Сэконд-хэнд. Фрагмент спектакля Мыслёныши

Александр Йорген Воронцов
У каждого в жизни бывают моменты, когда мир вокруг гнусен, несовершенен, противен, а все вокруг сволочи, уроды и подонки. И вот тогда хочется спрятаться в каком-то своем укромном местечке, где никто тебя не будет доставать, где ты можешь отогреться. То есть, спрятать свой хрупкий внутренний мир от воздействия на него мира внешнего. Нужно сокровенное место – и это место должно быть красивым. Потому что ведь все вокруг уроды. Как правило, это парк или любимое кафе. Любимый столик. Чашка капучино. И там, находясь наедине с самим собой, смаковать свою очередную обиду и, отхлебывая кофе из чашечки, обязательно сёрбая, потому что так вкуснее, думать о том, как тебя не понимают.

У каждого есть такое место. И у меня тоже такое место есть.
Правда, это не кафе.

Когда однажды вам стало невыносимо гнусно от осознания того, что мир несовершенен и одолели размышления о том, в чем смысл жизни, я пошел бродить по городу. И отчего-то зашел в магазин. Ну вы знаете эти магазины – элитные вещи из Франции 2 евро за килограмм.  То есть, которые торгуют одеждой типа сэконд-хэнд. Нет, не потому, что мне надо было что-то купить, нет! Хотя чего стесняться – я покупаю там одежду, да. А после ТОГО случая – теперь постоянно… Не то, чтобы я плохо зарабатывал или старался сэкономить… хотя и это есть… но главное – совсем не в этом! Я понял, почему меня так притягивал этот магазин одежды "из вторых рук"! Но не сразу…

ТОГДА я от нечего делать просто наблюдал за людьми. Как одна бабушка долго щупала плащи, пальто, платья и перерывала копалась в груде головных уборов с видом то ли археолога, то ли патологоанатома. И нашла – купальник! Я уж не знаю, пришелся ли он ей впору, но именно в тот момент мне в голову пришла поразительная мысль: а ведь не только мы выбираем вещи – вещи тоже выбирают нас!

А я подумал – а может это не бабушка выбирала, а купальник? Может, их – шляпку и купальник – разлучили, а теперь они встретились? И именно они выбрали бабушку эту? И меня тогда осенило – а ведь у вещей тоже есть своя Карма!
Вот, к примеру, завели вы… ну, то есть, приобрели себе вещь. А она вам не идет. Ну не ваша она – скажем, пиджак сидит, как на пугале, хоть и размер ваш, и фасон… брюки на коленях пузырятся, хоть три раза в день гладь, платье, хоть и в стиле "резиновое изделие №3, а фигурка у вас еще сексапил №5, но вдруг живот, как будто у вас месяц №6. Я уж не говорю о жмущих туфлях и режущих, пардон, бюстгальтерах!

И что делать, если вещь куплена и носили вы уже ее пару раз?
В магазин не вернешь, выбросить жалко… Хотя вы носитесь с ней, а она – с вами… А она с вами в контрах. Ну, не ладят ваше тело и, допустим, вот этот галстук – только вы зазеваетесь, а он вас как начнет душить! Или вот эти брюки – ширинка так и норовит расстегнуться, а окружающие могут подумать, что вы – сексуальный маньяк! И вот тогда вы отдаете вещи на перевоспитание – в сэконд-хэнд.

И вот там в магазине вторых рук у вещей начинается вторая жизнь. Вещи общаются с такими же вещами, обмениваются опытом и, что самое главное – присматриваются к нам. Примеряют. Оценивают. И, наконец, выбирают.
А выдумали – это мы выбираем себе вещи?

Ха!

А еще я подумал – а может это их – бабушку и купальник – разлучили, а теперь они встретились? И именно они выбрали бабушку эту? И меня тогда осенило – а ведь у вещей тоже есть своя Карма!

Вот смотрите.
Бабушка и купальник.
Купальник – БУ-шная вещь, бабушка – очень БУ-шный человек.
БаБУшка.
Много лет назад, когда бабушка еще не была бабушкой, а купальник только-только стал купальником, они, возможно, еще встречались. Много лет назад.
Скажем, в Болгарии.
Она, быть может, бросила взгляд на этот купальник, и купальник тоже, возможно, ее заметил… И они разошлись, так и не встретившись.
Но!
Судьба в конце концов их соединила.
Человек и вещь. Оба БУшные.
А ведь и весь мир состоит из людей и вещей.
И если люди постепенно становятся бывшими в употреблении, и вещи вокруг нас тоже часто бывшие в употреблении, то, получается, весь мир – сплошной секонд-хенд?

Кстати, вторая мысль, которая мне пришла в голову тогда – покупать дорогие вещи пошло. И опасно. Ну, зачем покупать швейцарские часы Patek Philippe, если можно купить точно такие цыганские? Нет, ну я утрирую, конечно, однако настоящий Патек Филипп стоит 35 тысяч евро, но в той же Швейцарии есть магазины-репликаторы, где вы можете купить точно такие часы, но не ручной сборки, которых всего 20 штук в мире, а японской, которые собраны на конвейере и без всяких там драгоценных камней. Зато стоят 3000 гривен, но отличить те, за 30 тысяч евро и эти за 3000 гривен смог бы только сам Патэк Филипп. Ну, или тот, кто разбирается в швейцарских часах. А много у нас таких людей?

