Ралли Талдыкорган

Шестакова Евгения
Погожим октябрьским деньком садимся в машину. Пристегиваемся. Нет, вовсе не пятиточечными ремнями безопасности, а наша журналистская Делика- далеко не спортивный Туарег. Я все еще не отошла от ралли-рейда Шелковый путь, и очередная журналистская поездка ассоциируется именно с почти двухнедельным прошедшим марафоном.
На этот мы отправились в славный город Талдыкорган на открытие 4 Этапа по классическому ралли. Этап – важное событие для многих гонщиков. Последний, финальный, от которого зависят и результаты года, и будущие спортивные звания.

Этап долгожданный, для появления которого приложил не мало сил, как сам Виктор Ключников, так и вся его команда. Этап, которого могло и не быть. В этом году Комитет ралли сделал очень многое и для журналистов. Нас возили, кормили, показывали самые интересные для точек съемки – трамплины, подъемы, овраги. Но с каждым этом журналистов ехало все меньше и меньше, телевизионщиков почти не было. Неужели такой красивый и зрелищные вид спорта, как классическое ралли на самом деле никому и не нужен?!

Нет, он нужен, и это доказали спортсмены, выходя на трудные и длинные допы.
Про длину допов – сижу, разбираюсь с Дорожной книгой. Спецучастков за два дня восемь – по 4 каждый день, между которыми регруппинг и сервис парк. Смотрю на километраж- первый СУ- почти 10 км, второй – 25 с копейками.
Подхожу к Антону Ли, и спрашиваю
- Антон, а почему такие короткие допы на этот раз?
-Короткие?! – искренне удивляется и почти возмущается лидер Абсолютного зачета. По меркам даже WRC- 25 километров спецучастка – это почти марафонская дистанция! Так что ты, видимо, не отошла еще от ралли-рейда, где спортсмены в день проезжали от 300 до почти 900 боевых километров.

Суббота, 3 сентября. В Талдыкоргане День Города и наша гонка приурочена к этому событию. В 10-30 начинается Торжественное открытие. Раллийные машины вызвали настоящий ажиотаж среди местных жителей, к машинам не возможно подойти, мальчишки бегают толпами, берут автографы у наших гонщиков.

Да, организаторы несомненно постарались, но опять же, получилось то, о чем не однократно говорил Дмитрий Филонец - у нас в Чемпионате нет истинно раллийных широких трасс, где гонщики могут показать свое мастерство, технику и совершать эффектные обгоны. Все они – трассы для ралли-рейдов.  Этого талантливого гонщика и на этот раз не оказалось в числе спортсменов, даже в числе «нулей». Как и не оказалось Александра Мороза и Дениса Березовского. Их машины после «Шелкового пути» нуждаются в ремонте, а сами гонщики в отдыхе.
Неспешно прогуливающегося Дмитрия мы заметили уже в закрытом парке. Зато на трассе показалась его синяя боевая Субару, машина, которую буквально пару дней назад у Филонца купил Олег Балюк, после пропуска 2-х этапов вернувшийся в гонки. И как вернувшийся! Олег Иванович теперь выступает в новом для себя классе. Из РК 12 он перешел в N 4.

Арман Смаилов, только что вернувшийся с этапа Ралли Финляндии, на котором он, можно сказать выступил очень достойно, показывал такую профессиональную и достойную езды на этапах Ралли Талдыкорган. Арман ехал не только технически верно, но и красиво! На отдельных участках от его стиля пилотирования захватывало дух!
В Финляндии Арман ездит на новой четырнадцатой Импрезе из конюшни Томи Мякинена, тренируется  с грамотным тренером. Везти ту раллийную машину в Казахстан Арман пока не собирается, он читает свой автомобиль класса N 4 вполне конкуретноспособным.

На предстартовой пресс конференции говорилось много, в ней принимали участие лидеры в своих категориях. У каждого из них были свои цели и задачи на гонку, и порой победа не была в числе этих задач. Странно звучит для лидеров зачета, не правда ли? Но гонщики очень хорошо умеют считать,  и порой итоговые зачетные очки гораздо важнее победы на этот заключительном этапе. 

