В уличной сутолоке афишка dance club NN, как и положено рекламе, бросалась в глаза. Смазливая томная девица в мини-бикини загорает в таинственном полумраке. Крупный текст перечеркивает ее фигуру, искушая: «Раздевайся, не лажайся…» Это реклама в концентрированном виде, когда картинка усиливает текст, как бы намекая: «Конечно, не хочешь - не раздевайся, а если разденешься – не пожалеешь…» Свобода немереная. Прикольная.
На великом и могучем языке русского сленга лажа – это едва прикрытое вранье, лажануться – обидно обмануться. Раздевайся – не обманешься, не обманут, не стесняйся – вот такие простые и доходчивые посылы заложены в эту рекламную афишку. Правда, инстинкт самосохранения рождает в душе тревогу, ведь веками считалось, что, вообще-то, приятно, когда тебя уважают, а когда раздевают - это бабушка надвое сказала. Однако мелкий рекламный бес услужливо подсказывает, что приятное времяпрепровождение сегодня уже трудно представить без эротики в какой-либо форме. А раздеваться на танцполе вообще ничуть не стыдно, а приятно и хорошо оплачивается.
Стриптиз – в массы
Однако раздеться на публике, в прямом и переносном смысле, может еще далеко не каждый. Эту многотрудную задачу полного освобождения личности от всяких старомодных «комплексов» и решает сегодня, похоже, наша масс- культура. Так сказать, стриптиз - в массы. Сегодня это модно, а не стыдно. Некоторые даже «философски» обосновывают: «что естественно – то не безобразно». Собакам и кошкам, и обезьянам ведь не стыдно, а много ли мы лучше? Совершаем же иногда похожие поступки, и обзываем друг друга «собаками» и «кошками», и ничего. Вот именно, если так дальше пойдет, скоро не останется ничего.
В первую очередь от любви. Это, видимо, закон природы, сообщающихся сосудов: чем больше пошлости в отношениях мужчины и женщины, тем меньше любви. Писатель Г. Гачев когда-то сказал, что «любовь – это когда одна женщина избавляет от дурной бесконечности многих». Как она редка сегодня, и, наоборот, как велика эта дурная бесконечность «многих».
И все меньше остается места для тайны человеческих отношений в нашем голом мире, все становится «просто», как в бизнесе: ты – мне, я – тебе. И под компьютерную цветомузыку на танцполах пляшет сегодня молодежь «грязные танцы» по образу и подобию свободного от культурных комплексов племени Мумба-Юмба.
А потом наступает скука
Встретились, отдались «танцу» и разошлись. Романтика! Первое, очень короткое, время… А потом предстоит путешествие в мир простейших – амеб. Или в мир пресмыкающихся - «кожу менять», как это делают змеи.
Потому что потом наступает скука. Становится не интересно даже «это». За что боролись – на то и напоролись. В старом фильме «Два товарища» есть гениальные кадры «про это»: матрос рассматривает в стереотрубу купающуюся женщину, и предлагает товарищу насладиться ее красотой. Тот лениво отвечает: «Ты бы мне показал мясо, або сало…»
Впрочем, подсознательные фрейдовские «основные инстинкты» выпустило на свободу искусство постмодернизма, и до сих пор «творчески» их постигает. Поэтому какие могут быть претензии к молодежной субкультуре и рекламе? Для них они – всего лишь рекламный ход. Проблема в том, утверждают эксперты, что реклама – это нечто большее, чем двигатель торговли. Она формирует образ жизни. Диктует, посмеиваясь, что модно, а что следует выкинуть на помойку. Сегодня очередь дошла до любви.