Становление

Быков Андрей
Предыстория рассказа "Папа"


I. Толкование идей
Если мне завтра суждено умереть, я умру, но это будет только завтра, а в сегодняшней данности мне хорошо, несмотря ни на какие преграды, сложности, сожаления и грустные события прошлого, настоящего или воображаемого будущего. С другой стороны, глупо и чересчур самоуверенно прозвучит, если не отмечу: хочется жить, делать нужное для себя, для других, встретить единственную женщину, вырастить сына и дочь, не сажать деревьев, не строить черт знает что, а просто сделать одно, но выше среднего, вложить все, что можешь в своих детей и отдать все, что есть своей женщине. Будет ли у меня на тот момент, дорогой дом и превосходный автомобиль или просто квартира у родителей и средненькая зарплата, ясное дело, что лучше первое, но все же – принципиального значения не имеет. Под «вложить» и «отдать» я понимаю, поехав на природу с ней, не исключительно заниматься сексом, а слушать, что она говорит, не кивать как это, не скрою, я делал не раз, раздумывая, когда же вставить свое и непременно вставляя; обнимая дочь, разговаривая с сыном, не высказывать нравоучений, что такое хорошо, а что такое плохо (кроме базовых элементов культуры), а показать, что есть жизнь что нужно жить; а как выберут они, не спрашивая желаю я этого или не хочу.
Выбросьте сейчас из головы все.
Рассмотрю несколько идей.
Итак, первая. – Теряя, только находишь
Вот встречались вы год или 2, а может 3? любили, делись собой, сокровенным, ходили вы вместе все время или были рядом не столь часто, как стоило бы, но… расставание неизбежно, особенно по молодости. И вот с позиции молодого человека, который потерял ее: впадаешь в депрессию, кажется - мир перевернулся, все – конец! Потом проходит время и ты осознаешь, то, что случилось – прекрасно. А как иначе можно было получить такой ценный опыт и почувствовать как ты к ней относился в действительности как не после расставания?, когда уже скорее всего, розовые очки (если они были) давно раздавлены под чужими туфлями или просто брошены тобой в окно.
Смерть на дарит новую жизнь и все же жизнь бессмертна
Был у меня дядя, которого я любил и не буду описать, как и за что, я его любил, потом у него обнаружили саркому, и как вы понимаете, вскоре его жизнь закончилась. Но сейчас вспоминая его, я улыбаюсь и мое сердце наполняется добротой.
Не будет мудрости без глупости
А как же иначе? никто не родился гением, он им стал. Читал книги, думал, шел по своему жизненному пути. Через ошибки, падения и новые движения приходил к правильным решениям, ставил перед собой правильные и точные задачи, зная как организовать условия, чтобы они реализовались.
Если боль у вас в гостях, значит, она зайдет еще
Известно, что боль - это физическое или душевное страдание, мучительное или неприятное ощущение, мучение, расстройство, противоположность удовольствию. Она может проявиться в том, что встречаясь с другом, вы приятно проводите время, а по пути домой, на вас нападают и вы с сотрясением мозга в лучшем случае, с трудом добравшись до дома - попадаете в больницу. Может также проявиться себя в чем угодно другом. Так вот, я заметил, боль – живое создание, возможно, бестелесное само по своей сути, но имеющее сознание достаточное для того, чтобы приходить к вам вновь и вновь.
Когда любишь – страданий нет
Если раньше, вы думали о боли, то значит, не любили. А это стоит сделать, жизнь дается 1 раз, впрочем, вы знаете это и сами.
Все мы разные и это здорово
Подумайте, как было бы, если каждый из нас хотя бы на 60% был похож на другого. Представьте 10 человек и 8 из них такие как вы. Представили? Теперь встряхните головой. Теперь задумайтесь, что вы прожили с этими людьми несколько лет. Ну и какого?
Зло – это добро, обращенное тобой или другим
По всей видимости, рождаясь, человек не плох и не хорош, поведение приобретается с детства и закладываясь постепенно вскоре становится фундаментов и к 30-ти уже нельзя почти ничего поменять. И если ты сделал зло, а понял это спустя много лет и эти годы объяснял себя все это благим, то становится очевидным, что ты и правда не хотел ничего дурного, но это тебя никак не оправдывает. Что сделано, то сделано.
Я возвращаюсь всегда домой
Не подразумевая сиюминутное, хочу спросить: «А вы?»
Полагаясь на коллегу или друга, не стоит перепроверять его
А просто потому, что без доверия нельзя построить ничего совершенного, можно только сломать росток, который мог стать волшебной розой.


