Глава третья

Валерий Слободской
  На следующей неделе я должен был сдавать три экзамена. По одному через день. Математика, физика и русский язык. Игорю я сказал:
-Математик из меня ещё тот. Физик ещё лучше, но русский язык я хочу сдавать сам. Если русский провалю, мне в институте делать вообще нечего.
-А без математики и физики?
-Не знаю, но это дело принципа.
-Да, за ради Бога. Как скажешь.


В понедельник, натянув свой серый свадебный костюм тройка с галстуком, который последний раз одевал на свадьбу в 1972-м году, пошёл. Как на эшафот. Сказать, что было стыдно, значит ничего не сказать. Стыдно, страшно, но стыд преобладал. Я сам в себе открывал новые качества. Оказалось, не смотря на годы проработанные в такси у меня ещё сохранились остатки стыдливости. Умею краснеть, смущаться и вообще не целованный мальчик.

 Разозлился я на себя не на шутку. Это надо пролететь тысячи километров, выпить ведро водки, морочить голову куче людей, чтобы в последний момент не справиться со своими комплексами? Обложив про себя всю эту затею, и себя в первую очередь, семиэтажным матом, взял себя в руки. Включил таксистское нахальство и представил, что я на соревнованиях прохожу мандатную комиссию. Игорь поставил мне одно непременное условие, я должен сидеть с краю. Когда заходили в аудиторию, оказалось, народа тьма тьмущая. Пришлось немного по нахальничать, и оказаться, «совершенно случайно», с краю возле прохода. Куда делись комплексы?

 Из условий задачи не понял ничего. Ни-чер-та! Сижу, рисую, на предварительно разложенных листочках, «с понтом» решение задачи. Проходящий по проходу экзаменатор подходит, в числе прочих и ко мне. Берёт в руки мой листочек, смотрит и что-то хмыкая возвращает его мне. Ну, ребята! Ну, фокусники! Это уже оказывается другой. С решением задач и запиской, переписать всё своей рукой и положить на край стола. Я мог поклясться, что когда он подходил у него в руках ничего не было.  Да, высокий класс. Наука! Через полчаса, сдав все переписанные задачи, прискакал похвастаться Игорю. Он оценил фокус с подменой и вечером мы «обмывали» первый сданный экзамен, причём экзаменатор-фокусник был в первых рядах.

Походив по всевозможным компаниям, уже начало складываться кое-какое представление о «научных кругах» в которых мы, так сказать, вращались, вернее гулялись. Ни для кого не секрет, хотя и декларируется равенство всех перед всеми, что, скажем, компания таксистов это одно, а компания кандидатов наук и докторов, тех же наук, другое. Понимая это, мы чувствовали себя поначалу довольно скованно. Выглядели, как на смотринах экзотических животных, где животным являешься сам.

Кроме того, просматривалось и то, что я жутко не люблю. Я это называю «кэмбридж-оксфорд», а вообще это называется снобизм. В отношениях между собой люди делятся на: выгодных не выгодных, стоящих выше и соответственно, ниже. Это бросается в глаза и режет слух. В общем ничего нового, но как, и на какой ступеньке  я должен себя чувствовать, если кандидат наук, человек, добившийся сего звания не уважаем в своём коллективе? Я не говорю об Игоре, были там другие граждане. Может быть он не уважаем как человек? Скорее всего. Манерность, не прикрытая похвальба друг перед другом, и взгляды женщин, сначала заинтересованные, после названия места жительства и нескрываемо полупрезрительные, после названия профессии.

 Создавалось убеждение, собрались затем, что бы обсудить, кто во что одет, модно, не модно, кому что сказал, и выяснить с кем переспал или собирается переспать. Дома, попадая в подобную ситуацию, или не в «свою» компанию, я всегда старался, под всевозможными благовидными и не благовидными предлогами, убраться как можно скорее и дальше, но тут куда? После таких посещений хотелось сходить в душ и хорошенько помыться.

