Если вы обнаружили свои тексты на другом сайте

Хатори Ханзо
         
    Принимаюсь за очередной «кулинарный рецепт».
    Вот такая проблема. Для многих актуальная. Разместили вы преспокойно на Прозе.Ру своё произведение, а потом вдруг, полюбопытствовав, набрали в поисковике его название. И что же? Оказывается, оно, помимо Прозы.Ру, может найтись где угодно. Даже если вы сами знаете, что не шибко гениальны.
    Ну, ладно ещё разместили ваш текст, указав при этом все необходимые атрибуты, указывающие на ваше авторство, то есть «© Иван Иванов, 2010». Тогда всё нормально, и даже есть чем гордится – вас сочли классиком при жизни.
    Но чаще всего, помимо самой копии вашего произведения, не указывается вообще ничего. Ни источника, ни года публикации. Ни даже вашего имени. Обидно, правда?
    Так, может, так и надо? Может, так и оставить? Что я могу сделать, возможно, подумаете вы.
    Оказывается, эта проблема решаема. Вот что предлагает экспертная система Прозы.Ру:

    «Перепечатка Ваших произведений без Вашего согласия является нарушением Ваших авторских прав. Более подробно Вы сможете узнать об этом в нашем правовом разделе: http://www.proza.ru/about/pravo/ Вам следует обратиться к администратору того сайта и потребовать устранить нарушение. Информацию об администраторе домена Вы сможете найти через Whois-сервис: http://www.nic.ru/whois/ Если нарушение не будет устранено, то можно обращаться в суд. В соответствии с законом, инициатором разбирательства в отношении авторских прав выступает автор, чьи права нарушены».

    Хорошо. Примем к сведению и разберём всё по порядку.


    Для начала давайте выясним, какие права, согласно ГК РФ, имеет автор.
    Начнём с личных неимущественных прав автора, которые являются неотъемлемыми, в отличие от исключительных прав, которые можно передавать по договору. Они возникают вместе с самим фактом создания произведения, поэтому специально регистрировать их не нужно (тем более, что на Прозе.Ру при публикации на каждое произведение создаётся специальное Свидетельство, подтверждающее ваше авторство, которое при желании можно распечатать, и которое может служить полноценным доказательством в суде).
    Перечислю эти права:

1. Право авторства – это право признаваться автором произведения (п. 1 ст. 1265 ГК).

2. Право автора на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (п. 1 ст. 1265 ГК).

    Это право позволяет автору ТРЕБОВАТЬ, чтобы:
    - его имя указывалось при любом использовании произведения;
    - использование произведения осуществлялось с указанием определённого автором псевдонима;
    - использование произведения осуществлялось анонимно, без указания имени автора.

    3. Право на неприкосновенность произведения. Согласно п. 1 ст. 1266 ГК, не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
    
    4. Право на обнародование произведения - то есть это право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (п. 1 ст. 1268 ГК).

    Обнародование произведения – это осуществление С СОГЛАСИЯ АВТОРА любого действия, благодаря которому произведение ВПЕРВЫЕ становится доступным для публики.

    5. Право на отзыв – согласно п. 1 ст. 1269 ГК, автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

    На данном сайте это делается просто – путём удаления уже размещённого произведения (поскольку это делалось на безвозмездной основе, никаких убытков возмещать не надо).


    Что касается имущественных (исключительных) прав, то это, согласно п. 2 ст. 1270 ГК, действия, рассматриваемые в качестве использования произведения:

    1. Воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением (кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения).
    То есть сюда относится и копирование в память и ЭВМ. Без вашего согласия воспроизведение не допускается.


    2. Распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.
    Также сюда относятся случаи передачи экземпляра произведения на каком-либо материальном носителе.

    3. Публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения… в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

    4. Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения.
    Имеется в виду импорт произведения на каких-либо материальных носителях, а не передачу по кабелю или сетям вещания.

    5. Прокат оригинала или экземпляра произведения.

    6. Публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

    7. Сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

    8. Сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции).

    9. Перевод или другая переработка произведения.
    Переработка произведения - это создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).   

    10. Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

    11. Доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
    Здесь имеется в виду в том числе и размещение произведения в сети Интернет с возможностью его последующего скачивания.


    Не думаю, что целесообразно говорить о нарушении имущественных правах в Интернете, поскольку, как правило, нарушаются именно личные неимущественные права, но всё-таки среди рассматриваемых мною нарушений отведу первый пункт именно разъяснению одного из них.

    Перед этим, однако, хочу указать, что, согласно ГК, допускается возможность свободного (без согласия авторов или правообладателей), воспроизведение произведений гражданами (то есть физическими лицами) В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ (ст. 1273 ГК).
    Такие случаи устанавливает п. 1 ст. 1274 ГК. Вкратце они касаются цитирования произведений в объёме, оправданном целью цитирования, или их отрывков. При желании с этой статьёй можно ознакомиться в разделе «Правовая информация».