II. Ницше.
У Фридриха Вильгельма Ницше в сочинении «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках» говорится:
В этой книге выведен житель подземелья за работой – сверлящий, копающий, подкапывающий. Кто имеет глаза, способные рассмотреть работу на громадной глубине, тот может видеть, как он медленно, осторожно, терпеливо подвигается вперед не чувствуя слишком больших неудобств от продолжительного лишения света и воздуха; можно сказать даже, что он доволен своей жизнью и работой во мраке. Не увлекает ли его какая-нибудь вера? Не вознаграждает ли его какое-нибудь утешение? Не переносит-ли терпеливо он свой мрак, оставаясь непонятным, неясным, загадочным, потому, что он надеется иметь свое утро, свое искупление, свою утреннюю зарю?.. Он вернется сюда: но не спрашивайте его, чего он хочет там внизу: он скажет вам об этом сам, если он снова сделается человеком, это мнимый Трофоний, этот житель подземелья. Разучиваются молчанию, когда так долго, как он, бывают в одиночестве, живут как кроты…
Пожалуй, нет ничего полезнее и многограннее, как это небольшое сочинение, написанное великим. И про одиночество я тоже никак не могу промолчать в своем философском очерке.
Считаю, что одиночество – богатейший дар, который можно использовать на благо. Уединившись ночью и до рассвета, с кофе или без, стать маленьким философом и поразмышлять. Друзья, я честно вам признаюсь, у меня нет в жизни слаще минут, чем одиночество - время за работой, когда пишешь, думаешь, воображаешь и рассказываешь об этом бумаге. Это прекрасно, это изумительно, мгновения дарят счастье и горести,  все без исключения на это время, и даже чуть больше, становятся прахом.
В «Злой мудрости» Ницше говорит нам:
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни
Пожалуй, это изречение настолько глубоко, что оно включает в себя все, написанное мной ранее на эту тему.
Что же поддерживало меня? Всегда лишь беременность. И всякий раз с появлением на свет творения жизнь моя повисала на волоске
Для меня это не досягаемо, но лишь мечтая об этом, обретаю сейчас внутреннюю гармонию и радость.
Я ненавижу людей, не умеющих прощать
Когда мне было 20 лет, я думаю, что случись с ее стороны измена, я бы никогда не простил. Немного повзрослев и получив больше опыта, понимаю, что мысли те – моя тогдашняя глупость.
Заблистать через триста лет -- моя жажда славы
Это прозвучит еще глупее, чем предыдущие признание, но почему бы и нет, почему бы так и не случится, пусть не блистать, но быть сохранным хотя частью в другом человека и таким образом, продолжать жизнь.
Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.
Прочитав эти строки много лет назад, мне захотелось узнать себя и я стал писать.
"Я сержусь: ибо ты неправ" так думает любящий
В следующий раз, когда случится так у вас, вспомните и поверните эти слова на себя, а теперь поделитесь этим со своей возлюбленной или возлюбленным.
Величайшее в великих -- это материнское. Отец -- всегда только случайность
Приятно было это прочитать, я задумался а так ли это? пожалуй, нет, если вы целое, но можете передать или показать как приобретет великое он сам.
Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку -- на брак
Не прикрываясь словами философа, только отмечу, что не стремлюсь к женитьбе, потому что считаю это лишним. Если вы сейчас отвернулись и бросили читать – значит, это ваш выбор, это ваше полное право, как мое делать свой выбор.
Испытываешь ужас при мысли о том, что внезапно испытываешь ужас
Это не просто гениально, это без комментариев.

Пожалуй, достаточно для маленького философа прикосновений к цитатам Ницше.


