Сага. 5. Белебей. Соседи

Ольга Реймова
Продолжение "Семейной саги"


Связь с этой семьёй была прервана  с 1943 по 1967 год. Много бед было в каждой из этих семей.
***
Когда Мария жила в Белебее, дружила с соседскими девочками Саррой и Эсей. У них была большая дружная семья: мама Мария Абрамовна, папа Моисей Львович и пятеро детей. А впоследствии родились ещё две девочки, но это уже было после революции и гражданской войны. Моисей Львович работал на элеваторе бухгалтером, а Мария Абрамовна занималась домом и детьми. 

В Белебее они жили до 1940 года. Потом переехали в город Пермь по семейным обстоятельствам, здесь Моисей Львович работал в райпотребсоюзе. Он был очень верующим человеком, часто молился. Заставлял сына Эфраима тоже молиться, но он не хотел и сбежал из дома.

Моисей Львович 1877 года рождения родом из Полтавы,  Мария Абрамовна 1884 года рождения родом  из Кременчуга.  У них в доме всегда была стерильная чистота и порядок,  и все дети – чудо. Всего у них было пять девочек: Эсфирь, Сарра, Ревекка, Шифра и Дина. И два мальчика: Эфраим и Исаак. 

Все учились в местной школе, отлично. Исаак закончил школу с медалью, погиб на фронте, защищая Ленинград. На обелиске высечено его имя, и в Белебеевской  школе его помнят. Сёстры ездили в школу  в Белебей по приглашению школы на вечер, посвящённый ученикам, погибшим в войну.

Моисей Львович умер в 1943 году в Кирове во время командировки от голода. А всех остальных я видела.

Когда я с ними встретилась, они мне рассказывали про мою гордую бабушку Елизавету, которая никогда с ними не разговаривала (она вообще была закрытым человеком), только здоровалась, хотя Мария пропадала у них целыми днями и только ночевать приходила домой.  Рассказали такую историю из своего детства, как моя мама Мария повела Сарру и Эсю в Америку за шоколадом. Их еле нашли. Они её звали Маруся. И при встрече обязательно об этом вспоминали и смеялись. Детей спрашивают: «Вы куда отправились?» «А нас Маруся повела в Америку за шоколадом». В семьдесят с лишним лет Эся уехала в Америку и должно быть, когда ела американский шоколад, то вспоминала Марусю.

 Эта семья сыграла в маминой жизни огромную роль. Когда у моей мамы все умерли, то её приютила эта добрая бескорыстная многодетная семья. Это было в 1919 году. Она жила у них три года, как родная дочь:  одевали, обували, кормили и никогда в жизни не попрекнули. За её любовь к ним они ей много подарили: свою заботу и чистосердечную любовь. Моисей Львович называл её своей дочерью. И когда все разъехались по разным городам, он часто к ней наведывался и говорил: я остановился у своей дочери.

 Ревекка Моисеевна родилась 1 сентября 1913 года в городе Белебее в Башкирии. Умерла 3 октября 1988 года в городе Перми. Она была очень способная к учёбе, в школе училась почти на отлично, закончила авиационный техникум в городе Перми, работала на заводе технологом. Она была очень яркой красивой женщиной. Черноглазая, большеглазая, с шикарными чёрными волнистыми волосами. Обладала чувством юмора, знала много анекдотов про евреев и умела их рассказывать, обхохочешься! Писала стихи, поэмы, которые публиковались в  толстых литературных журналах. Очень общительная, и интересный собеседник. Я любила с ней поговорить «за жизнь». В 1970 году она стала моей свекровью.

Она очень хорошо шила, нашила мне много халатов, платьев и кухонных фартуков, один из которых долго хранила.  Ещё она очень хорошо готовила, некоторые рецепты я переняла у неё и часто по ним готовлю и вспоминаю о ней. Она была добрая женщина. К ней соседи ходили за всем: и за картошкой, и за деньгами, и по телефону позвонить. Она никому никогда не отказывала.  Муж у неё русский – Виталий Васильевич. Родился 26 апреля 1908 года в Перми, умер 6 июня 1975 года в городе Перми.  Он тоже закончил авиационный техникум и работал на заводе заместителем начальника отдела подготовки конструирования инструментов.