    Итак, о возможных нарушениях авторских прав, связанных с размещением ваших произведений в Интернете помимо вашей воли:

    1. Вы нашли своё произведение на одном из платных сайтов.
    Существуют сайты, на которых доступ к произведениям осуществляется за плату. Если вы увидели своё произведение на одном из таких сайтов, вы должны немедленно сообщить администратору платного сайта о том, что ваше произведение неправомерно «выставлено на продажу» посторонним лицом. Если за его использование нарушитель уже получил деньги (как правило, через систему «Электронные деньги»), вы вправе потребовать перевода этих денег вам как законному правообладателю. В любом случае вы должны требовать снятия произведения с таких «торгов» (удаления с сайта) и применения к нарушителю санкций (обычно это штраф через ту же систему «Электронные деньги»).

    Со мной происходили подобные случаи. Я обнаружил на одном из платных сайтов мой перевод одной англоязычной книги, размещённый для личного ознакомления. Разместило его на сайте совершенно постороннее лицо. Тонкость заключается в том, что все права на само произведение принадлежат иностранному издательству, и если бы представители издательства узнали, что некое лицо получает прибыль за перевод этого произведения, последовал бы крупный штраф.
    Я обратился с письмом в администрацию, пояснив всю ситуацию. Мне задали резонный вопрос: а каким образом, собственно, произведение оказалось у этого постороннего лица. Я ответил, что произведение находилось в свободном доступе на Прозе.Ру с грифом «для личного ознакомления» и, видимо, данное лицо решило скопировать произведение и заняться предпринимательством, хотя разрешение на подобную деятельность отсутствовало. Но, поскольку речь шла об имущественном ущербе крупному иностранному издательству, администратор сайта без разговоров снял произведение с торгов и заблокировал «продавца».
    В другом похожем случае мои просьбы тоже были мгновенно удовлетворены. Это связано с возможными убытками, которые могло бы понести издательство. Ко всему прочему я обратился с письмом к самой нарушительнице, на что получил ответ, полный удивления и недоумения: вообще-то, ко мне это произведение пришло по e-mail-рассылке, и я думала, что оно ничейное, ведь автор произведения умер.
    Забавная штука, подумал я. Ни об авторских правах, ни о существовании наследников и переводчиков, ни об имущественных правах иностранного издательства такие люди не имеют никакого представления. Остаётся только догадываться, сколько подобные «предприниматели» зарабатывают на таких рассылках.
    Хотя, предполагаю, всё было бы не так однозначно, будь это обычное, непереводное произведение. Но это так, информация к размышлению.

    2. Вы нашли своё произведение на другом сайте, где оно размещено с указанием всех необходимых реквизитов, то есть знака копирайта, ваших имени и фамилии, а также источника опубликования (Проза.Ру).
    В принципе, вы имеете право требовать убрать своё произведение с данного сайта путём написания письма администрации сайта, сославшись на то, что вы не давали согласия на размещение на их сайте своего произведения. Но, если вы указаны в качестве автора, это можно счесть неплохой рекламой вашего творчества. Выбор за вами.

    Я в таких случаях, конечно, никуда не обращаюсь и ничего не требую. Однако ко мне обращались всего ОДИН раз с просьбой о разрешении разместить произведение на одном из сайтов. Но надо знать о том, что право запретить публикацию есть.


    3. Вы обнаружили текст своего произведения на другом сайте с указанием вас в качестве автора, но со внесёнными в текст изменениями.
    Встречается такое не очень часто, в основном, в блогах, поскольку скопировавшему ваш текст наверняка не захочется сидеть над ним и урезать лишние абзацы. В этом случае вы вправе обратиться к самому блоггеру и требовать устранения нарушений. Если он откажется – а такое более чем возможно, вас могут даже послать в известном направлении – пишите в администрацию сайта, на котором разместили ваше произведение. Вы имеете право защищать свой текст от всяких искажений и исправлений.

    Со своей стороны добавлю, что пару раз сталкивался с этим. В текст одного моего перевода известной песни один блоггер внёс незначительные изменения, которые, тем не менее, совершенно искажали смысл всего текста. Я подписал комментарий – вы, мол, исказили смысл. Он ответил: я отредактировал, написано же – редакция моя. Так нельзя, перевод-то мой - погрозил я пальцем, сославшись на законодательство. Тот ничего не понял – почему это он должен что-то исправлять. Потом всё-таки исправил, чтобы не связываться.

    4. Вы обнаружили текст своего произведения на другом сайте без указания автора.
    Такое тоже довольно часто случается в блогах. Блоггеру понравилось увиденное где-то произведение, он копирует его и вставляет в свой блог. При этом он якобы не знает, кто его автор. При этом часто посетители и друзья этого блоггера считают, что это произведение написал он сам. Иногда это делается сознательно.
    В этом случае надо писать нарушителю и, доказав своё авторство (поставив, например, ссылку), потребовать устранить нарушение:
    - удалить ваше произведение;
    - указать вас в качестве автора;
    - поставить ссылку на ваше произведение.
    Если нарушитель откажется (такое вовсе не редкость!), пишите в администрацию, но не думайте, что в этом случае всё пройдёт гладко и замечательно. Удивительно, но факт.

