Кризис

Кузнецова Любовь Алексеевна
         

У  кризиса  лицо мистического персонажа.   Никто не знает, откуда он взялся, что он такое, куда уйдет, а главное, - когда.   Версии  версиями, но та надводная часть айсберга информации и знаний о происходящем, что открыта взорам, она  гораздо меньше той, что скрыта под водой. И о размерах подводной части можно только задумываться. «Хорошо тому, кто знает…».
 
Понятно, что  сейчас наша задача – поддержать во всех смыслах Америку, которая изначально строилась как страна-спекулянт. У них там пирамиды, на которых держалась экономика, рухнули и погребли под собой много чего. А мы  интегрированы в последней степени и ясно, что интересы неразделимы.  Америка же у нас взята за образец для построения – в который уже раз! – нового общества; на этот раз - общества потребителей.  (Хороший лозунг для саранчи!)  Кто что потреблять будет и кого кто, это, видимо, выяснится в ближайшем будущем.  Коготок увяз,  как говорится, – всей птичке пропасть, Птичке пропадать не хочется, но она мало что может, если действительно – «коготок увяз».
 
В нашей  стране сейчас людям  надо бы много работать, дороги обиходить, сельское хозяйство  приподнять, своего производителя поддержать,  а вместо этого –  сокращение кадров на заводах и фабриках по разнарядке из центра, рост цен и на этом фоне - снижение зарплаты да проплаченная сущими копейками безработица.

А безработица - это убийство для тех, кто  основой нравственных и моральных ценностей считает труд.  И таких людей большинство. Причем, как всегда, из крайности в крайность:    в советское время за то, что не работаешь, могли и в тюрьму посадить, а теперь, чтобы человек не работал, деньги дают. Вот такие стремительные перемены!

Неужели действительно мораль, в самых глубоких ее устоях, без чего человек не был бы человеком, есть, так сказать, понятие временное, служебное? И прав Маркс, что нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради извлечения прибыли?

Ясно ведь, что надо освободить место для ввоза в страну – и не только в нашу -  американских товаров. Это все помнят, что перед тем, как ввозить «ножки Буша», провели  информационную диверсию по уничтожению большого количества птицефабрик, которые в то время  худо-бедно все же обеспечивали народ курятиной и яйцами.

Средствами массовой информации была проведена  кампания по запугиванию населения болезнями, происходящими именно от кур. Паника охватила народ, и люди перестали употреблять в пищу продукты птицефабрик. Как известно, большинство птиц вымерло от бескормицы, потому что корма было не на что покупать, а подождать, когда вскроется нелепость, когда выяснится, что  все нормально, куры не смогли. И победно по стране прошествовали упомянутые ножки.

Это потом, позже выяснилось, насколько «полезна» была завезенная курятина. Но тогда американского производителя поддержали весьма неплохо. Так что для нас это дело не новое.

Новым оказалось внезапное разделение населения на две  чрезвычайно неравные части. Большая часть  населения озабочена тем, как выжить в новых обстоятельствах, а меньшая  -  как нажиться, используя эти самые обстоятельства.
 
Демографическая ситуация вопиет о геноциде. Таким вымирающим населением страну, территорию страны не удержать. Тут даже войны не надо, в привычном понимании этого слова. Просто войдут и будут жить. Кто будет сортировать, отделять местное население от вновь прибывших?  Даже при большом желании этого невозможно сделать, а желание-то само возможно? При условиях такого вот мирного уничтожения, организованной нищеты.   Да и то сказать, еще в первой половине 19 века писал Ф.И.Тютчев (из Беранже):

Что мне до вас и вашей славы,
Торговли, вольностей, побед!
 Вы все передо мной не правы –
Для нищего отчизны нет!

Революции и восстания не будет, ни при каком раскладе. «Народ безмолвствует».  Просто потихоньку вымрем, похоже.

