Литература и проза. ру

Станислав Бук
Я открываю сайт http://5pages.net/2007/12/10/sovremennaja-literatura/  в надежде получить представление о состоянии современной литературы, в частности в России.
Первая же фраза меня убивает:
«Я придерживаюсь мнения, что в России в настоящий момент нет литературы как таковой. Есть ширпотреб, есть спрос на развлечения, и поэтому большинство авторов создают развлечение в форме книг, это и есть современная “литература”. Но при этом, есть литература актуальная; та самая классика – русская, советская и эмигрантская литература».
Оставим в покое парадокс «литературы нет как таковой… но есть литература актуальная», и задумаемся о предмете обсуждения.
Тезис этот уже на слуху. В редких литературных программах на радио и телевидении «мэтры» глубокомысленно изрекают то же самое.
Расшифровать изречения можно следующим образом: сотни тысяч авторов что-то пишут, несколько миллионов читателей читают написанное, но все что написано – написано плохо, не актуально, «не литературно» и не может считаться литературой в высоком смысле, т.е. – в том смысле, что никто из авторов «не переплюнул» Гоголя и Пушкина.
Любой, кто утверждает, что «литературы» нет, должен хотя бы бегло прочесть то, что есть. Разумеется, это невозможно. Тогда возникает вопрос – что является критерием, по которому написанное произведение можно отнести к «литературе»? К тому высокому писательству, которому суждено если не пережить своё время, то хотя бы претендовать на оригинальный язык, литературно-грамотный слог и мастерское владение сюжетом.
Спрос? Конечно, не он, так как основная масса читателей во все времена стремилась прочесть в лучшем случае бестселлер, а в общем случае то, что написано примитивным языком с банальным сюжетом.
Оценка литературными критиками-профессионалами? Так, уже теплее. При условии, что эти профи доберутся до талантливого автора. Я уже не говорю – при его жизни, а в принципе – доберутся.
Это станет возможным тогда, когда писательство, благодаря Интернету приобретшее все признаки массовой культуры, пройдя стадию интерактивности, выбросит «нагора» ценную породу – ту самую «литературу», которая, конечно же - есть (земля полна талантами).
Возможно, это уже происходит сейчас, но оценить это достижение человеческого интеллекта просто некому.

Попытаюсь «разжевать» последний пассаж, который, я это понимаю, выглядит гипотетически.
Сначала, об интерактивности  литературы (я буду всё же пользоваться этим термином, про который говорят, что его нет, – хотя бы в смысле «техническая литература», в смысле, оспорить который никак невозможно).
Википедия так определяет интерактивность:
«Интерактивность – имманентное свойство объекта, материализующее накопление последствий обращения системной инерции причинно-следственного континуума (линейных, реактивных, диалоговых) отражений в интернальный локус факторизации (информацию) экстраверсного позиционирования трансляции его сущностных характеристик.»
Если кого смущает обилие функциональных терминов, переведу на понятный всем язык: благодаря Интернету происходит взаимное влияние его участников на формирование какого - то значимого понятия.
Правда, здесь же Википедия даёт оговорку:
«Так же не является интерактивностью способность людей общаться в форумах и создавать сообщества».
Пусть эта оговорка нас не смущает. Речь у нас идет о том, что одновременное появление авторов, читателей и критиков позволяет включить такие обратные связи, которые только и в состоянии выделить квинтэссенцию – литературные таланты не через века, а в обозримый промежуток времени.
Произойдет это не сразу. Системе еще предстоит адаптироваться к принципиально новым условиям.
Пока что в Интернете мы видим появление литературных и окололитературных порталов, блогов отдельных писателей (или претендентов на это звание), а также таких массовых сайтов, как ПРОЗА.РУ и СТИХИ.РУ.
Каждый, наверное, со мной согласится: не за горами то время, когда в руках большинства читателей будет книга не бумажная, а электронная, которую он, читатель, сможет, заглянув в преамбулу, в отдельные абзацы, выбрать для чтения, или исключить. Многие из электронных книг будут содержать анимацию, иллюстрации, а также отзывы критиков, известных писателей и активных читателей. Появится чтение таких электронных книг в режиме он-лайн. Последнее позволит проводить статистический мониторинг.

В этот переходной период вряд ли стоит ломать копья по поводу «литературных роботов», меркантильных издателей и пр. Разумеется, то, что в этом плане было, то и будет, от жизни никуда не деться. И рынок по-прежнему будет диктовать свои условия, и ставить свои барьеры. Но каждый читатель не только найдет своего писателя, но и выставит ему оценку самим фактом своего участия – чтением.
Пишем.
Читаем.
Критикуем.
Хвалим, поддерживаем.
Общаемся он-лайн.
А что еще остается? Дезертировать? К этому я не призываю, но если кто-то примет такое решение, оно не будет ошибкой. Значит – не судьба!