Южанин

Леонид Николаевич Маслов
     Это было где-то в середине пятидесятых. Мы тогда жили на северо-востоке Казахстана. Летом в гости к нашему отцу из Намангана неожиданно  приехал его фронтовой товарищ, узбек по национальности, которого звали Каримом. В качестве южных гостинцев он привёз редкие для наших мест лакомства: курагу, изюм, большие сочные яблоки, а родителям, кроме этого, подарил довольно дефицитный в то время столовый набор ложек, вилок и ножей, изготовленных из нержавеющей стали.

     Приезд тёмноволосого дяди мне запомнился не только его лакомствами и подарком, но и одной  странностью. Вечером, укладываясь спать, мы все (и гость тоже) укрылись лишь лёгкими простынками, потому что лето выдалось жарким, и от ночной духоты не было никакого спасу.

     Среди ночи я проснулся из-за того, что в темноте услышал зычный голос Карима, который окликал отца:
     — Николай! Николай!
     Отец проснулся не сразу.
     — Ты чего, Карим?— встревожившись, спросил он.
     — Николай, дай одеяло, а то я замёрз.

     Отец нашёл одеяло, укрыл им своего однополчанина, а я долго не мог уснуть, снедаемый мыслью: как это можно замёрзнуть в такой духоте? И что стало бы здесь с этим южным товарищем, явись он к нам в гости зимой?
*****

     Довелось мне много лет спустя работать на Крайнем Севере. И что интересно, на любом рынке среди торговцев всегда видел много южан-кавказцев. Часто задумывался  — как они переносят зимой жуткие северные морозы? Привыкают, наверно... Хотя давно знаю присказку, что холод — это такое явление, к которому привыкнуть невозможно.

*****