Из жизни старушек

Людмила Либерцева
ПОД УКЛОН

Всю неделю был сплошной снегопад. Много больных. Пришлось и мне идти в аптеку. Собиралась перейти дорогу, а на "зебре" впереди старушка с палочкой уже перешла почти. Уже ступила ногой на островок безопасности, машины поехали, тут у нее нога стала скользить, и она упала назад на проезжую часть. Что с ней - не видно. Видимость перекрыл автобус-маршрутка... Я ждала с замиранием сердца.
Когда автобус отъехал, увидела, что девушка выскочила из авто и бабушку поднимает. Машины остановились. Я забрала бабушку у девушки и повела дальше по переходу. Вроде все обошлось. Идём под руку, и она тихо так, словно самой себе, говорит: - Мужа только что похоронила - и вот всё катится под уклон...


ЗИМНИЙ ДЕНЬ

Зимним погожим днём после недельного снегопада всюду пушистый снежный покров. Вот бы разбежаться и прыгнуть в снег, раскинув руки, чтобы отпечаток остался в глубоком снежном покрове! Так маленькая Лера всю прогулку падала навзничь в сугробы, а я её доставала, словно подъёмный кран. Меня-то вряд ли кто достанет, не повредив отпечатка. ;  Я останусь лежать, а прохожие будут проходить и проходить... А занавес неба надо мною начнёт раздвигаться... Такое многослойное зимнее небо улыбнется мне из какого-то дальнего слоя золотым солнечным лучиком, и я веселее пойду мимо заснеженного пространства по узкому протоптанному пути.
После того, как отвела Лерочку к родителям, вышла за продуктами через двор напрямки к магазину. Тропинка узкая, идти трудно, того и гляди оступишься.
Вот кто-то трепыхается недалеко от помойки. Это ворона купается в снегу?
Нет, она провалилась в пушистый, не слежавшийся снег и пытается выпорхнуть, или притаптывает взлётную площадку.
Ах, вот оно что... - сыр у неё в клюве, точно как в басне: "вороне где-то Бог послал кусочек сыру", но большой - с "коровий носочек", и бедолага с ним возится. А эти, с хохолками - свиристели обобрали весь рябиновый уголок, на снегу расклёванные ягоды рассыпаны, словно брызги крови.
Воробьи чирикают, возмущаются. Они сами ягод не едят, хлебушком разжились где-то.
Собака по грудь в снегу с радостью бросилась к вороне, но та вовремя взлётную полосу утрамбовала, и взметнулась на ветку с недоклёванным куском сыра.
Вот бабуся с кошелкой упала впереди, и я уже почти бегу по этой бугорчатой тропинке ей на помощь.
Бабуся на четвереньках, кошелка в снегу, шапчонка под коленками. Я пытаюсь поднять старушку под локти - никак. И, развернувшись, каким-то чудом волоку ее к подъезду на скамейку. А она молчит, как убитая.
- Бабуль, Вам плохо? - спрашиваю. А она тихо так говорит:
- Хорошо.
Сидит на лавке и не помнит куда шла, и, главное, откуда? Голова у неё закружилась, она и ... очутилась тут в снегу. Вот незадача. Звоню в скорую, а они меня в милицию посылают. Это ж надо, упасть и всё забыть, даже имя.
Такого никому не пожелаешь. Пока я пыталась до милиции дозвониться, бабанька опомнилась, узнала соседку свою. Из ближнего дома оказалась. Слава Богу!
Они вдвоём побрели домой.
И мне отчего-то никуда не захотелось идти, вернулась я к дому, там у нас рядом с парадной магазинчик малюсенький, всё самое необходимое есть. Только дома я поняла, что спина у меня скованна, потянула я спину-то опять.
Нагрела кипяточку, заварила зеленого чайку и, как та ворона, сыру большой кусок "отклевала" с расстройства.
А чего расстроилась? Вроде всё хорошо. Всех Бог миловал.
Бабульку жалко.


СТАРУШКА И КОНДУКТОР

В праздничный день старушку, высохшую как мумия, укутанную в пуховый платок, внесли в троллейбус подхватив под локти двое плотных мужчин. Сами же выскочили тут же обратно на улицу. Троллейбус тронулся с места, бабулька качнулась, и ей сразу уступила место девушка с планшетом.
И вот, посидела старушка пару остановок, да собралась выходить, а ножки не гнутся...
Кондуктор помог ей спуститься со ступеней, повернулся было назад, а она вцепилась в него: - Нет, милай, ты меня на ту сторону переведи!
Задёргался кондуктор: - Что ты, бабуля, мне ехать надо, не могу!
Но старушка не сдаётся, тянет, пытаясь оторвать кондуктора от поручней.
Приняли бабулю ребята на остановке, на вид старшеклассники, дескать, доставим, куда скажете. И спасли кондуктора...


СКАЙП

Возле овощной лавки старушка ждёт, когда её товарке взвесят картошку, морковь, лимоны...
Я подошла за пучком зелени и стала невольной свидетельницей их диалога.
Увидев  девушку, разговаривающую по мобильному телефону-клипсе, старушка сокрушенно говорит приятельнице:
- Глянь, какая молоденькая, а уже сама с собой разговаривает.
- Не дай нам Бог спятить, как эта молодёжь! - вторит товарка.
- У моего внука в пустой комнате кто-то меня по имени назвал, и говорит: поторопите его! - я бегом оттуда.
Спросила у внука-то, кто там у тебя? Так он плечами пожал,- да Скайп, наверное,- а потом смеялся с кем-то громко в своей комнате, явно не один. Кто такой Скайп? Никакого уважения, дожили...
И они понесли вдвоем за ручки вязанную сумку с двумя кило картошки, перекрывая пешеходам движение по тротуару, такие одинокие среди спешащих людей и несущихся на электросамокатах доставщиков продуктов.


СУДАРУШКА

Бабушка Маркелла давно не была на улице - болела.
И вот выходит, а уже весной пахнет, точно арбузными корками! И дышится как-то непривычно легко, по-особенному после бронхита. Пасха приближается. А солнце слепит и сверху, и снизу от стекляруса подтаявшего снега.
Идёт она потихонечку, прищурилась, и видит - два мужичка примостились на скамеечке у точечного дома, раздетые уже до свитеров. Увидели они бабушку Маркеллу и кричат, перебивая друг друга:
- С весной Вас, сударыня! - один,
- Поздравить хотим! - другой.
- И вас с весной, сударики! Вот и дожили... до весны-то! - отвечает улыбаясь им  пенсионерка Маркелла Игнатьевна.
Кланяются они ей, чуть со скамейки не падают. Кто такие? - думает бабушка Маркелла, поправляя на ходу выбившиеся из-под шерстяного платка прядки волос.
Прошла она уже почти квартал и почувствовала вдруг, что так и улыбается. Идёт с улыбкой, и так это ей необычно показалось, отвыкла она уже улыбаться. И очень это её обрадовало.
Щебет кругом на бульваре! Воробьи своё "чики-чики" твердят, а синички зовут: "в тень - в тень", и голуби разворчались, хвосты распустили, того гляди скажут: "с весной Вас, сударыня!