Ассимилироваться с китайцами  не получится. Слишком велика разница в пропорциях, в Китае проживает один миллиард триста миллионов. А на всей территории огромного Красноярского края, например, всего около трех миллионов жителей.  У нас слишком разные, как говорится, «весовые категории».  Сохраниться как этнос, живя с китайцами, тоже не получится.  Как писал Л.Н.Гумилев, чтобы жить с китайцами, надо быть китайцем. Нация эта к ассимиляции не способна, китаец везде китаец. По всему миру – чайна-тауны, компактное проживание, без смешивания с другими, за редким исключением.
 
Пассионарность, жизненная сила народа, которая, собственно, и делает его народом, а не толпой,  в России сейчас едва ли не на нуле. Народ чувствует себя заложником огромного пространства. Его, пространство это, в порядок привести уже не по силам.  Вымирание населения и нерождаемость детей – основной фактор. А алкоголизм, наркомания и современная болезнь – отсутствие способности  стремления к действию -  довершают дело погибели страны. Вопрос времени, когда это будет декларировано.

И мысль о том, что если даже останется от России хоть один уезд, она снова возродится, - уже не греет. Бывали напасти, моры, глады, войны и у нас, и во многих других странах, после которых получалось восстанавливаться.

Способность к восстановлению – одна из основных характеристик великого народа. В том же Китае, в свое время,  истреблялось до 80 процентов населения в гражданской войне. Кто скажет, какие китайцы живут на этой территории, потомки тех самых, что гибли в войне или совсем другие?..    Конечно,  и территория России не будет пустовать. С такими-то полезными ископаемыми! Может быть, даже название страны сохранится…  Только русских, похоже,  не будет. Пророчески еще в 1926 году писал М.А.Волошин:

Пойми простой урок моей земли;
Как Греция и Генуя прошли,
Так минет все – Европа и Россия.
Гражданских смут горючая стихия
Развеется… Расставит новый век
В житейских заводях иные мрежи…
Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля извечно те же.

Те же греки сейчас в Греции, что были в древней Элладе? Конечно, нет. Жалеть ли об этом или радостно соглашаться с утверждением, что история не имеет сослагательного наклонения: что было бы, если бы?..  Это ничего не изменит. Но пока жив народ, он должен защищать  свои интересы, желать быть сохранившимся.
 
Против объединения, сплачивания страны работает и фактор дискриминации по территориальному признаку. С какой радости москвичи, например, получают принципиально иную зарплату, чем те, кто не москвичи? Они что, в самом деле, работают лучше? Учителя лучше  учат, врачи лучше лечат?  Цены в Москве такие, как везде, плюс – минус. Не из зависти, а из врожденного чувства справедливости  вызревают претензии. Зачем противопоставлять одних другим? Это что, нечаянно так получилось?

А на вновь образовавшуюся у нас «элиту общества» если посмотреть? Они что, в самом деле, во столько раз умнее, во сколько богаче? Или настолько больше и лучше работают?  Если бы удалось посмотреть на произведенное ими, то что бы мы увидели?  Мы увидели бы, наверное, что собственно бизнеса, то есть  дела,  в стране очень мало. Идет эксплуатация, бывших когда-то народными, предприятий, пока они еще не выработали свой ресурс, природных недр, спекуляция и воровство. Американцы, те предпочитали грабить другие народы, а наши ребята далеко не пошли, прямо тут на месте и управляются.
 
На рассуждения чиновников если обратить внимание, то можно получить незабываемые впечатления.  Один из заместителей губернатора  высказался так: « Даже если сегодня повысить в разы уровень рождаемости, то новые работники появятся лет через двадцать. А ведь их еще и обучить нужно. Поэтому демографию оставим на долгосрочную перспективу». Вот прямо так в газете и напечатано. Высказывание вполне юмористическое, но и из него видно, что такие  «небожители»  в людях только работников видят.  Нормально? Они могут работников, если что,  и из числа приезжих из других стран  набрать. Это проще и дешевле, «так делается во всем мире», опять же. А какие проблемы это создает, можно старательно не замечать. 

Пусть такие, масштабно-мыслящие персонажи, отдельного человека в упор  не видят, но куда подевалось такое простое представления о том, что главная сила государства – народ?  Что, глобализация  это понятие языком слизала?  И  не важно, какой уже там народ и какая страна?  Главное – есть они – управляющие?
 
