных технических средств в совокупности с автоматическим контролем водопотребления и напоров в системах внутреннего водоснабжения в жилом фонде позволит обеспечить устойчивое снабжение водой населения и довести уровень удельного водопотребления до разумных пределов.
Решение проблемы обеспечения безопасности питьевого водоснабжения требует комплексного подхода, совместных усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти. С 1999 года в рамках утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции Федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» обеспечивается реализация первоочередных мероприятий, направленных на улучшение питьевого водообеспечения: до 2010 года обеспечить бесперебойное снабжение населения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов России питьевой водой, соответствующей нормативным требованиям качества и количества. На 20-30 % сократить удельное водопотребление в жилищно-коммунальном комплексе (за счет снижения нерациональных расходов), уменьшить поступление неочищенных сточных вод в водные объекты – источники питьевого водоснабжения.
Для снабжения населения Тверской области доброкачественной водой также было бы целесообразно подготовить и реализовать областную целевую программу «Обеспечение водоснабжения населения Тверской области до 2005 года», которая решала бы задачу комплексного государственного регулирования проблемы питьевого водоснабжения. Реализуя такую программу, можно достичь оптимальных параметров водоподготовки, эффективной работы систем очистки воды и ее обеззараживания, внедрения прогрессивных технологий и оборудования. При этом важно обеспечить также социально-гигиенический мониторинг состояния качества питьевой воды и здоровья населения. Возможно, полезным было бы принятие областного закона «О питьевом водоснабжении в Тверской области».
Опыт других регионов свидетельствует, что эффективное решение проблемы может быть достигнуто только на базе комплексного подхода с использованием нормативно-правового регулирования, охватывающего все стороны контроля качества воды, ее очистки и обеззараживания. Приоритетными направлениями должны быть замена сетей, приборный контроль водопотребления и оптимальные тарифы.
Это в идеале. Надо честно признаться, в современных экономических условиях задача централизованной очистки воды от загрязнений достаточно сложна и решена будет не скоро.
В этих условиях единственный выход для потребителей - локальная доочистка воды, поступающей из распределительной сети централизованного водоснабжения в квартиру, подъезд, дом, на предприятие. Фильтры локальной очистки могут удалять из воды как нерастворимые механические примеси, так и растворимые в воде вредные вещества (активный хлор, нефтепродукты и прочие).
Есть и другой выход – потребление чистой питьевой воды, расфасованной в емкости. Главный государственный санитарный врач по Тверской области рекомендует руководителям органов исполнительной власти принять меры по организации производства и продажи населению природной бутылированной воды с оптимальным содержанием биогенных элементов. Необходимость их восполнения основывается на данных института питания РАМН, в соответствии с которыми недостаток поступления биогенных элементов с пищевыми продуктами составляет: по кальцию – 30-40 процентов; по йоду – 80 процентов; по селену – 80-100 процентов.
И хотя количество фирм, производящих питьевую воду для населения области, постоянно увеличивается, а география их расширяется (сейчас такая вода производится в Андреаполе, Старице, Кашине, Твери, Нелидове, Красном Холме, Конакове) возможности для такого бизнеса практически безграничны. Если предпринимательские структуры проявят интерес к этому, без сомнения, перспективному делу, в выигрыше будут все: и предприниматели, и население. Однако, у нас до сих пор нет системы сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом снабжении. Нет и нормативных документов, регламентирующих требования к составу питьевой бутылированной воды. Само понятие «питьевая вода» нормативно-правовыми актами не установлено.
Появление в большом количестве различных типов пластиковой тары неизбежно повлечет за собой проблему ее утилизации и загрязнения окружающей среды. Вывод можно сделать такой - необходимо срочное принятие ГОСТа «Питьевая вода, расфасованная в емкости. Общие технические условия», который бы установил условия производства, хранения, транспортировки, качество тары. Все это нужно для того, чтобы расфасованная в емкости питьевая вода была не только вкусной, но и безвредной. По прогнозам ученых при сохранении нынешней экономической ситуации через 10-15 лет около 20 процентов населения перейдет на употребление бутылированной или специально доочищенной воды, остальные люди будут пить воду, не отвечающую санитарным нормам. Таков мрачный сценарий будущего водопотребления.
XXI век, в который мы входим, требует нового мышления. Времена, когда вода была практически бесплатна, когда к ней относились чисто потребительски, безвозвратно ушли в прошлое. Бездумная трата воды, захламление речных долин, сбрасывание нечистот в воду - чудовищная дикость "цивилизованного общества". И если мы всем миром в самое ближайшее время не поймем этого, то эта дикость покончит с нашей цивилизацией. Каждый должен быть ответственен за настоящее и будущее нашего общего дома - Земли. Одними экономическими, юридическими и техническими мероприятиями проблему воды решить полностью не удастся. Формирование разумного отношения к рациональному использованию и охране водных ресурсов должно стать повседневной заботой всех нас – ныне живущих, во имя нашей жизни и жизни грядущих поколений.

«Тверские ведомости», 2000