Z-триз. дискуссия. 20. ю. тамберг-2 сорокину

Виктор Сорокин
***

В.Сорокину

Здравствуйте, Виктор!

Получил два Ваших письма, разложил их перед собою и начинаю беседовать с интересным, цепко мыслящим человеком.

Поздравляю Вас с компьютером, мне Ваша радость очень понятна. У меня тоже недавно появилась умная синеглазая любовница, как говорит моя жена, потому что я ею забавляюсь и днем и ночью. Правда она одноглазая, но зато глаз большой.

Согласен с Вами: правильная иерархия это самое важное для ясного мышления. Я часто повторяю за Планком: «Классификация это высокая степень познания».

По поводу объективных законов. Я давно сформулировал для себя три правила формулирования законов: сам закон, граничные условия, в рамках которых он справедлив и вероятность его исполнения в этих граничных условиях. Это не просто сделать, но тогда отпадают все разговоры об исключениях из правил и т.п. А под объективностью я понимаю в первую очередь независимость исполнения закона от воли человека. А так как, действительно, объективные законы формулируют субъективные люди, то надо сомневаться в их правильности.

Да Бог с ним с этим сомнением, только дураки не сомневаются. Всякий разумный человек должен сомневаться, если он не сомневается в том, что живет в вероятностном мире. Нам никогда не известна точная величина вероятности, но мы умеем интуитивно определять достаточную вероятность и принимаем решение. Нужна смелость, чтобы сомневаться и чтобы не сомневаться.

Однако есть вопросы посерьезней. Например, невскрытые резервы сознания. Где взять деньги на развитие Z-движения и ТРИЗ? Сколько надо этих денег? А что делать, если вдруг эти деньги появятся? Как бы не превратить Z-движение в одно из прекраснодушных движений, которых уже немало было придумано до нас? Этапы развития Z-движения, пусть хоть и грубые. Грубые оценки спасают от грубых ошибок.

Но сначала о гласности. Гласность, т.е. свободная пресса, абсолютно необходима в обществе, где есть нечистоплотные начальники. Это хоть какое-то воздействие на их совесть. На языке кибернетики это же КОНТРОЛЬ, почему Вы против гласности?

Нужна самоорганизующаяся система, которая безотказно работала бы не на Луне, а на Земле, в наших российских, т.е. воровских, условиях. Поэтому особенно нужен контроль, гласность и свободная пресса, коли нет нравственности.

Кроме того, никакую самоорганизующуюся систему (и Z!) не примут власть держащие, так как это прямое посягательство на то, что они держат. И такую систему будет очень непросто внедрить, поэтому она должна обладать еще одним важнейшим свойством – САМОВНЕДРЯЕМОСТЬЮ!
 
Вы пишете, что нормальное управление не нуждается в совести, так как управление есть работа по управленческим алгоритмам. Когда же в России будет нормальное управление, т.е. управление честными управленцами по справедливым алгоритмам?! Разве после реализации пока не созданных программ Z-движения...

Я уверен, что невозможно создать абсолютно справедливые алгоритмы управления, т.е. субъективные законы и инструкции, тем более, нет и быть не может поголовно абсолютно честных управленцев (как и церковных иерархов). Более того, именно управленцам особенно нужна совесть. Но ее там нет. Это узловой вопрос! В прошлом письме я сообщал, что знаю, что надо делать, чтобы спасти человечество и уже спасаю, как и Вы. Вы пишете книги о нравственности, а я разрабатываю практические приемы воспитания нравственности у детей. Вы пишете: «Человек может быть порядочным и не обладая совестью». (?)
 
Посмотрел по словарю Сергея Ивановича Ожегова, с которым как известно, не поспоришь: «Порядочный честный, не способный к низким, аморальным, антиобщественным поступкам». Выходит не может быть человек порядочным без совести.

На позапрошлогоднем съезде Вы мне давали (на ночь) прочитать интересные материалы, они наверно из Вашей Книги. Я помню, что они мне понравились, легли на душу, но я их не успел дочитать. Вам об этом сказал, Вы взяли у меня мой домашний адрес...

Воспитание примером действительно самый сильный прием воспитания, но только, по моим наблюдениям, до определенного возраста! А дальше не работает!

