Литва 5. 9

Артём Киракосов
"КАУНАС. Зима". 28.01.2010. Фото: Артём Киракосов


ФотоАльбомы на Яндексе:

http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/92445/ - Вивенис
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/92446/ - Кедайняй
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/92447/ - Юодкаймя
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/92448/ - Каунас



Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 **** 2018



В ПОЕЗДКАХ





II
литва



5\9
ВИВЕНИС ^ КЕДАЙНЯЙ ^ ЮОДКАЙМЯ ^ КАУНАС

Наверное, – это был один из самых трудных дней моей жизни (до сего!) – по вождению... Сжалилось! – температура стала светлее – вдвое (– 12). Но ветер – боковой – сносил с дороги. Литовцы построили дороги так, будто они от серединки слегка отваливаются к бордюру, которого нету, есть скат... там и оказывались автомобили, съезжая по заледенелой трассе – тихо в кювет сугробов; глядь – а там, уже почти в полях – отдыхает... ждёт... трактора не видно: полиция, скорая помощь, эвакуаторы, трактора, спецтехника, очистилки, буксиры – все  нарасхват. А от `фур`, проносящихся мимо тебя – всё равно – с огромной скоростью – дикая волна! смывающая мою маленькую новенькую синюю "CITROЁN C2", – колёса тут у всех – без шипов, поэтому – я не знаю... – в такие дни – множество бедствий (что? – дороги важнее жизней? – их нельзя угрохать шипованной резиной?)! Много народу просто съезжало – как на неуправляемых коньках – куда попало. Люди – на скорости – пробивали заграждения... А некоторые висели на разделительных решётках, ограждениях, как верхОм! – эти конструкции не давали перемахнуть на `встречку` (слава Богу!). Тяжёлые автомобили не могли взъехать на горку – оцепляли (полиция) – и они скатывались вниз, к основанию, и пробовали вновь! и вновь! А некоторые – так и заночевали. Их нелегко было объезжать: они застывали в позах – посередь дороги...

В общем – тихо-тихо – а доехал... Причём, второстепенные и третьестепенные трассы – занесло так, что не видно даже направленье движения. Но: "охота пуще неволи", – и я оказался в Кедайняйе, городе, в который стремился, увидев (на картинке) деревянный Собор евангеликов-реформаторов. Он производит впечатление... СкрОмно! ВелИко! СИльно! – почти чёрное дерево, высокий... Очень строго. Рядом – дом шотландских купцов. Дальше – Минарет, две Синагоги, Православный храм... По данным – тут полно всякого народу-`сброду` – среди этих неполных 32-ух тысяч! (Люблю смешенья!!! Я даже выставку так – свою – назвал: "СМЕШИВАТЬ КРАСКИ"...) Я не ошибся – тут какое-то всё странное... и какие-то все странные! Все культуры, религии, конфессии, нации... И чудаки – видать – какие-то живут: встречает тебя (с моста почти) – дом без окон: там скворечники вместо них – обшитые разными пуговицами... есть праздник (кажется, в мире такой один!?) "ПОЕДАНИЯ ВОРОН" (жарят! съедают около двухсот!), "ДЕНЬ ОГУРЦОВ" (Кедайняй, оказывается! ещё и "огуречная столица мира" – во! дают!), "ПРАЗДНИК МОРОЖЕНОГО" и "ДЕНЬ МОРОЗА"... – ну уж это, как вы догадались, – в самом конце августа (и лета), под солнцепёк. Тут, короче, я бы не пропал зазря! (По интуиции чую, куда мне..?) Да и туалеты для туристов есть! – бесплатные и открыты... Я был тут – единственный и неповторимый турист – в такой день. А детвора тут весёлая: катится с горок, орут, все так ярко одеты. Весёленькое местечко будет – когда вся эта "шпана" немного подрастёт.

Заехал и остановился у готического – красного кирпича – Собора в Юодкаймя. Всегда производят впечатление – ярко окрашенные скульптуры – Спасителя и  Девы Марии. И, хотя, они почти повсеместно напоминают нам наши парковые провинциальные и привокзальные (наиболее распространены два типа их: "девушка с веслом", "ленин"), Дух тут Есть!.. а стиль..? – ну уж это – общехудожественное бедствие почти всех времён и народов (исключая великих: антики...).

Каунас – место склонения перед моим любимым ЧЮРЛЁНИСОМ Микалоюсом Константинасом. Найти Музей, пройти к нему, оказалось не просто... (Мы также долго на Ратушной площади Болоньи выспрашивали, где здесь Музей-мастерская Джорджо МОРАНДИ? – любимица моего – из-за которого мы попилили из Москвы – туда!) Не много людей – молодых лучше вообще ни о чём не спрашивать – указали, в дистанции – ошибаясь сильно! – но я был! успел! видел! склонился! поклонился!

Чюрлёнис...

Ну это надо особо!

Редкий художник увидит такую свою достойную экспозицию! – в хронологии, разбитую и сформированную по темам, мотивам, циклам, сериям... в взаимно перекликающемся подходящем оформлении. Судя по всему – картины (бумага, картон, холст, пастель, темпера, акварель... – в нашем ''трактовании" – это графика) – здесь навсегда! и не вывозятся; и правильно! (Последняя Выставка, которую я видел в Манеже, в Москве, состояла из – неудачных – факсимиле. Подлинники – не везут. Помнится – ещё юным – я видел ПЕРСОНАЛЬНУЮ Чюрлёниса в ГТГ. Больше таких радостей не предстоит – надо ехать, и смотреть... самому! И правильно.)

Люблю Чюрлёниса... Люблю давно! С детства, когда моя милая добрая и чувствительная Матушка – музыкальная – показывала мне "СОНАТА МОРЯ", цикл "ВЕСНА", "ЗИМА", серии "СОНАТА" – от "О1" до "11", "ФУГА"...

Каунас – чудо! Мне досталось лицезреть его уже – с глубоковечерней подсветкой (но что мне? – я вижу  с к в о з ь ...)

Обратный путь... – глаза смыкаются... И только великие блюзовики и джазмены прошлого с фантастически обаятельного "RELAX RADIO FM" (появляется после 60-ти км от Вильнюса, в регионе Паневежиса и Шауляя) не дают угрохать себя и свой "CITROЁN C2" – уже любимый мною – синенький, новенький, двудверный, спортивный... Люблю! "CITROЁN"; "CITROЁN" любит! меня. Врублю погромче! – еду тише! – раскраивая усталые зрачки навстречу слепящему валящемуся снегу! фарам встречников! и мгле уже ночи! Под старый добрый "MISSISIPI river BLUES" и все эти их ублюдочные ужимки типа: "Darlin`, Baby, Come on, Makin` love..." – драйвится легко! (Ведь не зря же – водить автомобиль – "to drive"?). Какая в баню! жизнь! – без DRIVE-а? Водить – это "драйв" – и по-русски! – как и по-роковому, rock-овскому. (А я не афроамериканец? – что-то сильно похож, смахиваю, как и Пушкин... мы с ним – в "русской культуре" – два столпа! АФРО!) MISSISIPI river BLUES!.. хрипотца эта! DRIVE on! mstr. ... Artyom!   

28 январь 2010 ~ ~ 2010 январь 28