Апофеоз прагматизма

Гаруда Роман
«Если вы хотите быть эгоистами, то пускай ваш эгоизм будет разумным».
                Его Святейшество Далай-лама 14й.



В этом, весьма поверхностном очерке, я попытаюсь, (насколько хватит моего скромного понимания), затронуть то, что неизменно прибывает в глубинах нашего сознания, а именно – извечный вопрос о смысле жизни.

Даже самого мимолетного взгляда, брошенного на эту статью, хватит, чтобы понять, что стержнем моих рассуждений стали выводы различных восточных традиций. Они являются, если угодно, их сублимацией. Приходиться признать, что европейская мысль, (особенно в данном контексте), сильно уступает своей азиатской сестре. К этому можно относиться по-разному, но таково положение вещей. Я воздержусь от пропаганды своих религиозных воззрений, и, чтобы примирить этих двух, казалось бы, непримиримых «сестричек», ограничусь общечеловеческими ценностями, которые присутствуют в них обоих. И так, поехали…

Моя статья называется «Апофеоз прагматизма» - не случайно, ибо в чем, но в прагматизме, европейская мысль преуспела гораздо сильнее азиатской. Мы окружили себя удобствами, провели информационные коммуникации в  каждый дом и теперь весь мир перед нами как на ладони. Мы летали на Луну, и полетим, в скором будущем, на Марс. Мы заглянули в самые отдаленные пределы вселенной, но если вдуматься, все это, увы, бесполезно, поскольку там мы не найдем ответа на главный вопрос, и он не лежит где-то вовне нас…

Это длинное вступление, необходимо было для того, чтобы подвести читателя к аксиоме, которая послужит фундаментом, а так же стройности этого очерка. И аксиома эта гласит – все мы желаем счастья и не желаем страданий. Эти чаяния, лежат в самой основе всех наших поступков и объединяют всех существ, от вселенского монарха до маленького насекомого. Сомневаюсь, что кто-либо сможет опровергнуть это. И так, можно лететь куда угодно, окружать себя какими угодно удобствами, но если находящийся в центре этого человек несчастен, все эти достижения являются абсолютно бесполезными…
 
Западное мировоззрение принимает за основу счастья понятие о материальном благосостояние. Нас учат этому в школе, нам денно и нощно твердят об этом с экранов телевизоров. Это безостановочное жужжание о богатстве  и внешней красоте, как о синонимах смысла жизни, в своей механичности дает повод полагать, что эта систематизированная иллюзия кем-то выстроена. Но целью этой статьи, не является попытка раскрытия мирового заговора. Я просто пытаюсь разобраться в том, что доступно…

Итак, самым сокровенным желанием всех живущих является - желание счастья и не желание страданий, и первое, полагаю, естественным образом поглощает второе. Укрепившись в этом, логичным будет следующий вопрос: «Что скрывается под определением «счастье»? Его наличие обусловлено каким-то одним фактором или совокупностью нескольких?».
 
Давайте попробуем начать с того, чем многие из нас озабоченны большую часть времени, а именно – своим благосостоянием. Не нужно быть слишком проницательным, чтобы понять, что материальные блага не несут долгосрочного состояния счастья, а скорее, являются поводом для беспокойства. Полагаю, лучшим образом это могут подтвердить те из нас, кто этими благами обладает в полной мере. Ибо деньги и чувственные удовольствия, которые они с собой приносят, обладают статичностью, они не способны обновляться коренным образом, меняются только лишь их внешние вариации. И с приходом  пресыщения, счастье исчезает, словно приятный сон с наступлением утра, а это, ни что иное, как тонкий вид страдания. Если говорить иначе - чувственные удовольствия, по причине описанной мной выше, это - мираж, не только не способный приблизить нас к цели наших извечных поисков, но, скорее, уводящий нас в сторону от нее.

Ирония заключается в том, что осознать это, в большинстве случаев, можно только тогда, когда пресыщение, наконец, достигается. Многие из нас не способны обойти «грабли» стороной. Но случались и исключения, дающие нам почву для размышлений и вдохновенные силы на поиски правды. Эти уникальные люди изначально были окружены всем самым лучшим из материального мира. Они обладали огромным богатством и прекрасными женщинами. Но сознание этих людей было настолько чистым, что в какой-то момент, подчиняясь, словно слышному лишь им одним зову истины, они оставляли все и уходили вслед за ним. Самыми яркими представителями подобных людей, на мой взгляд, являются Будда Шакьямуни с Востока, и Святой Франциск с Запада. Разве их пример не бесспорное доказательство тщетности погони за материальными благами?
   
Итак, при помощи не сложных рассуждений, мы пришли к выводу, что самым сокровенным человеческим желанием является – обретение счастья. Подобным образом, мы выяснили, что материальное благосостояние не может нам его принести, поскольку этому противодействует пресыщение. И это характерно для всех материальных или статических факторов.
 
В таком случае затронем противоположную сферу бытия – духовность. Хотя лично я считаю, что разделение духовности и материализма один из аспектов иллюзии, но эта тема не является темой настоящего очерка, поэтому вновь отошлю Вас к названию статьи, из которого следует, что материализм, (а прагматичность неразрывно с ним связана), может стать ступенью для шага в духовность. На основании этого вывода смею предположить, что в будущем, когда мир, наконец, пресытиться, его ожидает немыслимый всплеск духовности. Мне зрятся первые признаки этого всплеска в беспрецедентном увлечении запада восточными эзотерическими учениями. Но обо всем по порядку…
 
Что же является основой духовности? Ответ прост – любовь. Является ли любовь фактором способствующим обретению счастья? Несомненно!

Чтоб не быть голословным, я сравню двух полярно разных представителей общества: человека обладающего материальными благами, или попросту – богача, и человека таковыми благами не обладающего, то есть – бедняка. Вряд ли кто-нибудь оспорит, что богатый человек, не смотря на всю его власть, деньги и высокое положение в обществе, может быть крайне несчастен. И напротив, бедняк обеспеченный лишь необходимым минимумом, позволяющим ему лишь поддерживать свое существование, но искренне любящий, будет ощущать ни с чем несравненное счастье.
 
Почему? Да потому, что такова реальность. Неважно кто мы: богач или бедняк, теист, не теист или атеист, виртуоз игры на скрипке или оператор бетоноукладчика - все мы, явно или скрыто, желаем любви. И многие, не без оснований, с ней связываем свое счастье.
 
Но может ли любовь пребывать в нас на протяжении всей нашей жизни? Иначе если это чувство подлежит более быстрому, чем наше тело распаду, она является не чем иным, как еще одной причиной для страдания, только более тонкой, чем явные причины, такие как физическая боль, например. И что это вообще за субстанция такая – любовь? В этом, весьма непростом  вопросе, я попытаюсь разобраться в продолжение статьи «Апофеоз   прагматизма», которая будет называться очень просто - «Любовь».               
 
продолжение на: http://www.proza.ru/2010/02/08/779