По поводу общих законов развития цивилизаций. Они, думается, существуют и самые что ни на есть объективные. И мы их знаем. Но вся сложность в том, что очень трудно их сформулировать так, как я предложил в начале письма, с учетом граничных условий. Я пытаюсь это сделать. Было бы очень полезно (по крайней мере мне) обменяться идеями на этот счет, тем более, что мы придерживаемся противоположных точек зрения.

Конечно, при формировании Z-мировоззрения надо подходить с системных позиций. Кроме указанных Вами четырех субстанций, я бы указал еще десяток: философию, синергетику (кстати, я разработал методику развития у детей 6-10 лет синергетического мышления), социологию, психологию,.. Стоп! Можно утонуть. Но с чем я безоговорочно соглашаюсь: Центральная Идея – это ЧЕЛОВЕК! А именно: его счастье.

Хочу высказать такое мнение: пока Z-мировоззрением не овладели массы надо временное название "Z-движение" изменить на постоянное. Кроме того, нужна эмблема и девиз. Могу предложить, но это Ваша прерогатива.

Зав. кафедрой математики Новгородского университета мне сказал, что Великая Теорема уже доказана и вопрос закрыт. Внутренне я в это не верю и продолжаю поиск. Разыскал доказательство Ивлева. Понравилось Ваше сравнение: ложные принципы – это черные дыры, валишься в них всю жизнь.

Позволю себе сделать несколько замечаний на Ваши утверждения.

Я бы не стал так безапелляционно утверждать, что по заданной подсистеме невозможно определить систему, к которой она принадлежит или принадлежала. Если я в глухой деревне утром услышал кукареканье, я со стопроцентной вероятностью могу заключить, что это не граммофонная запись. Да мы на дню сотни раз по ПС определяем Систему.

По поводу утверждения, что ТРИЗ станет основой Теории Сильного Мышления. У меня уже стала. Я просмотрел 27 (!) методик мышления и не нашел ни одной, которая бы равнялась тризовской по степени алгоритмизированности, т.е. управляемости процессом мышления.

Какие науки Вы относите к категории сверхнаук? Я отношу: философию, глобалистику, синергетику, социологию, и математику. Кстати о математике. Вы творческий математик, разработайте математический аппарат ТРИЗ! Пора. Это будет похлеще Великой Теоремы. Само составление математической модели ТРИЗ уже заставит переосмыслить многое. Может быть, тогда и будет создана парадигма ТРИЗ.

И наконец, о добре и зле. Согласен с Вашей концепцией, глупо идти на разъяренного тигра с оливковой веткой или хлебом-солью.

Где взять деньги? Идея заключается в том, чтобы получить грант на разработку инструментальных методик воспитания нравственности (Сорос, ООН, ЮНЕСКО, Институт Открытое Общество...), либо (и) увлечь ведущие педагогические университеты, академии, институты мира, государства идеей перевоспитания Номо-Sapiensа в Нomо-Нравственного под лозунгом: «Нравственность спасет Мир».
Составить толковый доклад или открытое письмо государствам (например: «Нравственность, ТРИЗ и глобальные проблемы человечества», цели, заявку, смету, программу работ... и разослать в сто адресов. Тут главное найти личность, которая глобально мыслит и решает, и понимает, что для действительно больших денег нужна стабильность в мире, даже если ВПК мира и будет против. Хочется думать, что в списках журнала «Форчун» найдется фирма, которою заинтересует проблема: «Стабильность мира через нравственность». Это, кстати, и будет одним из направлений ТРИЗ + нравственность.

Другое направление поиск прямых путей в подкорку за озарениями и стимуляторов мышления: медитации, внушения, воспитание волевых качеств, обучение во сне. Есть же люди которые могут считывать информацию прямо с гибкой дискеты! И вообще считают, что мы используем всего несколько процентов возможностей нашего мозга. Это же неиспользованный ресурс! Третье, наиболее реальное направление ТРИЗ – системное обобщение всех методов, приемов и способов мышления и решения задач, наработанных человечеством. Понятно, что все эти предложения пока сырые идеи.

И еще одно предложение встретиться в Петрозаводске на очередном съезде АТРИЗ.

С глубоким уважением. Жду ответа.
Ваш Юрий [ТАМБЕРГ]

Передайте мой привет Соне.
[19 июля 1996 г. по штампу на конверте]