Антон Ли, лидер Абсолюта отметил новую сложную трассу, его планы – сохранить результат и не упустить лидерство в зачете. Антону нужно финишировать в любом случае. И как можно лучше. Но, скажем сразу, его соперники – Балюк и Сапогов с самых первых метров задали такой нереальный темп, которому нужно было соответствовать. Антон, порой, ехал на пределе, на одном из последних СУ совершив пару прыжков на переднем бампере, когда машина стояла почти вертикально. По словам Антона  от переворота через передний бампер, экипаж спасли 2 тяжелые запаски в багажнике. Штурман, Михаил Кривоспицкий, улыбнувшись, просто сказал – «А я сидел, просто уткнувшись в стенограмму, и считал наши подбросы – Раз, два и тут мы упали на задние амортизаторы. Ух и поехали дальше!»

Андрей Бурмистенко, лидер класса РК 12, говорил о том, что трасса не только новая для всех, но и достаточно интересная и очень много на этот раз будет зависеть от тактики.

Дмитрий Плясов, лидер РК 11 – это переднеприводные автомобили, который на протяжении этого года отчаянно боролся с супер-быстрыми Хондами, сказал, что ему просто нужно доехать до финиша без поломок и без проблем,  по итогам года его устраивало и второе место.
«Я буду беречь машину и ехать потихоньку. Первое место для меня на этот раз не принципиально!». Так как  первый день гонки был не скоростной, а, как известно, Дмитрий отставал от Хонд именно на длинных, скоростных прямых, то очень хотелось надеяться, что он сможет победить, именно техникой управления автомобилем на сложных СУ. Отрываться по прямым Хондам на этот раз было просто негде!
Может быть, Дмитрий немного лукавил, может быть – боялся спугнуть такую непостоянную удачу, но после ралли Талдыкорган он стал лидером в своем классе, не смотря на три подряд победы экипажа Сергея Михеева. Но у Михеева был 1 сход и по раллийной математике Плясов победил в своем зачете по итогам всего Чемпионата Казахстана.

А вот Сергей Михеев рвался к победе и очень хотел надеяться на то, что их обойдут поломки и разные неприятности, которые экипаж преследовали долгое время.

Между первым и вторым местом в Абсолюте, то есть между Антоном Ли и Евгением Сапоговым 6 очков разницы. Сапогов мог догнать Антона, если бы они выиграли эту гонку, а Ли пришел бы ниже 5-го места. Сапогов отметил, что в течение гонки это сделать нереально, то есть выиграть весь Чемпионат, и лишь в случае схода Антона они могли рассчитывать на эту победу.

Вот такой вот расклад, а теперь – Машины, на старт! Ночью прошел хороший дождь, и с утра трасса была влажной, что увеличивало возможность ошибок пилотов. Стартовала 21 машина, из них три нулевых экипажа. Ярко-желтую десятку их Актау не допустили до старта. Давление у пилота Шевченко было 200. Про этот экипаж мы шутили – пилот Шевченко из города Шевченко.

Первый СУ «Дачи» - почти 10 км. Это круговой этап, с невысоких холмов видна почти вся трасса. После финиша машины въезжают в большую лужу с эффектными брызгами. Чем больше стартует машин, тем меньше становится лужа. Дальше идут кочки, рытвины, шпильки и горка, с которой машины на скорости съезжают к финишу. На этой кочке уносит заднюю часть машины Евгения Ревина. И с клубами пыли, выбираясь из этого заноса, Евгений летит к финишу первого СУ.

Второй СУ был очень сложным и разноплановым – несколько раз менялось дорожное покрытие  - за одно СУ тип покрытия мог поменяться 3-4 раза, постоянно менялся темп гонки, к которому нужно было подстраиваться штурману. Плюс существенные перепады высот, крены, от которых на гражданской машине становилось не по себе, скальные выступы, узкая дорога с разбросанным острыми камнями и многосотметровые обрывы, закрученные дорожки. СУ уехал в горы – если можно так выразиться. Было много участков, где машины просто буксовали, почти останавливаясь в плотной пыли, в которую проваливались по днищу. Мест для обгона в горах практически не было, машины шли по узкой колее. Сразу вспомнился русский народный анекдот – Да куда она из этой колее денется.

