Борис Пастернак. Доктор Живаго и его эпопея

Аркадий Белкин
               
   Выдающийся русский советский писатель Борис Пастернак был вторым (после Ивана  Бунина в 1933 г.) лауреатом Нобелевской премии по литературе из России. Он родился 10 февраля 1890 года в Москве, в очень интеллигентной семье. Его отец был известным художником, академиком Петербургской академии художеств. Мать была талантливой пианисткой. В их доме бывали Лев Толстой, художники Левитан, Поленов, Ге, композитор  Скрябин. Свое первое, еще детское стихотворение Пастернак написал в 13 лет и еще через 10 лет вышел первый сборник его стихов. После этого он примкнул к группе футуристов, познакомился и подружился с Маяковским, чья жизнь и творчество оказали  на него сильное влияние. Одно время Пастернак входил в группу «ЛЕФ» и печатался в журнале, редактируемом Маяковским. Поначалу литературная судьба Пастернака складывалась довольно благополучно. В 1926 г. он написал поэму о революции «Девятьсот пятый год», затем принимал участие в организации и работе Союза Советских писателей, выступал на Первом съезде этого союза и тогдашний партийный идеолог Бухарин с трибуны съезда призывал всех делегатов официально признать «лучшим поэтом Советского Союза» Бориса Пастернака». Его большой однотомник стихов  в течение нескольких лет переиздавался. В 1935 Пастернак участвовал в Париже в работе Международного конгресса писателей в защиту мира. В январе следующего года он опубликовал два стихотворения со словами восхищения в адрес Сталина.
   Однако на этом короткий период официального признания творчества поэта закончился и его начали упрекать в печати и на собраниях не только в «отрешенности от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе» и требуют идейной и тематической его перестройки. Все это привело к длительной полосе отчуждения поэта от государственной литературы. По мере все более ослабляющегося интереса к советской власти, творчество  Пастернака приобретает сугубо личный, трагедийный характер. Он пишет только любовную лирику, много занимается переводами Шекспира, Гёте,Шиллера,грузинских поэтов. К этому же периоду относятся два его поступка,свидетельствовавших о наличии гражданского мужества – он пишет вместе с Анной Ахматовой письмо Сталину с просьбой освободить ее сына, а также  отказывается поставить свою подпись под коллективным  письмом, одобряющим расстрел маршала Тухачевского и других  военачальников.
   Борис Пастернак был человеком, который в  СССР долгие годы находился под половинчатым запретом. Некоторые пьесы в его переводе ставились в театрах страны, печатались только его старые стихи(да и то в незначительном количестве). С 1945 г. почти до  конца жизни его оригинальные произведения не издавались. Кроме гражданской, у него была еще и личная причина ненавидеть советский строй – его любимую женщину, которая ждала от него ребенка,в октябре 1949 г. арестовали   и жестоко пытали в КГБ, добиваясь от нее компромата на Пастернака( шла борьба с космополитизмом).
   Именно в это время Пастернак закончил писать роман-эпопею «Доктор Живаго» о судьбе русской интеллигенции, в котором отразились трагические события первой мировой и гражданской войн  и революции, а также довольно ясно проявлялось неоднзначное отношение автора к октябрьскому перевороту и большевикам. Когда Гослитиздат Советского Союза отказался выпускать роман, Пастернак решил переправить его  за границу. Конечно, он предвидел не только успех романа, но и те репрессии, которым он будет подвергнут в СССР. Но он сознательно пошел на все – ради того, чтобы его любимое детище, плод его 10-летнего труда увидел свет. Окольными путями  ему   удалось переправить рукопись в Италию. Вездесущее КГБ прозевало этот случай, но все же узнало о готовящейся публикации и тогда началась настоящая свистопляска вокруг поэта и его романа. Еще в августе 1956 г. министр иностранных дел СССР Шепилов информировал ЦК о передаче «Доктора Живаго» за рубеж. Его вывод звучал как приговор: «злобный пасквиль и клевета на нашу революцию и на всю нашу жизнь». С поэтом велись «задушевные» воспитательные беседы в отделе пропаганды ЦК и союзе писателей. Одновременно через руководителя компартии Италии Луиджи Лонго пытались воздействовать на книжное издательство в Риме. Все эти акции не сработали и роман все-таки был опубликован. Прошел всего год и в апреле 1958 г. КГБ стало известно, что «определенные элементы» зарубежной общественности собираются выдвинуть роман на Нобелевскую премию. И тогда власть задумали довольно хитрый ход – вместо Пастернака предложили выдвинуть на премию «своего» писателя-большевика Михаила Шолохова, а через советское посольство в Швеции разъяснить шведской общественности, правительству и академии «кто есть кто». Но это тоже не помогло и  в том же году Пастернак был удостоен Нобелевской премии. И сразу же ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б.