Балетмейстер Х. Мустаев. На фото с Ю. Григоровичем

Нина Тур
 опубликовано в правительственном ж."Панорама Башкортостана"               

      Хашим Мустаев – великолепный танцовщик, балетмейстер, педагог – живая воплощенная история балета нашей страны.
 Хашима Фатыховича  знаю давно, когда он был педагогом-репетитором в Башкирском театре оперы и балета, а я аккомпанировала на его репетициях.
В столь сложном и трудоёмком виде искусства, как балет, я не встречала человека более веселого и остроумного. Как он вёл репетиции! Владимир Шапкин уже чуть не падает от усталости, а он ему:
- Такой молодой красивый, и устал? Никогда так не говори!
Или :
- Гранд батман! Вы знаете, что это такое? Гранд батман должен подниматься так же легко, как ресницы!
И еще:
- В этом па-де-де у вас должна быть вся сила страсти, вся боль и радость любви! А вы? Вы знаете, что такое любовь? Ах, она еще не знает ( учащаяся хореографического отделения),
 а он ( артист балета Оперного театра) уже забыл! Вот и поработайте с таким народом!
 10 марта 1999, когда в Оперном театре отмечали его 80-летие и 60-летие творческой деятельности, он вышел на сцену не только как юбиляр, но и как солист балета, исполнив в  главной партии сложное па-де-де с поддержками из « Бахчисарайского фонтана».
  А когда я ему позвонила в январе 2007, он сказал:
- Вы, наверное, удивитесь, но я сейчас пишу роман.
- Наоборот, я бы удивилась, если бы Вы просто сидели на пенсии и ничего не делали.
Теперь книга, названная почти по-репински « Далекое и близкое. Альбом воспоминаний» уже окончена и сдана в верстку. Читала ее всю –  необычайно интересна не  только по материалу,  но и по изложению. Судя по ней, у Хашима Фатыховича еще и несомненный литературный талант. Но главное – ему есть что сказать людям! Прожита жизнь, наполненная  трудом и творчеством, смыслом и  красотой, встречами, знакомством и дружбой с великими людьми современности.
  Х.Ф.Мустаев родился 11 сентября 1918 года в татарской деревне Казарма Кушнаренковского района Башкирии.
  Когда ему было два года, родители переехали в Уфу.
  Уже в раннем детстве он был самым быстрым в беге и самым ловким в спортивных играх.
 В 1934 году в Уфу приехал (его приехали)хореограф латыш Карл Варфоломеевич Матсон, при Театральном техникуме было открыто балетное отделение, куда и был принят 15-летний Хашим Мустаев. Одновременно с учебой в техникуме бывал постоянно занят в спектаклях Башкирского театра драмы. Какая школа актерского мастерства! Как это потом пригодилось, когда в стране в 30-40 годы  появился драмбалет  (« Красный мак»
Р. Глиэра, «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, «Ромео и Джульетта», «Золушка» С.Прокофьева). А затем, возможно, стало основой в мастерстве балетмейстера.   
 В 1938 году техникум был успешно окончен, и дипломники танцевали свой выпускной спектакль на сцене театра в парке Луначарского. Это огромное деревянное  здание с  великолепным резным кружевом, в котором пел и сам Шаляпин в опере « Галька», было снесено в 70-х годах.
В ноябре 1938 Мустаев поехал  поступать в Ленинградское хореографическое училище, и хотя опоздал к началу учебного года, Александр Викторович Ширяев, заметив его несомненную одаренность, сказал: « Беру Хашима!»
Окончить училище помешала война. 11 сентября 1941 записался добровольцем, хотел стать летчиком и "бомбить вражеский город Берлин" (его собственные слова). Но летчиком стать не удалось, окончил Челябинскую школу авиамехаников и до 1943 года обслуживал на Западном фронте самолеты-бомбардировщики ИЛ-2.