Ревекка(Рива) и Виталий прожили славную и в то же время  трудную жизнь в большой дружбе между собой и взаимопонимании. Очень тепло и по-родственному относились друг к другу. Оба были с чувством юмора. Рива рано получила инвалидность по состоянию здоровья, и Виталий был к ней очень внимателен и заботлив. Виталий невысокого роста, хрупкого телосложения, светловолосый, с голубыми, можно сказать с чистыми, как  голубое небо, глазами. Очень хорошо играл в шахматы и любил посещать шахматный клуб пока мог ходить. Он очень много курил и по этой причине страдал заболеванием лёгких – эмфизема лёгких, от этого рано умер, прожив всего лишь 67 лет.  Рива очень заботилась о Виталии, но это курево его сгубило, здесь он был непослушен.

У них была очень дружная пара. Я наблюдала, как Рива что-нибудь готовит, то Виталий около неё крутился, стараясь чем-нибудь помочь. Когда я жила в Перми, то мы всей семьёй часто у них гостили по несколько дней. Если я что-нибудь делала, то Виталий и мне пытался помочь, но я не люблю, когда мужчины на кухне крутятся, и всегда возражала вслух. Теперь вспоминаю и думаю, ну, что мне жалко было что ли принять его помощь? Я помню его добрые глаза и улыбку извиняющуюся. И сейчас мне стыдно. Как с годами всё осознаёшь до боли.

Рива была очень хорошая хозяйка. Мне нравилось, как она готовила завтрак: это обязательно отварной картофель с маслом и селёдочкой уже почищенной (для аппетита всех членов семьи), творог со сметаной, обязательно сыр и чай или кофе.

Она очень хорошо готовила  блюда из рыбы, особенно мне нравилась фаршированная рыба. Всё это готовилось с любовью и поэтому было очень вкусно. Вообще у них в семье культ еды и у нас тоже, видимо, моя мама, живя у них, можно сказать почти с детства, переняла и передала нам. На зиму они солили капусту в
большом количестве, и она была у них такая вкусная! У меня такая не получается. 

В Риве сочеталось всё: и хозяйственность, и  уместный юмор, и поэтическая натура. Если она отправляла в какой-нибудь журнал свои стихи – их обязательно публиковали, никогда не было отказа.

Старшая сестра Ривы – Эсфирь (Эся) очень интеллигентная дама, жила в Ленинграде  с молодых лет. По образованию врач-педиатор. Работала очень долго, даже будучи на пенсии. Она много не говорила, слушала со вниманием, своего мнения не высказывала, больше молчала, внешне красивая, величая, все находили сходство с героиней с портрета И.Н. Крамского «Неизвестная». У тёти Эси муж погиб на войне около своего дома после снятия блокады, прибыв на ненадолго. Эся и её семья уехали жить в Америку.

 Вторая сестра Ривы Сарра - великий критик, в Златоусте закончила индустриальный техникум. Энергичная женщина. В молодости занималась художественной гимнастикой. Тоже жила в Ленинграде. Всю семью держала на своих плечах можно сказать до самой смерти.

Мама рассказывала, что в семье у них все обязанности между детьми были распределены. Эся мыла посуду и полоскала на речке бельё, а Сарра была домашней белошвейкой, штопала, подшивала, ремонтировала одежду, бельё.  Умерла в 1998 году. Эфраим жил в городе Горьком, у него русская жена, дочь и внук. Но его уже тоже нет...

Шифра преподавала английский язык в Пермском университете, Дина – химик, работала на заводе в химической лаборатории. Все они очень интеллигентные и скромные люди, образованные. Много обид видели от соседей по коммуналке и вообще от людей. По этой причине держали людей на дистанции и близко к себе не допускали. Пожалуй, самой лёгкой и простой из них была Рива.

Мне приятно о них вспоминать, потому что они ко мне все относились хорошо. Но в те годы я всего этого не понимала.

Продолжение http://www.proza.ru/2010/02/08/244