Что нам остается от любви?..

Виктор Каменев
В уличной сутолоке  афишка dance club NN, как и положено рекламе, бросалась в глаза. Смазливая томная девица в мини-бикини  загорает в таинственном полумраке. Крупный текст  перечеркивает ее фигуру, искушая: «Раздевайся, не лажайся…»  Это реклама  в концентрированном  виде, когда картинка усиливает  текст,  как бы намекая: «Конечно, не хочешь - не раздевайся, а если разденешься – не пожалеешь…» Свобода немереная. Прикольная.

На великом и могучем языке русского сленга лажа – это едва прикрытое вранье, лажануться – обидно обмануться. Раздевайся –  не обманешься, не обманут, не стесняйся – вот такие простые и доходчивые посылы заложены в эту рекламную афишку. Правда, инстинкт самосохранения рождает в душе тревогу, ведь веками считалось, что, вообще-то, приятно, когда тебя уважают, а когда раздевают - это бабушка надвое сказала.  Однако мелкий рекламный бес услужливо подсказывает, что приятное времяпрепровождение сегодня уже трудно представить без эротики в какой-либо форме.  А раздеваться на танцполе вообще ничуть не стыдно, а приятно и хорошо оплачивается.

Стриптиз – в массы

Однако раздеться на публике, в прямом и переносном смысле, может еще далеко не каждый. Эту многотрудную задачу полного освобождения личности от всяких  старомодных  «комплексов» и решает сегодня, похоже, наша масс- культура. Так сказать, стриптиз - в массы. Сегодня это модно, а не стыдно. Некоторые даже   «философски» обосновывают: «что естественно – то не безобразно». Собакам и кошкам, и обезьянам  ведь не стыдно, а много ли мы лучше? Совершаем же иногда похожие поступки, и обзываем друг друга «собаками» и «кошками», и ничего.  Вот именно, если так дальше пойдет, скоро не останется ничего. 
   
В первую очередь от любви. Это, видимо, закон природы, сообщающихся сосудов: чем больше пошлости в отношениях мужчины и женщины, тем меньше любви. Писатель Г. Гачев когда-то сказал, что  «любовь – это когда одна женщина избавляет от дурной бесконечности многих».  Как она редка сегодня, и, наоборот, как велика эта дурная бесконечность «многих».

И все меньше остается места для тайны человеческих отношений в нашем голом мире, все становится «просто»,  как в бизнесе: ты – мне, я – тебе. И под компьютерную цветомузыку на танцполах пляшет сегодня молодежь «грязные танцы» по образу и подобию свободного от культурных комплексов племени Мумба-Юмба.

А потом наступает скука

  Встретились, отдались «танцу» и разошлись. Романтика! Первое, очень короткое, время…  А потом предстоит путешествие в мир  простейших – амеб. Или в мир пресмыкающихся -  «кожу менять», как это делают змеи.

Потому что потом наступает скука. Становится не интересно даже «это».  За что боролись – на то и напоролись. В старом фильме «Два товарища» есть гениальные кадры «про это»: матрос рассматривает в стереотрубу  купающуюся женщину, и предлагает товарищу насладиться ее красотой.  Тот лениво отвечает: «Ты бы мне показал мясо, або сало…»   
   
Впрочем,  подсознательные фрейдовские «основные инстинкты»  выпустило на свободу искусство постмодернизма, и до сих пор «творчески» их  постигает. Поэтому какие могут быть претензии к молодежной субкультуре и рекламе? Для них они  –  всего лишь рекламный ход. Проблема в том,  утверждают эксперты, что  реклама – это нечто большее, чем двигатель  торговли. Она формирует образ жизни. Диктует, посмеиваясь, что модно, а что следует выкинуть на помойку. Сегодня очередь  дошла  до любви.