 Но справедливости ради надо сказать, в отдельности каждый, сам по себе, не когда он или она в коллективе, милые и хорошие люди. Приветливые, тактичные и гостеприимные. Тонко чувствующие юмор и сами могущие ответить так, что забываешь о том, что говоришь, практически с не знакомым человеком. Кто бы мне объяснил, почему так получается? Все вместе мы одни, а по отдельности другие. Все вместе мы люди, а по отдельности человеки? Взгляд на вещи у меня конечно таксистский, какой же ещё, но я себе представлял всё немного не так. А как? Ладно, посмотрим, что будет дальше.
 
 Дальше был следующий экзамен. Физика. Условия те же. Опять огромная аудитория в виде амфитеатра. Сдают экзамен на три профессии одновременно. Расселись. Встаёт один из экзаменаторов и вопрошает:
-Кто у нас здесь Слободской? Он присутствует?
Я, в недоумении, поднимаюсь. Он продолжает:
-Я просто хотел посмотреть на человека, единственного, сдавшего математику на отлично. Садитесь.

На меня всеобщее внимание. Народ начинает поближе ко мне кучковаться. Раздают листочки. Пишут на доске задания. Сижу, как мешком прибитый. Что делать? Тоже мне, нашли Энштейна. Никто ко мне не спешит подходить. Прошло уже сорок минут. Сзади шепчут:
-Эй, парень. Если числа умножать, что делать со степенью?
Я, авторитетно:
-Складывай.

Как ни странно, оказалось правильно. Игорь за меня был, позже очень горд. Поднимаю руку и прошусь выйти. Экзаменатор, устроивший мне рекламу морщиться, но я делаю жутко просительную физиономию и он снисходит. Бегом лечу к Игорю в соседний корпус и рассказываю ситуацию. Он в ярости орёт:
                -Иди на место я всё улажу. Нет, но ты скажи, какие гады!

Я возвращаюсь,  а через две минуты нос и кусок бороды моего брата, просовываются в приоткрытую дверь и его палец манит кого-то из экзаменаторов. Они что-то бормочут друг другу и Игорь исчезает. Ко мне наконец-то подходят и пытаются шёпотом продиктовать решение, но это оказывается пустой затеей. Я забыл (и в школе был не ах, а с тех пор прошло 18 лет) как пишутся символы и ни как не могу вспомнить. Кончается тем, что он мне пишет сам, говорит: «Перепиши» и уходит. Всё сдаю и бегу «доложиться».

Игорь мечет громы и молнии. Вспоминает какие-то оказанные услуги,  не возвращённые  ему долги, витиевато и со знанием дела, матерится. Хм. А кандидаты-то наук и в этой области далеко не на последнем месте. А говорят сапожники. Шофера. Матросы. Сомневаюсь, что в этих видах единоборств они бы заняли первое место. Он ещё долго кипит и не может успокоиться. Похоже кое-что ему тоже в новинку. Не оправдывают его надежд коллеги.

 Мы ещё некоторое время обсуждаем, сей инцидент, и я прошу его больше не водить нас, как козлов на поводке на показ. Хватит. К моему удивлению он легко соглашается. Говорит:
-Русский ты хотел сдавать сам? Вот и будешь сдавать, без моей помощи. Я только подстрахую. На всякий случай.
На следующий день мы никуда не пошли. У тёти Иры была великолепная библиотека, и мы с малым уселись читать и отдыхать.

   О следующем экзамене писать нечего. Рутина. Написал сочинение на вольную тему, на том и закончилось. Получил честно заработанные четыре балла. Игорь клялся, что не прикладывал к этому руку.
   В институт меня приняли, чему я был не особо удивлён. Выдали кучу методических пособий. Коротко рассказали как ими пользоваться и отправили на все четыре стороны.

http://www.proza.ru/2010/02/06/524