    Тут есть ещё такая особенность: в Интернете принято использовать чужие цитаты путём использования знака копирайта - ©. С точки зрения юриста это ставит всё с ног на голову, поскольку знак охраны авторского права повествует о том, что данное лицо является правообладателем произведения, то есть предполагается, что тот, кто приводит цитату, является её автором.
    Вот, например: я нашёл в одном блоге свой рассказ – в начале и в конце рассказа стоял знак ©, никакого указания на моё авторство не было. Я написал в комментариях – вообще-то, автор – я, вот ссылка. Не поставили бы вы, пожалуйста, меня в качестве автора, а эту ссылку – в качестве источника?
    Знаете, что мне ответила юная особа? Она стёрла мой комментарий и без зазрения совести написала: ха-ха, мне плевать, кто автор. Рассказ мне понравился, всё так и оставлю, а знак © и означает – «стырено»!!!
    На такую наглость я не отреагировать не мог. Написал в администрацию сайта, объяснил ситуацию, дал ссылку на размещённое на Прозе.Ру произведение. Мало того, говорю, что меня не указала в качестве автора, так ещё и знак копирайта поставила. А знак копирайта может ставить только автор, и только возле своего произведения. Требую удалить произведение или указать меня в качестве автора.
    Я очень удивился, получив ответ: обычно так оформляется цитата. Девушка скопировала понравившийся рассказ, она не знает, откуда, и поставила копирайт, чтобы подчеркнуть, что рассказ не её.
    Я возразил: это же не цитата, а рассказ на пять листов, что за детский сад? Я доказал своё авторство, привёл ссылку – обяжите её, пожалуйста, удалить рассказ или поставить ссылку на Прозу.Ру, поскольку он больше нигде не публиковался, а там я довольно крупными буквами значусь автором. В любом случае я оповестил, что автор – я, пусть ставит, как положено.
    Мне ответили: а что вы скандалите? Она ничего не нарушила, вам что, заняться нечем? Ну, не знала она, кто автор, пусть всё остаётся так.
    Я-таки ответил, что это не цитата, и знак копирайта состоит из трёх элементов, а я, как автор, вправе требовать нарушения своих прав. Меня в корректной форме послали довольно далеко – не мешайте работать, мол, что, заняться нечем, кроме как свои права защищать?
    На следующий день мне сообщили письмом, что поставили ссылку на источник. В качестве автора меня не указали, а комментарий девочки про «ха-ха, стырено» оставили на прежнем месте.
    Если бы я знал, что Экспертная система Прозы.Ру посодействовала бы мне в создавшейся ситуации, всё было бы гораздо проще. Меня лишь удивила несговорчивость администрации того сайта.
    Было и ещё несколько похожих случаев: решил поискать через «ВКонтакте» один свой рассказ. Нашёл у четырёх разных авторов. Только одна адекватная особа сказала: ой, простите, я не знала, что это ваше. Я укажу, и вы, кстати, здорово пишете. Вторая возмутилась – а что я не могу понравившийся рассказ у себя в записках размещать? Где хочу, там и размещаю, тем более, в своих записках имею право размещать всё, что угодно. Я говорю: да, а указание на автора где? Это ваш, что ли, рассказ? Она: а я не знаю, чей, мне просто понравилось, значит, моё. Ну, я перечислил все те права, которые она нарушила, и та всё стёрла.
    Вот так всё неоднозначно. Хотя в законодательстве всё очень здорово написано, как-то всё не очень хорошо исполняется. Нарушители вовсе не спешат устранять нарушения, даже спорят. Администрация сайтов тоже часто не встаёт на защиту нарушенных прав авторов, так что одна надежда – на Экспертную службу Прозы.Ру.

    5. Вы обнаружили своё произведение на другом сайте с указанием другого лица в качестве автора.
    Всё понятно – это плагиат, то есть присвоение авторства. За плагиат наступает не только гражданско-правовая, но и административная, а также уголовная ответственность (если причинён крупный ущёрб – то есть если ваше произведение с чужим авторством было распечатано и продано большим тиражом).
    Алгоритм действий тот же – обращаетесь к нарушителю с доказательством своего авторства и требуете устранить нарушения – удалить или исправить автора. Если вас посылают (а, вероятнее всего, так и будет), пишите администрации сайта. Думаю, доказательства вашего авторства будет вполне достаточно, поскольку Свидетельство с Прозы.Ру является, напоминаю, полноценным доказательством, и администрация сайта устранит нарушения. Если нет – выходом будет обращение в Экспертную систему Прозы.Ру.
    Если конфликт не решён, вы имеете право обращаться в суд (но это – самый крайний случай) – материальный ущерб вы, конечно, вряд ли понесли (если только произведение не издали книгой под чужим именем), а моральный возместить вам могут. Но, сколько бы вы не указали миллионов, возместят вам мало. В любом случае, готовьте доказательства – традиционно моральный ущерб доказывают, к примеру, чеки на лекарства, расходы на лечение и тому подобное – почитайте практику, в общем.
    Итак, в ваших руках инструментарий, а как действовать в таких ситуациях, решать вам.