Кроме того, что в государстве должно быть право, законность, в нем еще должна присутствовать юстиция, что, в переводе на русский язык,  означает «справедливость».  А  «Если завтра война, если завтра в поход, мы сегодня к походу готовы»? 

Пацифизм - дело хорошее, но чревато последствиями чисто военного характера, ибо сказано «хочешь мира – готовься к войне». Так за что рубиться будем?  Кто и что будет защищать? Или наемной армии это под силу? Армию можно победить любую, невозможно победить народ. А он много лет индивидуализируется.  Коллективное сознание заглушается, идеи нет. Бери голыми руками любой прохожий. Понятно, что война будет вестись не прежними методами. И уже ведется.

Москвичи, задыхающиеся в пробках, тоже заложники сложившейся системы, когда все собралось в одном месте, будто другие места уже ни на что не годны.  Страна-то пока большая. Что уж так давиться? Ведь то, что называется личным пространством, оно ведь, по сути, есть биологический закон. Опасно не считаться с законами природы. Это ведет к самоистреблению.

Как говорится, хаос рождает только хаос, он не регулируется.  Даже в такой способной к самоорганизации стране, как Япония, когда половина населения собралась на полутора процентах территории, проблемы крупнейших городов показывают, что не всегда получается спастись, создавая себе микромир и имея  яркую самобытность.  Зачем  копировать чужие ошибки вместо того, чтобы учиться на них?

Конечно, если есть государство, должен быть государь. Не хотим своего – будет чужой господин.

И все же, если подумать, почему нам всегда в своей стране, как плохому танцору, что-то мешает? Англии, например, королева не мешает, как и другим странам  их монархи. Китаю стремительными темпами развиваться  ни коммунистическая партия, ни социализм нисколько не препятствуют,  и а мы их, партию и социализм, вдруг так не полюбили!

Америка сейчас усиливает роль государства, вопреки своим же декларациям, плановое хозяйство вот-вот образуют. Похоже, кризис тоже не внезапный. Они не стесняются вмешиваться во внутренние дела других стран и заказывать им, как надо жить. У самих, похоже, не все так замечательно, чтобы можно было быть образцом для подражания, но это не останавливает.

Почему в нашей стране надеть национальный костюм  не на фольклорном празднике или концерте, а в быту,  это чрезвычайно нелепо? А в той же Японии, например, очень сейчас цивилизованной стране, это норма. Почему? Там тоже звучат  повсеместно утвердившиеся афро-американские мелодии, но там и от своих традиций не отказались. Берегут свою ментальность.

«Традиция» в переводе с латыни означает простое и глубокое слово «передача». Если нет передачи, происходит обрыв.

Сейчас принято сравнивать страны по степени их экономического развития. Конечно, и лидирующие страны другим странам в образец поставленными быть не могут, у всякого свой путь.

И, тем не менее, известно, что податливость японской натуры  подобна приемам борьбы дзюдо и джиу-джитсу: уступить натиску, чтобы устоять, то есть идти на перемены, с тем, чтобы оставаться самим собой и ловко направлять чужую силу для своей пользы. И император им не мешает.

А у нас, как в эстрадной песенке, которая, конечно, не предполагает столь горького смысла, «ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал». Потому что тот другой берег соизволил обломиться. А за какими коврижками погнались, покидая свой берег, уже и не вспомнить. И зачем с таким фанатизмом меняли старые заблуждения на новые?..  «Пойдешь за чужим  - потеряешь свое» -  старая пословица.
 
Демократия сама по себе  -  не панацея от всех болезней общества, если не сказать, что и вовсе не лекарство.

