Период Второй смуты в искусстве

Анна Узденская
* навеяно романом Алины Чинючиной aka Нион "По праву крови", который можно почитать здесь: http://www.proza.ru/2008/12/26/176 , здесь: http://www.proza.ru/2008/12/26/180 и здесь: http://www.proza.ru/2008/12/29/447

Рене-Антуан Лувуа

Период Второй смуты в искусстве

Такой сложный и яркий период, как Вторая смута, не мог не привлекать внимания деятелей искусства. По частоте обращения к ней в исторической живописи эта тема уступает только легенде о принцессе Альбине и нашумевшей в XVII веке истории графини Эсташ.

Первым живописцем, посвятившим свое произведение Смутному времени, был Винцент Тодорр (1637-1679 гг.). На его картине "Принц Патрик и Тайный совет" (1669 г.) изображена погруженная во тьму комната с плотно закрытыми ставнями. Свет двух свечей выхватывает из темноты лица заговорщиков, среди которых ясно  узнается принц Патрик, лорд Лестин и полковник лейб-гвардии де Лерон. Последний, наклоняясь над столом, вокруг которого собрались приверженцы беглого принца, горячо что-то говорит, указывая на расстеленную среди бумаг карту. На лицах слушателей читаются разные чувства – от согласия до резкого отрицания, один только принц Патрик сохраняет спокойствие. Картина написана с характерной для художника игрой света на погруженных в сумрак участниках сюжета и отличается теплым коричнево-золотистым колоритом. Сюжет картины следует отнести на счет фантазии художника, так как в действительности такая сцена вряд ли была возможна – принц Патрик, как известно историкам, проявлял особую осторожность в отношениях со своими приверженцами и никогда не собирал на тайных встречах более четырех-пяти человек.

Хорошо известно и широко растиражировано полотно Антуана Жереми-Жерома (1784-1860 гг.) "Поединок" (1814 г.), посвященное поединку принца Патрика и Густава I, принесшему первому корону. Динамичная и экспрессивная картина написана мастером в лучших традициях живописного романтизма, направления, у истоков которого как раз и стояли Жереми-Жером и композитор Франс Колой, по воспоминаниям современников и подавший художнику идею картины. Также известно, что "Поединок" произвел необыкновенный фурор на ежегодной выставке Академии художеств, где был впервые представлен публике, и удостоился золотой медали Академии и крупной денежной премии. Король Август II, потомок Патрика IV, тоже очень благосклонно принял картину, презентовав художнику собственные часы. Центром многофигурной композиции являются принц Патрик и Густав I, запечатленные художником в разгар дуэли, в стремительном движении. Сражающиеся дополнительно выделены эффектным освещением и цветовыми пятнами (кровь на рубашке принца, луч света, падающий из витражного окна и окрашивающий одежду Густава I), тогда как обступившие их придворные, с волнением и тревогой следящие за поединком, находятся в полутени. На заднем плане в открытых окнах галереи видно пробивающееся сквозь тяжелые облака сияние, символизирующее окончание Смуты и порядок, наведенный в стране Патриком IV.

Известный мааранский живописец Марк Эриен (1810-1861 гг.), много работавший над историческими сюжетами, создал серию гравюр, посвященных Второй смуте и правлению Густава I. В цикл входят пятнадцать работ (последняя не закончена), отражающих разные стадии нарастания народного недовольства.

Следует упомянуть также картину Себастьяна Кайре (1802-1857) "Встреча короля и королевы" (1831 г.), послужившую предлогом для исключения живописца из Академии художеств. Сюжет (встреча Патрика IV и Иветты Радич) воплощен в неканонической манере новаторской техникой (пуантилизм) и не встретил понимания современников. В частности, критиков возмущали простая одежда Патрика IV, одетого гораздо скромнее собственной свиты, ребенок на руках короля (обстоятельства появления на свет короля Яна I, рожденного до брака, обычно не афишировались) и простонародное платье будущей королевы. Отмечали также статичность фигур и чрезмерную яркость красок. Широкое признание картина получила уже после смерти художника.

Также упомянем Изабеллу Молиньи ("Суд", 1793 г.), Эктора Фраго ("Каторга", 1843 г.), Генриха Ленца ("Побег с каменоломен", 1801 г.), Эвелину Энтони ("Смиренное безумие. Портрет Агнессы Конен", 1826 г.) и еще одну серию гравюр, на сей раз разных авторов, выполненную в 1835-38 гг. по заказу Академии наук и известную под общим названием "Вторая смута в лицах".