Вот, к примеру, помню я один случай из своей юности. Мама подарила мне на день рождения замечательный галстук цвета морской волны. И, естественно, я в нем праздновал свой день рождения… Утром, разглядывая себя в зеркало, я обнаружил что мое лицо стало очень похоже на галстук – не формой, но цветом. Правда, оно выглядело  больше помятым. Отличался мой галстук от моего лица только тем, что на галстуке были – меня поймут только живописцы – на галстуке были два замечательных пятна ярко красного цвета. Так сказать, привет Сальвадору Дали – я превзошел его в колористике.
В то утро я узнал о себе много нового – от мамы. Кроме того, что я не люблю маму, я, оказывается, рано покинул школу, что моя голова предназначена для игры в футбол, а самое главное – что мне срочно нужно жениться. Вот такая странная женская логика.
Хотя теперь, развивая теорию вторых рук, понимаю – мама хотела сдать меня на перевоспитание, из рук в руки…

Так что практичнее покупать вещи в магазине именно сэконд-хэнд…
Вы так брезгливо передернули плечами? А почему? Разве вокруг нас не тот же сэконд-хэнд? Вот, к примеру, о чем вы мечтаете? Хотите, я помечтаю вашу мечту?
Все мужчины мечтают о хорошей, престижной работе, или успешном бизнесе, солидном счете в банке, длинноногой блондинке, шатенке или брюнетке в качестве жены и такой же, но в качестве любовницы, модном дорогом авто, шикарной квартире, доме или нескольких квартирах или домах, послушных детях и большом размере… здоровья. А о чем мечтает каждая женщина?
Да о том же самом.…
Каждая женщина мечтает о хорошей, престижной работе, или успешном бизнесе, солидном счете в банке, широкоплечем мускулистом брюнете, шатене или блондине качестве мужа и такои же, но в качестве любовника, модном дорогом авто, шикарной квартире, доме или нескольких квартирах или домах, послушных детях и большом размере… здоровья. Только повыше.

Так что ваша мечта – какой бы экзотической она не была, все равно вторична – кто-то когда-то где-то о чем-то таком уже мечтал.
Все очень банально и скучно.
Миллион долларов?
Пошло!
Вечная жизнь?
Глупо!
Стать президентом Украины?
Мелко!
Найти свою половинку?
Банально…

Кстати…
А вот любовь… Она ведь в определенном смысле тоже… сэконд-хэнд… Мы читаем об этом книги, смотрим фильмы, то есть, получаем представление о любви из вторых, а то еще из третьих рук – когда мальчишки в подъезде пересказывают фильм… А в физическом смысле мы такие все пользованные-перепользованные…  Ведь даже первая любовь – та, которая по книжкам и фильмам – вторична, мы ведь не сами догадались, почему вот эту девочку дергаем за косички или несем ее портфель… А потом, когда посмотрели уже другие фильмы… то тем более…
И потом, когда наконец-то женимся или выходим замуж – то разве плохо, что раньше уже примеряли кого-то, а кто-то нас примерял… и даже, не побоюсь этого слова, носил… Если моего любимого человека кто-то раньше любил – я что, не могу ее любить сегодня? Нам что от этого плохо? Мы же идеально подходим друг другу! Зато теперь, приобретя опыт сэконд-хэнда, мы точно знаем, что хотим видеть в своем спутнике.
А главное – что мы точно видеть не хотим!

Или вот счастье…Счастье ведь для всех практически одинаково… Даже если какое-то
Экзотическое – все равно это будет любовь, сбылись все мечты, вы совершенно здоровы, равно как и ваши родственники, никто не одалживает у вас деньги, а по утрам вам приносят кофе в постель… Или какао… В общем, быть оригинальным в плане счастья еще сложнее… В этом плане везде такой сэконд-хэнд… Весь мир вторичен…
Вы смотрите по телику сюжет о счастье какого-то там Хулио Родригеса и думаете – ну вот хулио не мне вот так? И сразу сэконд-хэндовские мечты, сэконд-хэндовские подруги, в которых вы пытаетесь разглядеть драгоценные камни от Патэк Филипп, а получаете в лучшем случае японскую сборку, а то и цыганскую.

А еще маски, знаете? Вот эти маски, которые мы меняем всю жизнь.
Хороший сын, романтичный влюбленный, опытный любовник, верный муж, отличный работник, мудрый начальник. Это же все как костюмы, которые все берут напрокат в одной конторе. Они же пропылились все, от них же нафтолином воняет, а мы прыгаем из одного в другой, из одного в другой!

И только в конце, когда мы умираем, когда уже нет смысла подражать и притворяться. Вот тогда наш самый последний, деревянный костюм – вот он точно уж не секонд хэнд…
Новенький.

В общем давайте признаем просто, что весь мир-секонд хэнд. И даже земля нам от динозавров поношенная досталась уже… И ничего в этом плохого нет. Ну что плохого в том, что моего любимого человека уже кто-то любил до меня. Что же мне теперь не любить его? Да и наоборот – вот мы с женой, когда начали свой путь на встречу друг другу. Каждый человек, который любил нас, которого мы любили – каждый человек изменял нас и делал такими, какими мы один раз встретились в определенном месте и полюбили друг друга.   

Но вот какое это место – и где она меня сейчас ждет – я вам не скажу. Потому что это мое, сокровенное…