 25 июня 1916 года французский посол в России Морис Палеолог записал в своем дневнике  потрясающее рассуждение, которое  и сегодня удивительно актуально.
 Он писал: «По своей сущности демократия не обязательно должна быть либеральной. Не нарушая своих принципов, она может сочетать в себе все виды гнета политического, религиозного, социального. Но при демократическом строе, деспотизм становится неуловимым, так как он распыляется по различным учреждениям; он не воплощается ни в каком одном лице, он вездесущ и в то же время его нет нигде; оттого он, как пар, наполняющий пространство, невидим, но удушлив; он как бы сливается с национальным климатом. Он нас раздражает, от него страдают, на него жалуются, но не на кого обрушиться. Люди обыкновенно привыкают к этому злу и подчиняются. Нельзя же сильно ненавидеть то, чего не видишь».

Вот такие выводы сделаны  уже давно.  Не правда ли, наш случай?
 
О демократических выборах, например, в которые до сих пор играем,   великий американский писатель  Марк Твен тоже давно все сказал:
     
Только  никто  никого, похоже,  не убедил.

Действительно,  демократия  как радиация  - ни вкуса, ни цвета, ни запаха, а действие мощнейшее, истребляющее. Достаточно было объявить  демократизацию армии (выборы командиров!), что сделали во время  первой Мировой войны,  все остальное в  России покаталось по наклонной плоскости.

А тут  у нас в стране демократизация всего общества объявлена была! Пока всерьез  и с упоением играли в выборы руководителей предприятий, пока проводили долгие собрания, где оттачивали  свои ораторские способности всевозможные Витии, эти самые предприятия уходили в совсем не демократичные частные руки.

Замечательно то, что все  это происходило совершенно открыто и гласно. Более того, при совершеннейшей эйфории, совмещенной с требованиями непременной  законности.  А ведь, как известно издревле, демократия там, в аду, а на небесах  -  Царство и строгая  иерархия, там порядок и мудрость. 

То, до чего с трудом доходят  сейчас многие своим умом в нашей стране -  своеобразие страны Америки -  оно описано давно и  очень многими умными людьми.

Вот, например,  в 1836 году А.С.Пушкин  так характеризует результаты развития. «…Америка спокойно совершает свое поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, упроченным ей  географическим положением, гордая своими учреждениями.  Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решенными. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С удивлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую  -  подавленное неумолимым эгоизмом и страстью к довольству (comfort)…  такова картина Американских штатов, недавно выставленная перед нами».


Хорошо, пусть, давно это было, зачем сейчас вспоминать? А что, у нас другие впечатления?
 
Глобализация, конечно, такая штука, что ее на кривой козе не объедешь, но свои-то интересы надо блюсти!   Не страна у нас, а полигон для испытаний. Реформами уже не назовешь, все больше – игры. Создаются команды  и – вперед! Мало купленных футболистиков, будем забавляться  тем, «как народ тусуется»?

Еще забавнее знать, что ни одна догадка о происходящем или протест не будет замечены  в условиях «репрессивной терпимости» (термин  Герберта Маркузе), когда все подавляется безразличием  к  высказываемому.  Хоть заговорись! 

Говорящие и пишущие оказались на положении Кая Юлия Старохамского, который «пошел в сумасшедший дом по высоким идейным соображениям» (И.Ильф, Е.Петров «Золотой теленок»).   Это он утверждал: «Здесь у меня, наконец, есть личная свобода. Свобода совести. Свобода слова. Что хочу, то и кричу». Сумасшедший дом увеличился в размерах, но это ли благо?  Ведь  даже и не «кричащий», а серьезно думающий и рассуждающий, создающий художественные произведения, куда пойдет со своими опусами?

Государство как бы и не заинтересовано ни в чем.  Оно и в идеологии себе отказало, а это уж и вовсе чудо, какого еще никогда и нигде не бывало, ни в одной стране…
 
У Салтыкова-Щедрина в одном из произведений («Современная идиллия»)  приведено название деревни – «Проплеванная».   Деревня,  один пункт, ладно бы, можно пережить. Как бы у нас вся страна таковою не стала.   Как там, в песенке-то,   «…и все твои печали под черною  водой»?


Статья написана более 10 лет назад. С того времени не добавлено ни слова. Теперь можно сравнить, как было - как стало. Наконец появилась надежда, что будет лучше, а это уже очень много!