Говоря о той дани, что отдала периоду Второй смуты литература, следует, конечно же, начать с классической трилогии Александра фон Гайля "Зеленая ветвь" (1843-47 гг.) и входящих в ее состав романов "Предвестье", "Темное облако" и "Утренняя роса". Трилогия охватывает период 1595-1602 гг. и показывает на широком событийном фоне судьбы как действительно существовавших, так и вымышленных персонажей, подхваченных неумолимым вихрем истории. Немалое внимание фон Гайль уделил причинам Смуты и ходу ее развития, использовав в работе над романами всю имевшуюся в то время историческую литературу, а также посетив места наиболее значительных событий. Помимо громкого и совершенно заслуженного успеха у читателей трилогия была удостоена Королевской литературной премии и вошла в "Золотой список литературы".

Покушению на короля Карла III и последовавшему судебному процессу посвящена большая поэма представителя романтизма в литературе Камиля Маллегро "Несломленные" (1819 г.), в которой воспеваются сила человеческого духа и способность с честью выдержать любые испытания. Патетичность слога, характерная для Маллегро, и романтические декларации, вкладываемые автором в уста героев, делают эту поэму в своем роде квинтэссенцией позднего романтизма.

Анри-Огастен Эггерт известен в истории литературы как "автор одной книги". Это не совсем справедливо, так как при жизни писателя был еще издан небольшой сборник его рассказов, но все же главным и единственным его крупным произведением был роман "Утро воскресенья" (1821 г.), написанный в соответствии с канонами романтизма, преломленными через призму мрачного и пессимистического мироощущения автора. Так, описывая гнетущую атмосферу в обществе времен правления Густава I, Эггерт намеренно сгущает краски, рисуя людей, задавленных страхом перед жестокой репрессивной властью. Казнь главного героя, облыжно обвиненного в участии в заговоре против короля, и печальный конец его возлюбленной (постригшейся в монахини и давший пожизненный обет молчания) также служат осуществлению авторского замысла.

Противоположным настроением проникнут увлекательный роман современной писательницы, издающейся под псевдонимом А.Нион, "По праву крови" (1889 г.), в котором автор в значительной степени романтизировала образ принца Патрика, сосредоточившись на истории любви принца и Иветты Радич. Это произведение, как и вышеперечисленные, отличается наименьшими историческими погрешностями и искажениями фактов, поэтому оно включено в образовательную программу как дополнительное чтение по истории.

Кроме того следует упомянуть циклы стихов Эдварда Гроу "Темница" и "Каторга" (1869-72 гг.), посвященные принцу Патрику и его приближенным, и "Контрабандисты" (1869-70 гг.)  о жителях побережья, серию исторических рассказов Феликса Легуа (1835-47 гг.), а также юношеский, довольно слабый, роман Анри Солля "Регвикская красавица" (1826 г.), хоть и не принадлежащий к творческим удачам великого писателя, но все же широко известный.

На удивление мало к периоду Второй смуты обращается кинематограф, он может похвалиться лишь малоудачной экранизацией "Предвестья" А фон. Гайля (1879 г.), примечательной лишь тем, что Густава Гайцберга в ней сыграл великий Максимиллиан Бергаус,  фильмом "Заговор" (1887 г.), повествующем о подготовке покушения на короля Карла III и получившем Малую кинематографическую премию за сценарий, а также сериалом "Из министров – в короли" о Густаве Гайцберге (1890 г.). Известно, что снимается экранизация романа А.Нион "По праву крови", но ее выход на экраны состоится только в 1895 г.

Театральное искусство и драматургия периоду Второй смуты не уделяют никакого внимания, равно как и музыкально-драматическое искусство.

Список литературы

Э. Ласкар "Историческая живопись Империи", Леррен, Башня, 1873 г.
В. Коринн "Эпоха романтизма в литературе и живописи", Леррен, Академия, 1852 г.
Л. Бержер "Вторая смута в поэзии", Еж, Ежское книгоиздательство, 1874 г.
Г. Равендуа "Творчество А. фон Гайля", Тар-Мааран, Издательство Горного института, 1865 г.
Д.-В. Демолен "История как источник вдохновения", Леррен, Башня, 1882 г.

(раздел статьи "Вторая смута" в 4 томе Академической энциклопедии)