III. Ремарк.
«Три товарища», «Земля обетованная», другие произведения. Вот что пишет Эрих Мария Ремарк:
Вдруг мне показалось, что она уже не та.  Может быть, оттого, что я так
давно ее не  видел, но  она показалась  мне совсем не такой,  как прежде. Ее
движения стали более плавными, кожа теплее, и даже походка, даже то, как она
пошла мне навстречу, -- все было каким-то  другим... Она была уже не  просто
красивой девушкой, которую  нужно оберегать, было в ней что-то новое, и если
раньше я часто не знал, любит ли она меня, то  теперь я это ясно чувствовал.
Она ничего больше не скрывала; полная жизни, близкая мне как никогда прежде,
она  была  прекрасна,  даря  мне еще большее  счастье...
Вероятно, мне кажется, впрочем, этого я наверняка никогда не узнаю, однажды мне удалось на мгновение испытать подобное. Хочу лишь теперь только, чтобы это вернулось вновь, когда-нибудь любить настолько сильно и понимать, да-да понимать, что ты любим, и тогда можно завершить все свои дела, насовсем, это величайшее чудо, о котором я тайно мечтаю.
Нельзя привязываться к людям всем сердцем, это непостоянное и сомнительное счастье. Ещё хуже - отдать своё сердце одному-единственному человеку, ибо что останется, если он уйдёт? А он всегда уходит...
Не знаю, как вы, а я ни раз в этом убеждался, поэтому сейчас и не ищу любовь. Тут есть некоторые противоречия с другими словами, сказанными выше - да, верно, они есть.
Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме. Кто хоть раз попал в грозу, тому нечего объяснять, что такое электричество. Будь проклята гроза! Да будет благословенна та малая толика жизни, что мы имеем!
Как-то один раз в деревне, в детстве, наверно, было мне лет 10, я остался в доме один, бабушка ушла кажется на поминки, - шел сильный ливень, была гроза, я сидел и смотрел через окно на крупные капли дождя, бившие по стеклу… в 15, я взялся за всех дела сразу: гитару, плаванье, чтение, учебу, хвалился всем об этом, а в итоге ничего не сделал. В 21, я, наконец, пришел в тому, что прыгая перед другими и кружась от смеха быстро устанешь, не знаю почему, наверное, просто такого мое восприятие мира.
Человек вспоминает о своих скудных запасах доброты обычно, когда уже поздно
Даже если это день наступил сегодня, и ты понимаешь, что завтра не наступит и придет смерть, последние часы проведи с пользой, не жалей о том, о чем нет никакого смысла жалеть, сделай одно дело и может быть, через триста лет или хотя бы через год о тебе вспомнят хотя бы раз.
Женщина - это вам не металлическая мебель; она - цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на нее
Если вы уже счастливы и обрели ее, так не скупитесь и создайте вокруг такой сад, чтобы она могла раскрыться на всю катушку.
Одиночество легче, когда не любишь
Поэтому нужно уметь правильно рассчитывать время, когда ты один и не быть в этом состоянии очень долго, если конечно, ты совсем не один
 - Я очень неважный товарищ, Робби.
 - Надеюсь. Мне и не нужна женщина в роли товарища. Мне нужна возлюбленная.
 - Я и не возлюбленная, - пробормотала она.
 - Так кто же ты?
 - Не половинка и не целое. Так... фрагмент...
 - А это самое лучшее. Возбуждает фантазию. Таких женщин любят вечно. Законченные женщины быстро надоедают. Совершенные тоже, а «фрагменты» - никогда
В первый год я открыл в ней, 1-вы фрагмент, она была жуткой стервой. Даже нет, скорее, в общем, умножьте значение «стерва» на 1000 раз. На 2-ой год, я увидел, как она бывает идеальна… временами… на 3-ий, когда, наконец, мы уже расстались, я открыл новый и крайний фрагмент – наконец-то я избавился и теперь могу быть один и прожить то, что осталось, так как хочу, не создавая замок из песка, что и через еще несколько лет мы будем вместе, ведь в глубине души, я знал, что все кончается и кончится и это. Но не могу полностью описать, но все же я до сих пор вспоминаю ее иногда, ее слова, действия и мне хорошо.
Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Все прочее – ложь
Подписываюсь под словами писателя.
Как прошла ваша первая встреча со здешним миром?
 - У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни
Наверно, без комментариев.
И в завершение скажу, то, что в общем своем расходится с тем, как думал я (думаю ли сейчас? – скорее да, чем нет, хотя это уже и невозможно)
Человеческая жизнь тянется слишком долго для одной любви


IV. Не совсем грустные стихи.
Нет любви и нет судьбы;
Нет пути и нет земли;
Нет – кути и надави
Нет сруби и задави;

Да – остынь и приоткрой,
Да – теплынь и да покрой
Да – твердынь и да – закрой
Да – гордынь и да сокрой

***
Откуда ты идешь, скажи
Покуда ты поешь, ублажи
Ниоткуда - говоришь?
Значит, верно – сотворишь!

***
Встанет утром и орет,
Вечером домой придет,
И закончится так день,
Вечность встанет набекрень

Полно жить в иной стране,
Возвращаюсь я к себе
Я наполню этим мир,
Каждый миг и каждый пир.