 После войны с большим трудом удалось уехать в Ленинград (там целая детективная история с билетами и разрешением): не хотели отпускать из  Уфы талантливого танцовщика, уже станцевавшего в прекрасном башкирском балете
«Журавлиная песнь», исполнившего главную партию в « Бахчисарайском фонтане» а он, успев окончить только 9 классов училища - а учили тогда 10 лет – мечтал получить диплом ЛХУ.
По окончании училища его пригласили в Кировский театр, где и проработал более 20 лет.
С Ю.Н.Григоровичем исполняли Танец с саблями из «Бахчисарайского фонтана», партнершами были примы Кировского театра А.Я.Шелест, Н.М.Дудинская, коллегой – Рудольф Нуреев.
Выступал и как балетмейстер, поставил три одноактных балета на муз. Стефани Заранек: «Мечта», «Пробуждение Африки», «Голубь мира», в котором танцевали выдающиеся балерины И.А.Колпакова и Н.В.Тимофеева, трехактный  - на муз. Георгия Портнова по роману Юрия Рытхеу « Дочь снегов». В Уфе поставил балет «Черноликие» на муз. Халика Заимова по повести Мажита Гафури.
 « Чтоб быть хорошим балетмейстером, нужно знать пять специальностей: быть соавтором с композитором, художником, драматургом, быть режиссером и ставить танцы,- в этом я полностью согласен с Григоровичем» - говорит Хашим Фатыхович
В 1970 его пригласили балетмейстером в Башкирский ансамбль народного танца, где он работает до сих пор! Здесь им созданы такие шедевры, как «Танец с кубызом», «Бурзяночка», «Ирендык», «Азамат», «Цветущий курай», «Французский платок», «Шалунья».
К  памятной дате - 90-летию Ф.А.Гаскарова   им был поставлен балет для Ансамбля народного танца имени Гаскарова.
С гастролями объехал полмира.
Творческая жизнь подарила встречи с С.С.Прокофьевым ( танцевал в его балете «Золушка»), близкое знакомство с Д.Д.Шостаковичем, с И.М.Смоктуновским, Р.М.Бейбутовым, молодым М.Магомаевым.
Дружил с великим танцовщиком М.А.Эсамбаевым.
Хочу рассказать о героическом – по тем временам – поступке Мустаева.
Чеченцы, высланные в Киргизию,  ( знакомство с Эсамбаевым, перешедшее в дружбу на всю жизнь, началось именно в Киргизии, в городе Фрунзе, там работал в 1951-56г.г. Эсамбаев), попросили Мустаева отдать в Кремль Сталину письмо с просьбой вернуть их на родину. Они верили, что Сталин ничего не знает, что это был местный произвол и стоит только открыть ему правду, как он заступится. Даже просто взять с собой такое письмо и опустить его  на почте в Москве – и то требовалось воля и мужество. А Мустаев отнес его прямо в Кремль и отдал в Бюро писем. Вышел – и не знал, схватят его или нет. Но всё обошлось.
Хашим Фатыхович, будучи постановщиком балетов и танцев, всегда думает о законах драматургии. А без этого – просто набор движений: посмотрел, ушел, забыл. Его балеты проникнуты в равной степени и танцевальностью, и конкретным изобразительным действием. Он ставит сцены, насыщенные психологическими контрастами. Никакого расчета на сиюминутный эффект! Всё выверено, закончено, красота в каждом, даже трагическом движении. Он убежден, что театр выше обыденной жизни, ибо туда зритель идет как на праздник. « Искусству необходима чистая атмосфера»,- всем своим творчеством он подтверждает слова Улановой.
« Я вышел на финишную прямую! – пишет он в своей книге, - Каждый преодолевает её по-своему. Удастся ли мне сделать свой последний рывок ввысь. Кто не поделится с людьми увиденным, услышанным, это будет равноценно тому, что ты прячешь свое богатство в кубышке, не одариваешь им своих близких. Меня часто спрашивают, как Вы в таком возрасте танцуете, репетируете, создаете новые танцы и балеты? В чем секрет?»
 Разве не понятно? Именно в этом и секрет, что до сих пор танцует, репетирует и творит!