Так как трасса новая и для гонщиков, и для журналистов, мы проезжали все расстояние, выбирая точки для съемок и своими глазами видели, что ждет спортсменов. Порой трасса больше подходила на трофийную для соревнований джипов. Именно этого говорил Евгений Сапогов.   Не только этот СУ, но и спец участки в воскресенье были очень сложными в техническом плане, как для пилотов, так и для штурманов. Связки были очень короткие, не было прямых участков в 500-800 метров, когда штурман может собраться и приготовиться к дальнейшим преградам, штурман все время сидел, читая быстро стенограмму,  и пилоту в секунду времени приходилось воспринимать и «переваривать» очень много информации. Там же мы нашли оторванный бампер от красной Импрезы Петра Фоменко. Машина благополучно продолжила гонку. Но не на долго, вскоре у машины начались проблемы с двигателем.
В 14.30 после сервиса и регруппинга  экипажи уходят на  СУ3, и мы замечаем, что машин становится меньше. Жесткие условия гонки не могли не сказаться на технике.
К четырем часа дня гонщики финишируют после СУ 4. Вообще, в этот день, как и во  второй всего по два СУ, просто гонщики их проезжают туда и обратно. Предварительные данные всего гоночного дня кого-то поражают, кого-то шокируют – Лидер Абсолюта- Евгений Сапогов. Он привез 20 секунд второму экипажу - Олега Балюка. Третий- Антон Ли.
В закрытом парке ремонтируются почти все машины, и перед въездом стоит очередь из машин, которые притащили технички в парк на тросах. Кроме Петра Фоменко проблемы с двигателем так же у Андрея Бурмистенко. Фоменки сошли две машины – и отца и сына. Эти экипажи мы больше не увидим в гонке. Судьи на этот раз были строги, и не разрешили экипаж ремонтировать машины, как обычно до утра. В этом случае, стартовавших по супер – ралли машин было бы на 3 больше. У Армана Смаилова на трассе загорелся двигатель, как позже скажет Арман, из-за копеечной трубки в гидроусилителе, которая просто лопнула.

Евгений Ревин
- Впечатления сегодняшнего дня просто убойные! Первые два Допа мы ехали без тормозов, никогда не думал, что так страшно по горам ездить без тормозов. Перед стартом СУ лопнул тормозной шланг. Тормозили скоростью, низшими передачами.
На сервис парке отремонтировались и остаток дня ехали уже нормально. Ошибки исправлять некогда, если зашел на бугор не на той передаче, то уже прыгаешь, а внизу обрыв, метров 400, отруливаться некуда. На первом Допе нас раз пять заносило в разные стороны. Гонка сложная, гонка на выживание. Из 4 гонок этого года – это самая сложная  Завтра сходов будет много. У нас машина высокая, мы практически никогда не цепляемся днищем, здесь же мы серьезно  зацепились раз пять. Все гонщики сегодняшние этапы прозвали трофийными. Там даже стенограмму писать нечего – особенно на СУ «Помойка», которое называется Дачи – там просто яма на яме. Дальний СУ- Горный – негде разогнаться, только нужно работать, работать, и еще раз работать. Две тройки вдоль обрыва нам очень запомнились, и завтра ям так же хватит.

Дмитрий Плясов, смеясь
- День сегодня такой – смешной. Начало гонки для нас немного не удалось, пробили колесо на втором СУ, думали, что дотянем на пробитом колесе, в итоге оно у нас разбортовались. Потеряли много времени, как из-за низкой скорости, так и из-за смены колеса. Порядка 6 минут. После регруппинга мы оказались самые последние, и постоянно упирались во впередиидущий экипаж. Приблизиться на расстояние атаки не получалось. На СУ 4- Дачи мы обгон совершили, надеемся показать завтра гораздо лучший результат.

Первый день был более пристрелочным, а пристальная борьба за секунды и места развернулась во второй день, который  планировался, как более скоростной. День таким и оказался.
Чем был уникален этот этап ралли Талдыкорган- первый раз в этом году на раллийной трассе появились броды! Гонщики первой пятерки пролетали водные преграды на очень высокой скорости, оставляя за собой многометровый слой брызг и грязи. Хотя, кому-то броды и мешали – вода заливала подкапотное пространство, время электронике и машины долго «чихали» после водных процедур.