***
Не нужно мне ни слов не оправданий,
Не нужно мне пустых как ты и обещаний,
Единственно о чем прошу – тебя!
Оставь, прости, забудь, пока.

***
А год назад ты вспоминала:
И поле ясное, и домики из деревень,
И как любимы были мы в тот день

Сегодня светит луч уже совсем не тот,
А память взмоет и перенесет:
Ковер, трава и обесцветит мысль она

Порой другого просто не дано:
Но погубить любовь? -
К радости моей, тебе не суждено

***
Что главное в стихах? –
Мечты, забвение или прах?
Возможно, смысл весь в ветрах!
Покуда молод – объяснений не ищи
Их нет, они - давно ушли


***
Я сволочь, я поступил как негодяй
Тебя тогда почти я всю продал,
Ты отдала себя, а я в тот миг
Все знал, не будет нас и вот весь стих

Никто не бросит камень в сторону мою,
Особенно из тех, кто был тогда в плену:
Порок раскрылся и затих,
Ведь знает он, как ты ее застиг 

***
По небу кружатся седые облака,
На стороне – течет свободная река
А справа тихий лес звучит
И только прямо месяц спит

Когда же голову свою ты повернешь,
Увидишь новый мир, огонь, и спросишь ночь
Ее ответ заставит долго ждать
Теперь проснулся и пора вставать

***
Мажор или минор, - естественно минор,
А как же в праздник быть при грустной музыке такой?
Ты просто в нотную тетрадь добавь
Одной лишь точки хватит, ее ты и поставь

***
Правда, ложь и есть ли здесь намек?
Плевать – давно все это невдомек
И грустная стена, а что бывает так?
О да, стена где ты живешь, одна жива

***
И все, возможно, будет так,
Но только без живых никак
А я сейчас тебе скажу,
А ты возьми и по утру
Ей тихо, тихо прошепчи
Люблю, тебя одну – люблю
Пока не кончится весь век,
Никто не нужен мне, привет

Она посмотрит и раскроются ее уста
А ты обнимешь стан и жизнь
И жизнь сегодня сложится, - Ура!

***
Что такое солнце, что такое лень
Почему сегодня, так хочу – раздень
Нет желаний прежних, нет тебя и нас
Есть одна мечта лишь, где тот мой компас

Что такое мачта, что такое борт
Почему качает, что это за черт
Нет спиртного больше в наших головах
Потому что бросив, не вернешь никак

Что такое утро, что такое ночь
Почему забыв тебя – бросает меня прочь
Нет событий новых, нету никого,
Потому что закрывая думал что вернешь

А сейчас хочу я только одного
Написать картину прошлого того,
Ясные старанья, чистые умы
Наша юность станет
Вечностью, увы…

Грустные движенья, ласковые сны,
Все это конечно, сбудется, - держи
Помнишь вспоминали, черта мы с тобой
Я сейчас прошу, том другой открой

***
Я не могу вспомнить, не могу забыть
Единственно возможно, тебя мне полюбить
Потому как ты забавно плачешь и кричишь
Останавливаться глупо, лучше – промолчишь

***
Все искали, я искал
Все твердили, и никто не спал
Только в этот дивный миг,
Отношений истин, в мире я постиг

Грозу сменяло солнце,
Вместо солнца – мы
Вместо нас – опять лишь только мы

Гневные старанье, всех врагов вокруг
Очертили кругом и пустили в пух

Смех, веселье, солнце,
Все вернулось вдруг, счастливы все стали
Правда, это врут

***
О, дождался наконец!
Утренние блики,
И даже гул машин!
О, как хотел бы я заснуть,
Но нету сил!!!


***
Скачу на лошади я белой,
Несусь по серым Облакам,
За мной 3 лошади прекрасных,
На них – 3 девы, ах… краса
Вот только, жаль, что ржание кобыл
Опять лишь только сон…
Я плачу, просыпаясь, бросаю кверху руки я,
И тут заходит дева та, что правая была…
Глаза я тру, они не трутся,
Я бью себя, но ничего –
Стоит она передо мной
Ах, сон во сне - он мне впервой.

