Ананасы в шампанском

Лёха Казанцев
В конце Декабря 1979 года в городе Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, было холоднее чем в Якутии. Лютый мороз всосал побледневший спирт в самый низ градусника, туда, где температурные показатели приближались к минус 40 градусной отметке. Над городом повисла ледяная мгла. Порывистый ветерок выдувал из глаз слезу, отчего ресницы слипались а сопли застывали белесыми сосульками. Руки коченели внутри варежек и карманов, ноги дубели в многослойных штанах и валенках. Пар от дыхания, покрывал инеем шарфы, намотанные на лица окоченелых горожан. Транспорт зигзагами ползал по улицам, с трудом пробираясь сквозь торосы. Сугробоуборочная техника посинев от холода пряталась в гаражах и сараях, подальше от заносов и лавин. Даже светофоры мигали не обычными ровными импульсами а мелкой дрожью, как бы постукивая лампочками по стеклу.

Но праздник дело святое и отменять его никто не собирался, ни при каких обстоятельствах. Мы с одноклассниками смогли бы отменить празднование только в случае ядерной войны, да и то не на долго. Созвонившись с друзьями, решили собраться 31 числа утром в квартире Ленки Моргуновой. Её мать с отчимом уходили в гости и трешка на ул. Белинского была в нашем распоряжении до следующего дня. Ленка, так же как и я, после восьмого класса покинула школу и ушла в Консерваторию, а я записался в Художественное Училище где продолжал учебу сочетая её с рисунком и живописью. Бывшие одноклассники Леха Зотиков и Серёга Малахов продолжали мусолить парты в гимназии №13. Других участников этого события уже не помню.

В те времена, важным условием любой вечеринки была музыка. Казалось совершенно необходимым сидеть в комнате и бухать под громкую зарубежную рок музыку. Даже на дачу ездили с тяжеленным «Маяком» или «Юпитером» в рюкзаке. А дома у Ленки был хороший бобинный магнитофон и роскошная коллекция записей джаза и рока. Под такую музыку хотелось приготовить нечто особенное, помимо салата оливье и пельменей. Мы с Серегой отправились на промысел за едой и напитками. Розовое Шампанское Помпадур, Румынского производства случайно купили в ЦГ ( центральный гастроном). В те времена, даже обычное Советское было дефицитом, а уж розовое так вообще казалось чем-то запредельно роскошным, как будто из Голливуда или Французской Ривьеры. Возникла крамольная мысль – соединить розовое шампанское и ананасы! Ананасы в шампанском – это так офигительно и необычно…для Урала. И тогда окончательно решили, что ананасы в шампанском будут именно тем ключевым блюдом, которое удивит всех и позволит запомнить это событие на долгие годы.

Но вот с ананасами вышла лажа. Свежих нигде не было, ни на рынке ни в овощных палатках, где грязные от моркови продавщицы смотрели на нас как на инопланетян, когда мы вежливо спрашивали про обычный вроде бы фрукт – ананас. Некоторые, даже бросали в нас нечищеные картофелины в ответ на мирные предложения и намёки, в получении запретного плода в обмен на дешёвый шоколад. В конце концов, с большим трудом нашли две банки консервированного ананасного компота. Все лучше, чем ничего. Запрятали их в закрома и успокоились.
В самый канун праздника, в Ленкиной квартире всё было так же, как и во всех остальных домах СССР. 31 декабря вся страна готовит салаты, режет хлеб и колбасу, достаёт шпроты и майонез. Некоторые ставят на стол икру и ветчину, а кто-то бычки в томате. Телевизор бубнит об успехах и обещает процветание, магнитофон старательно воспроизводит Манфреда Манна и его банду. Девчонки хлопочут на кухне а парни помогают освободить бутылки от излишков жидкости. Вот уже и накрыт стол, как и полагается, он стоит между мебельной стенкой и диваном, больше в комнате ничего не помещается. В углу, возле балкона заставленного бутылками, торчит огромный черно-белый телевизор. На стене, над диваном ковер с имитацией туркменского узора. Ёлочка, украшенная стеклянными шариками и картонными игрушками, стоит в другом углу возле балкона. Она нервно подмигивает тусклыми лампочками и вяло посыпает пол хвоинками.

