Ворона и орех

Сергей Духно
Я давно знал и много читал о сообразительности ворон. Много раз видел сам, как они умело добывают себе пропитание. С каким упорством ворона разбивает грецкий орех. Если повезет, обязательно понаблюдайте за этим. Ворона, зажав в клюве орех, взлетает на дерево или фонарный стол, что бы с высоты сбросить орех на землю. Если он сухой – расколется, если влажный, то она подберет его и вновь взлетит, но уже сядет повыше. И опять бросит, но уже с усилием. И так до тех пор, пока не получит доступ к сердцевине. Иногда я видел, когда ворона просто бросала орех об асфальт с высоты своего роста. Это так уморительно выглядит. Пытаясь, стать повыше ростом, ворона становиться на коготки и запрокидывая голову, с размаху бросает орех об асфальт, после чего она тщательно обследует орех на предмет раскола. Если раскололся, то ворона раскроет орех клювом и примется поедать сердцевину. Но, как правило, орех с первого раза никогда не раскалывается, и тогда вороний танец « на цыпочках» может длиться до получаса. И потеха невольному зрителю обеспечена.

Но однажды мне повезло увидеть истинный апогей смекалки вороны. Просто представьте себе карман автобусной остановки. Стоит толпа людей, ждущих автобус. На углу «кармана», на  бордюре, невозмутимо сидит ворона с орехом в клюве. Мне сразу показалось это странным. И я решил подождать, пока она не улетит или не взлетит на столб, он как раз был рядом. Но я очень ошибался. Ворона ждала автобус!!! Подошел автобус, ворона деловито потопталась на бордюре, я даже подумал, что она высчитывает расстояние для броска ореха. Но ворона поступила по-другому. Она спрыгнула с бордюра прошла несколько своих вороньих шажков и аккуратно положила орех на асфальт. Я был в шоке. Она подложила орех под переднее колесо автобуса, когда он будет выезжать с остановки и непременно наедет краем, именно краем, колеса. Она вальяжно вернулась на бордюр и стала ждать. Автобус тронулся и медленно стал выворачивать с остановки. Я замер вместе с ней.… Но колесо проехало мимо. Ворона негромко каркнула. Быстро подхватила орех и вернулась на место и стала ждать другой автобус. И когда он подъехал, она опять положила орех на то же самое место. И опять ожидание. Автобус тронулся и наехал точно краем колеса на орех, от резкого прижатия он отскочил с силой из под колеса и ударился об основание  бордюра и раскололся пополам. Ворона быстро собрала сердцевину и спокойно улетела. А я, остался стоять, потрясенный увиденным. Я  думал, она под колесо уложит орех, что бы раздавить его, но подсчитать траекторию отскока - это уникально!

Поверьте, я действительно видел это однажды. С тех пор я всегда наблюдаю за воронами, но такого больше не видел.