***
Сегодня самый мой последний день
Прекрасней нет мгновений – тень
Ее природа - меня обволокла
А утром понял :
Любимая моя – мечта;
И хорошо, ведь если б,
Было бы – наоборот, возможно
Одиночество ушло, а без него,
Я не хочу,
Вот так и запишу.


V. Безымянное
«Даже если сегодня самый мой последний день», - думал Альфред, «я сделал главное, теперь могу уходить».
С этими словами, он проснулся и очутившись в чистой и просторной палате на 3-х человек, одел халат и подошел к окну: шел тихий дождь, хорошо было видно волшебную Москву: ее маленьких людей, машины, блески света, игру лучей, одним словом, жизнь шла своим чередом.
Выписавшись из стационара, Альфред поехал домой и в эту ночь, - всю ее, полностью: каждый ее сантиметр и каждое ее мимолетное происшествие, действия вспоминал так, как будто это произошло только вчера.
Он придавался мыслям прошлого, того что было и он был счастлив, несмотря ни на что.
«Единственное, что мне не хватает», - сказал полушепотом Альфред, «я еще очень хотел дочь, но теперь, видимо, уже слишком поздно». С другой стороны, у меня есть Саша, я его люблю. Это главное что я сделал.
На улице в это время шумел ветер и листья, до которых он дотрагивался ощущали что они тоже живые существа.


VI. Ката
Будучи студентом исторического факультета историко-архивного университета, Альфред увлекался монголо-татарским игом, и как-то раз во время своего выступления перед аудиторией, он рассказывал как монголы шли по торговому пути и насколько все их действия были продуманными и обоснованными, несмотря на всю известную им жестокость.
«Великий Шелковый путь, тут они, кхмм» - Альфред запнулся…
«Простите, я начну с самого начала». И он начал рассказ с самого начала. Готовился Альфред по разным книгам, одной из них была История России 8-15 веков под изданием Кацвы и Юрганова.
Падение Киева открыло захватчикам путь в Западную Европу. Они овладели Владимиром-Волынским и Галичем, разгромили множество городом помельче. Лишь крепости Холм и Кременец, расположенные на неприступных скалах, монголы предпочли обойти, торопясь на запад.
Вступив на территорию Западной Европы, они нанесли несколько поражений польским и немецким рыцарям, одержали победу над венграми и в январе 1242 года вторглись в Хорватию и Далмацию, выйдя к побережью Адриатического моря. Казалось, Европа обречена, словно вновь вернулись времена гуннов. Но…
Альфред рассказал все полностью, его похвалили за интересную и последовательную речь и семинар закончился.
В коридоре университета Альфред столкнулся с привлекательной особой, лет 22-24.
- Интересный рассказ – сказала она.
- (несколько покрасневший Альфред сказал) Спасибо
- А вы все так интересно делаете, как рассказываете?
- (Альфред начал сомневаться) – Я думаю, нет
- (девушка залилась смехом) Хорошо, я так и думала, кстати, меня зовут Катарина, называя меня, Ката.

Спустя месяц подошел канун новогодних праздников: Катарина и Альфред справляли их вместе. А через 4 месяца – они поженились. Через 2 года у них родился мальчик, его назвали Сашей. Альфреду было приятно осознавать, что он вырастит победителем.


VII. Несколько событий
После окончания исторического факультета, Альфред вскоре поступил в институт имени Выготского и, закончив его с отличием, быстро осознал, что чистой психологией, одной психологией ему заниматься не интересно. Тогда он узнал что психологи, особенно на западе применяют себя в разных областях и он решил попробовать свои силы в тренерском деле.
Вначале у него довольно худо это получалось, но впоследствии ему удалось устроиться в крупную, хорошо отлаженную компанию и там постепенно он стал развиваться.
Когда прошел уже год сначала его работы в этой компании, к нему зашел руководитель и сказал, что он болеет и не может никак провести обучающий курс за границей, и так как Альфред в совершенстве владел английским языком, поэтому-то он и просил его провести эту программу.
Альфред нераздумывая согласился.
В итоге он оправдал ожидания руководство компании и вскоре, ее карьера пошла в горе и уже в совокупности через 3 года с начала работы он стал довольно известным и хорошо оплачиваемым специалистом, заполучить которого старались многие, но Альфред продолжал оставаться верным той компании, в которой он начинал практически с самого начала.

Такова предыстория рассказа «Папа».