Второй день открывал Евгений Сапогов, со своими новым штурманом, Дмитрием Шириня, они уже скатались, и результаты этого дня просто поражали. Сапогов на финише дня привез быстрому Антону Ли больше минуты!  Лидеры в Абсолюте менялись в течение дня несколько раз, как и менялось покрытие дороги. В этот день были высокие, порой опасные прыжки у машин. Правда мы, журналисты, опять оказывались не в том месте.

А вообще, самым быстрым экипажем гонки, показавшим лучшие результаты был экипаж Олега Балюка, штурманом у которого катается его супруга – Ольга Ибрагимова. На этой гонке у Олега все шло хорошо, не было серьезных технических поломок, и скатанность со штурманом отразилась на его результатах. Если бы не обидный 2-х минутный штраф, за нарушение времени выезда с сервиса, именно этот экипаж бы стоял на высшей ступеньке пьедестала почета.
Штраф получил и экипаж Евгения Ревина, а на очередном СУ у черно-красной высокой Хонды срезало гранату и ребята просто не смогли финишировать.
Су в этот день были чуть длиннее, чем в первый – на СУ5 и СУ8 экипажам предстояло проехать по 25 километров, а СУ6 и СУ7 - 18 километров. Устали все, и такая надежная техника в том числе. На финише, даже если машины внешне казались целыми, то это не было так на самом деле. Поломки были у всех. Да и финишировало всего 13 автомобилей.
НА старт второго дня вышел экипаж из Актау. Со здоровьем у пилота было все в порядке, но ребят подвела техника – на десятке сломался тормозной диск, от него просто на ходу отвалился кусок, экипаж шел на разгон на длинной прямой, после которой нужно было тормозить, потому что впереди была серьезная кривая кочка. Пилот нажал на тормоза, которые просто заклинило. Машина 2 раза перевернулась через передний бампер и встала на колеса. Мы как раз подъехали к моменту, когда штурман пытался открутить переднее колесо и вытащить сломанный диск. То, что от него отломился кусок, мы убедились на месте. Экипаж, который хорошо известен в России, ребята принимают участие в ралли в Краснодарском крае,  не пострадал, в машине стоял очень хороший каркас.
Пилот, Господин Шевченко, прокомментировал ситуацию – Надеемся, что нас спонсор, компания Лукойл, наконец то купит нам новую машину!
На этом же опасном месте «клюнул носом» и Олег Балюк. Рядом с ярко-желтой десяткой валялась часть решетки с логотипом Субара.
На второй день после одного из брода заглохли Александр Валитов и Сергей Рублев. Несколько минут парни ждали, пока заведется машина и привезет экипаж на 1 место в своем классе РК 12.

На церемонии награждения, казалось, было пустынно. Финишировало всего 13 автомобилей. Зловещее число…

В закрытом парке журналисты шутили, что наш Чемпионат Казахстана по классическому ралли начинает приближаться к мировым стандартам. У нас уже сдают в аренду гоночные болиды. На машине Дениса Глушкова  катался другой пилот, на сервис парке очень ругавшийся на качество запчастей на Жигули. И экипаж Марата Сальменова и Серика Джамадулаева, взявший в аренду автомобиль  астанинского экипажа, привезли его на финиш на 3 место в РК 12, не смотря на многочисленные поломки.

Что же нас ждет на следующий год, потому что даже лидер Абсолюта – Антон Ли не смог точно ответить, будет ли он гонять на следующий год…


Абсолютный зачет:
1. Сапогов Евгений
2. Балюк Олег
3. Ли Антон
 
Класс РК12:
1. Валитов Александр
2. Павлов Анатолий
3. Сальменов Марат
 
Класс РК11:
1. Михеев Сергей
2. Плясов Дмитрий
3. Медведев Игорь
В командном зачете первое место заняла команда "Valvoline rally team". Эта же команда заняла первое место по итогам всего чемпионата.