Стол сверкает солеными помидорами, свечами, тазами с оливье, и разноцветными рюмками. Экзотический десерт припасён на самый важный момент. Ананасы в шампанском появятся под бой курантов, до которых остаётся совсем немного времени. Приготовив бокалы под десерт и хлопушки для спецэффекта, затаились в предвкушении знаменательного события. И вот часы пробили полночь, в экране выросли часы на Спасской башне и охлажденное вино струёй полилось в таз с компотом… Ура! Ба-бах! Настал торжественный момент, и мы бокалами черпаем шипучее вино с кусками ананасов и конфетти. Жуя запретные плоды, мы запивали их раствором кислого сиропа с Венгерским Помпадуром…Ну что сказать, противно и невкусно
– ни то, ни сё. Ни в бровь ни в Красную армию. Эффект ожидания был намного слаще чем
само событие.

Ну, кое как допили Помпадур и чтобы вечер не прошел бесследно, решили пошататься по подъездам и как бы там поколядовать. Надели кто во что горазд, кто шубу наизнанку,
кто банный маскхалат, а я надел на рожу большой противогаз без банки с углем, просто
с хоботом из глаз.
Вот так ходили по квартирам, встречая иногда довольно хмурых и не приветливых людей,
а иногда веселых и богатых, сидящих за шикарными столами с икрой и иностранной колбасой, чей запах я ловил сквозь хобот маски. Мне приходилось много хрюкать и мычать, чтобы хозяева квартиры нас осыпали выпивкой и закусоном. В одной семье из небогатых, нас встретили особо дружелюбно, и усадив за стол налили коньяку. Обычно все давали в коридоре, а тут пустив за стол поставили приборы и дали рюмки! Мне стало неудобно
сидеть слоном, повесив длинный хобот, я снял противогаз и поздоровался нормально. Глава семейства разливал коньяк и был реально рад что группа незнакомых, пьяненьких подростков пришла к нему домой. Это было странно и приятно. Мы посидели, выпили еще и вдруг одна из девочек, которая постарше, спросила что-то на ушко у мамы. Та закивала и девочка счастливая умчалась в другую комнату. Вернулась с вазочкой наполненной какими-то шарами золотыми и стала нам шары дарить, сопровождая добрыми словами, типа на счастье и добрый Новый Год. Я получив подарок, сразу развернул хрустящую фольгу. Внутри лежало яблоко, разрезанное розой, а в сердцевине греческий орех, без скорлупы и с кремом из сгущёнки.
А у кого-то были в яблоке конфеты из цветного шоколада, или клубника из домашнего варенья.

Понятно, что всё это девочка готовила сама и припасала как десерт для всей семьи, для бабушки, сестры и мамы с папой. Но вот зачем она всё это отдала для незнакомой банды побирушек? Отдать чужим свой самый дорогой подарок, который сделан был её руками - зачем и почему? Полна загадок Русская душа. Необъяснимы и нелогичны её порывы и поступки. Но факт случился, и запомнился надолго, наверное на всю оставшуюся жизнь.
Такого трогательного внимания мы ни как не ожидали, это было и странно и приятно и очень тепло. Какими-то растаявшими и повзрослевшими вернулись мы в Ленкину квартиру и почему-то уже не хотелось пить и танцевать, шуметь и веселиться. Как-то вышло так, что затеянная нами игра в колядки превратилась в нечто совершенно другое, во что-то очень искреннее, волшебное и почти сакральное.

И еще одна странная вещь случилась той же ночью. Так как время было позднее, около 3 часов, то мы всей компанией решили пойти к Лёхе домой смотреть цветной телевизор.
В 4 часа утра должна была начаться программа «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».
От Ленкиной квартиры до Лёхи довольно большое расстояние, и часа нам должно было хватить. Да ещё мороз минус много. Ну так бешеной собаке семь вёрст не крюк . В общем, собрались по быстрому и вышли на улицу. Там темень но мороза почему-то нет. И вдобавок, по улице едет обычный троллейбус! Останавливается возле нас и в открытую дверь водитель спрашивает – Вам куда? Мы офигеваем и называем адрес… Таким образом он набил полный салон случайных пассажиров и как завзятый таксист подвозил их туда куда позволяли ему провода.
Причем денег ни с кого не брал а с удовольствием ел угощения и пил шампанское прямо за рулем! Добравшись до нужной улицы за полчаса мы радостно попрощавшись, вскоре уже сидели в гостиной и наслаждались чаем, тортом и цветным Чингиз Ханом – Москау! Москау! Уа-ха-ха-ха-ха! Наступил новый 1980 год.

Алексей Казанцев 2010 год.