Пастернака», в котором говорилось, что присуждение ему Нобелевской премии является « враждебным по отношению к нашей стране актом и орудием международной реакции, направленным на разжигание холодной войны». И началась настоящая безудержная травля писателя.  Его исключили из Союза писателей, его  обливали грязью на страницах советской печати, на многочисленных собраниях трудящихся, требовали его высылки из страны и лишения советского гражданства. Причем,под этими требованиями подписывались и некоторые известные и талантливые писатели. Писатель Виктор Некрасов, побывавший на одном из таких позорных сборищ в Киеве,рассказывал,что некоторым хулителям Пастернака был задан вопрос: «А вы читали этот роман?», на что неизменно получали однозначный ответ: «Нет,не читал, но мне рассказывали» или «Нет.не читал, но я слыхал». Какие только ярлыки на него не вешали – «иуда, продавшийся за тридцать серебренников», «наживка на ржавый крючок антисоветской пропаганды», «сорняк  в литературе» и т.п. Секретарь ЦК ВЛКСМ Семичастный(будущий шеф КГБ и один из  заговорщиков против Хрущева) на пленуме ЦК обозвал его «паршивой овцой» и «внутренним эмигрантом». А  Сергей Михалков немедленно состряпал  басню, где фигурировал «некий злак, который звался Пастернак»(баснописец к тому же совсем не разбирался в элементарной ботанике – растение пастернак  относится не к семейству злаков, а к семейству зонтичных). На писателя было оказано и личное давление, которое, в конечном счете, вынудило его отказаться от премии. В телеграмме, направленной в адрес Шведской академии, Пастернак написал: «В силу того значения, которое получило присуждение мне награды в обществе, к которому я принадлежу, я ДОЛЖЕН от нее отказаться». Премьер-министр Индии Д.Неру и писатель Альбер Камю ходатайствовали за него перед Хрущевым, но безрезультатно. Хотя, конечно, Пастернака не расстреляли, не посадили в тюрьму,не выслали на Соловки или Колыму, как это было бы при Сталине. Кстати,при Брежневе за аналогичный поступок писатели Даниэль и Синявский получили по 5 лет. В своем письме Хрущеву Пастернак написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти».Это «покаянное» письмо было опубликовано в «Правде». А в марте 1959 г. Пастернак был приглашен к генеральному прокурору СССР Руденко, который заявил ему, что его действия «образуют состав особо опасного преступления и в силу      закона влекут государственную ответственность» и он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 1 закона о государственных преступлениях.
   После всех этих событий Борис Пастернак так и не смог оправиться и 30 мая 1960 г он умер. Официальный диагноз – рак легких, но родственники и друзья писателя считают, что болезнь эта развилась на нервной почве из-за травли и гонений на него. Около 500 человек(и среди них Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский) не побоялись прийти на похороны опального писателя. Александр Галич посвятил его памяти свою самую первую диссидентскую песню: «До чего же мы гордимся, сволочи, что он умер в своей постели», которую он исполнил на фестивале бардовской песни в Новосибирске и после чего  на него тоже начались гонения. И еще долгое время после смерти Пастернака возле его домика в Переделкино неустанно дежурили агенты КГБ, подслушивали разговоры(в скамейке возле дома впоследствии было обнаружено подслушивающее и записывающее устройство), фотографировали всех, кто близко подходил к этому дому.
   Настоящая народная слава пришла к писателю уже после его смерти. В Переделкино открыт дом-музей Бориса Пастернака и поставлен памятник на его могиле(правда, он был несколько раз осквернен хулиганами или неофашистами, а на табличке с указанием « к могиле Пастернака писали крупными буквами слово «жид»). В 1987 г. было отменено решение об исключении его из Союза советских писателей. И, наконец, в 1988 г. журнал «Новый мир» напечатал(впервые в СССР) роман «Доктор Живаго». Еще через год его сын получил отцовскую медаль и диплом лауреата Нобелевской премии. В 2005 г. вышло полное(самое первое)полное собрание сочинений в 11 томах. В настоящее время тираж книги превышает 20 миллионов экземпляров. В том же году была осуществлена третья в мире(после Бразилии и Италии) и первая в России экранизация «Доктора Живаго». В этом 11-серийном телефильме снимались такие известные артисты как Чулпан Хаматова, Олег Меньшиков, Олег Янковский, Алексей Петренко. Фильм был удостоен премии «Золотой орел» и премии Тэфи, а также премий за лучшее исполнение женской и мужской роли.
   У настоящей литературы есть одна замечательная особенность. Писателя может уже не быть на свете. Могут не быть в живых и критики, которые обливали его грязью. Может не быть и тех правителей и «вождей», которые его преследовали. А его книги все равно будут жить, жить и пользоваться неизменной любовью народа. Жизнь и творчество писателя Бориса Пастернака тому яркое подтверждение.